Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СССР в послевоенные годы. Холодная война




Приступая к изложению данного вопроса, важно уяснить, какие изменения произошли в мире после Второй мировой войны? Война резко изменила баланс сил на мировой арене. Во многом это было связано с гигантским усилением США. Благодаря экономической мощи (подавляющая часть мирового промышленного производства и золотовалютных резервов!), созданию первоклассной армии и широкому военному присутствию в мире США превратились в лидера западного мира. В то же время Германия и Япония надолго выпали из числа ведущих стран. Рост влияния СССР в послевоенном мире вызвал чрезвычайную озабоченность руководства западных держав. Почему послевоенная «оттепель» в международных отношениях завершилась «холодной войной»? Одни историки приписывают главную вину за развязывание "холодной войны" Западу, другие ‑ СССР, третьи ‑ обеим сторонам. Какова ваша позиция? Аргументируйте ее.

При этом следует подчеркнуть, что по мере исчезновения сплачивавшей мир смертельной угрозы фашизма изначальные противоречия антигитлеровского союза и геополитических интересов держав вели к развалу коалиции и к новому расколу на враждебные блоки. Далее необходимо проанализировать основные цели внешней политикиСССР и этапы ее развития после войны. Какой характер носили отношения СССР со странами народной демократии? Необходимо охарактеризовать послевоенное состояние промышленности и сельского хозяйства СССР, ущерб, нанесенный экономике страны в результате войны. Обоснуйте основные задачи экономической политики после войны. Подумайте, за счет чего были достигнуты успехи в развитии промышленности. При этом следует подчеркнуть, что избранный в СССР вариант форсированного восстановления с опорой на внутренние ресурсы и сверхконцентрацию средств в тяжелой промышленности замедлили повышение жизненного уровня, что было чревато ростом социальной напряженности. Назовите причины бедственного положения в сельском хозяйстве после войны.

Напомним, что в 1947 г была отменена карточная система на продовольственные товары. В целях преодоления финансового расстройства была проведена денежная реформа. Дайте свою оценку снижению розничных цен в 1947‑1950гг.

Далее необходимо осветить новые тенденции, которые проявились в массовом сознании после войны. Раскрывая вопрос об укреплении тоталитаризма, выясните причины развертывания Сталиным нового витка репрессий. Укажите, какие идеологические кампании были развернуты в этот период, и какую роль они сыграли. Следует учесть, что суть происшедшего поворота заключалась в возвращении тоталитарно-бюрократической системы к нормальному для нее состоянию.

Охарактеризуйте противоречия в развитии советской науки и культуры в послевоенные годы. Какой смысл вы видите в борьбе властей с "космополитами"? В первые послевоенные годы еще более окреп режим личной власти И.В. Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И.В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.

 

Тестовые задания для самоконтроля

1 Когда началась битва за Москву?

1) 10 июля 1941 г.;

2) 8 сентября 1941 г.;

3) 30 сентября 1941 г.;

4) 5 декабря 1941 г.

 

2. Что произошло с 4 по 11 февраля 1945 г.?

1) Ялтинская конференция;

2) высадка союзников в Нормандии;

3) освобождение Венгрии;

4) Висло-Одерская операция.

 

3. Что предусматривал план "Барбаросса "?

1) присоединение СССР к фашистскому блоку;

2) захват приграничных укрепрайонов на начальном этапе войны;

3) отделение от СССР Прибалтики, Белоруссии и Украины;

4) разгром СССР в течении двух месяцев.

 

4. С чем связанно завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне?

1) с битвой под Москвой;

2) со Сталинградской битвой;

3) с Курской битвой;

4) с битвой за Днепр.

 

5. Что такое операция "Багратион"?

1) операция по освобождению Северного Кавказа;

2) операция по освобождению Белоруссии;

3) вспомогательная партизанская операция в ходе Курской битвы;

4) операция по эвакуации предприятий на Кавказ.

6. Как назывался чрезвычайный орган управления, наделенный высшей исполнительной и законодательной властью в годы Великой Отечественной войны?

1) Политбюро ЦК ВКП(б);

2) Ставка Верховного главнокомандования;

3) Совет труда и обороны;

4) Государственный комитет обороны.

 

7. Что такое ленд-лиз?

1) передача США земельных участков на советской территории в аренду для строительства на них военно-промышленных предприятий;

2) продажа Советским Союзом стратегического сырья и продовольствия странам антигитлеровской коалиции по цене ниже рыночной;

3) система передачи взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья и продовольствия;

4) бесплатные поставки союзников по антигитлеровской коалиции друг другу в счет будущих репараций с Германии.

 

8. В чем основная причина неудач Красной Армии весной ‑ летом 1942 г.?

1) ошибочные решения Ставки и ГКО, неверная оценка немецких планов и возможностей;

2) многократное превосходство немцев в живой силе и технике;

3) весенняя распутица;

4) угроза нападения Японии не давала сосредоточить основные силы на советско-германском фронте.

 

9. Что получил СССР в результате победы над Японией в 1945 г.?

1) Остров Хоккайдо;

2) Курильские острова;

3) Алеутские острова;

4) место в Совете Безопасности ООН.

 

10. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

1) Тегеранская конференция;

2) прорыв блокады Ленинграда;

3) Яссо-Кишиневская операция;

4) Создание Центрального штаба партизанского движения.

 

11. Установите соответствие между кодовыми и историческими названиями операций в годы Великой Отечественной войны:

1) «Концерт» А) партизанская операция в Белоруссии
2) «Тайфун» Б) Курская битва
3) «Уран» В) битва за Москву
4) «Цитадель» Г) Сталинградская битва

12. Установите соответствие между военными операциями и фамилиями командующих фронтами, участвовавших в них:

1) Сталинградская битва А) Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев
2) Курская битва Б) К.К. Рокоссовский, Н.Ф. Ватутин, И.С. Конев
3) операция «Багратион» В) И.Х. Баграмян, И.Д. Черняховский, Г.Ф. Захаров
4) битва за Берлин Г) Н.Ф. Ватутин, К.К. Рокоссовский, А.И. Еременко

 

13. Назовите фамилию создателя и командующего Русской освободительной армии (РОА). Ответ:.

14. Какое произведение, созданное Д.Д. Шостаковичем в годы войны, было впервые исполнено в блокадном Ленинграде? Ответ: ___________

 

!5. Прочтите отрывок из выступления по радио партийного и советского государственного деятеля и назовите его фамилию: "... Сегодня в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке с самолетов наши города ‑ Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие.

Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришел к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу.... Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами." Ответ:____________.

 


ТЕМА X. СССР В СЕРЕДИНЕ 50 ‑ 80-х ГГ. ПЕРЕСТРОЙКА. РОССИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1. Варианты послесталинского развития. Реформы 50 – начала 60-х гг.

 

Вначале необходимо отметить, что со смертью И.В. Сталина 5 марта 1953 г. наступает длительный кризис власти, вызванный отсутствием легитимности ее передачи. Затем следует подчеркнуть, что развернувшаяся борьба за власть между тремя ключевыми фигурами: Г.М. Маленковым,
Л.П. Берией и Н.С. Хрущевым была объективно и борьбой за выбор варианта общественного развития. Смерть И. В. Сталина стала началом конца созданной им тоталитарной системы и началом перехода к новому курсу во внутренней политике.

Почему послесталинское руководство сразу же начало реформы? Что общего и особенного в отношении к реформированию страны у Г.М. Маленкова, Л.П. Берии и Н.С. Хрущева? Почему борьба за власть завершилась победой Хрущева? Раскрывая вопрос о либерализации политического режима, необходимо отметить то влияние, которое оказывало на общественное сознание развенчание культа Сталина на XX съезде КПСС. Важно отметить, что уже в середине 50-х г. была проведена некоторая либерализация существовавшей в стране тоталитарной системы. Система тоталитарного страха была во многом разрушена.

Рассмотрим основные последствия XX съезда партии:

· партийные и государственные деятели боялись разоблачений,
так как все сделали карьеру еще при Сталине;

· 30 июня 1956 г. принято постановление ЦК "О преодолении культа личности и его последствий";

· постановление явилось большим шагом назад по сравнению с докладом на съезде;

· постановление устанавливало официальные рамки критики (Сталина можно критиковать, партию и государственный строй ‑ нельзя);

· процесс десталинизации был противоречив;

· не затрагивал деформации идей социализма;

· не обсуждался поворот событий во внутренней и внешней политике;

· жертвами культа признавались лишь сторонники сталинский
линии, а не оппозиционеры (Л.Б. Каменев, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин и другие);

· происходят изменения в системе ГУЛАГа;

· на свободу выпущены сотни тысяч людей;

· суть репрессий замалчивалась, не публиковались имена виновников (для того времени, может, это было и правильно);

· были восстановлены автономные республики: Калмыцкая, Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская;

· происходят антисталинские выступления в Польше и Венгрии

Вывод: работа съезда (особенно "Секретный доклад") показала двусмысленность линии партии. Одни отвергли доклад, другие вынесли его на публичное обсуждение, у некоторых он посеял семена инакомыслия. Как показали события после XX съезда, Хрущев вскоре покончил с коллегиальным руководством и стал неконтролируемым лидером.

Какие изменения в партийной жизни, государственном строительстве произошли в 1953‑1964 гг? Какие примеры свидетельствуют о непоследовательности и ограниченности политических преобразований, начатых Н.С. Хрущевым?

Необходимо выделить основные тенденции экономического развитияСССР в 1953-1964 гг. Следует проанализировать причины нараставших в начале 60-х годов трудностей в промышленности и сельском хозяйстве. Оцените реформу управления, предпринятую Н. С. Хрущевым. Покажите ее положительные и отрицательные стороны.

При этом можно подчеркнуть, что в 50-60-е годы особенно усилились поиски «панацеи», чудодейственного средства, способного разом разрешить запутанные проблемы. Решающим средством подъема промышленности стала реформа административного управления сельского хозяйства ‑ освоение целины и «кукурузная кампания», а всей совокупности сложившихся проблем ‑ форсированное продвижение к коммунизму на волне народного энтузиазма. В чем заключались противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева?

Следует отметить, что достижением послесталинского руководства в 50-е годы было масштабное повышение уровня жизни населения, сопоставимое разве что с периодом НЭПа. По существу, впервые в истории СССР было развернуто массовое жилищное строительство. Каковы достижения социальной политики периода "оттепели"?

Обратите внимание, что первое десятилетие после смерти Сталина ознаменовалось значительными переменами в духовной жизни. Взятые вместе, они оцениваются как начало «оттепели», наступившей после долгой «сталинской зимы». Что означала политика «оттепели» в духовной сфере? Ответьте, как изменилась политика властей в отношении культуры? Какие произведения рассматриваемого периода вы знаете? Следует отметить то новое, что появилось в образовании, достижения в области науки и техники.В чем вы видите противоречивый характер "оттепели" в духовной сфере?

Рассматривая основные тенденции советской внешней политики, следует отметить, что после смерти Сталина в советском руководстве восторжествовала доктрина мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Заметно улучшились отношения СССР с западными державами. В 1959 г. произошло беспрецедентное событие: советский лидер Хрущев нанес визит в США и совершил длительную поездку по «цитадели мирового империализма». В то же время в начале 60-х годов Китай и СССР превратились друг для друга «во врага №2» (первым был американский империализм). Проанализируйте данный феномен.

Следует заметить, что периоды некоторого потепления отношений с Западом сменялись кризисами, грозившими перерасти в вооруженные столкновения. Прокомментируйте данный вывод на примерах антисталинской революции в Венгрии в 1956 г., Карибского кризиса 1962 г и т.д. Кроме того, важно подчеркнуть, что с 50-х гг. противоборство социалистического Востока и капиталистического Запада начинает смещаться из Европы в страны «третьего мира». Можно сделать вывод о том, что к середине 60-х гг. произошла определенная стабилизация международных отношений. Подумайте, как бы вы в целом могли охарактеризовать период «оттепели», его место в последующей истории страны.

 

2. СССР в середине 60 ‑ 80 гг. Нарастание кризисных явлений

 

Отметим, что вторая половина 60 ‑ середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Отставка с руководящих и государственных постов Н.С. Хрущева в октябре 1964 г, как показало последующее двадцатилетие, стала важной вехой в советской истории.

Подумайте, чем можно объяснить причины быстрого и относительно безболезненного отстранения Хрущева от власти? Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. ‑ Генеральным секретарем) стал Л.И. Брежнев, находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н.С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества.

Необходимо отметить, что пришедшая к власти «команда» Брежнева в соответствии со сложившимися обстоятельствами и личными склонностями «лидера» привели к утверждению консервативного курса. Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской "оттепели" к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии.

Своеобразным импульсом к утверждению открыто консервативного курса во внутренней политике СССР послужила «пражская весна» и ввод советских войск в Чехословакию в августе 1968 г. Подумайте, в чем проявился консервативно-охранительный курс в 70-е годы? Каково его влияние на усиление противоречий общественного развития и нарастание кризисных явлений? Чем было вызвано появление диссидентского движения? Какую роль в истории страны оно сыграло? Дайте характеристику Конституции СССР 1977 г. В чем вы видите особенности общественно-политического развития СССР в середине 60 ‑ середине 80-х гг.?

Необходимо остановиться на анализе причин и результатов реформы 1965 г. Следует подчеркнуть, что реформа 1965 г. приостановила наметившееся уже в 50-х годах падение темпов роста промышленного производства и несколько стабилизировала сельскохозяйственное производство. Но верно также и то, что реформа 1965г. обернулась контрреформой, усилившей централизацию и позиции ведомственной бюрократии. Попытка совместить административно-командную систему с материальным стимулированием выявила неэффективность плановой, безрыночной экономики. На что сделало главную ставку в экономическом развитии брежневское руководство в 70-е годы?

Подчеркнем, что основной тенденцией развития экономики в 70-е гг.‑ начале 80-х гг. стало падение эффективности производства и производительности труда. Особенно неблагоприятным выглядело экономическое положение СССР на фоне мировой экономики. Приведите сравнительные данные экономического развития СССР и США в рассматриваемый период. Отметим, что в конце 60-х ‑ 70-е гг. СССР стал терять ранее завоеванные позиции в сфере освоения космоса. В чем это выразилось? Важно подчеркнуть, что развитые страны Запада переходили в 1970 ‑ 80-е годы к новому информационному (постиндустриальному) обществу, характеризующемуся резким увеличением роли непроизводственной (особенно образовательной) сферы, индивидуализацией потребления. В отличие от аграрного и индустриального общества, где главным богатством был «осязаемый» капитал (земля, фабрики и т.д.), на эту роль все более начинают претендовать знания, информация. В промышленности происходит свертывание «традиционных отраслей» (добывающая промышленность, металлургия, некоторые сферы машиностроения и т.д.). Осуществляется переход к ресурсосберегающим технологиям, наукоемким производствам (микроэлектроника, информатика, робототехника, новые материалы, биотехнология), тогда как СССР по-прежнему осуществлял расширенное воспроизводство индустриальной структуры с упором на традиционные отрасли. Следует отметить те негативные процессы, которые наблюдались в социальной сфере. Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившей кризисом всей системе, был Ю.В. Андропов. В ноябре 1982 г. (после кончины Л.И. Брежнева) он стал Генеральным секретарем ЦК партии. Чего хотел добиться Ю. В. Андропов, и каким образом?

Рассматривая основные тенденции развития духовной сферы, необходимо подчеркнуть, что кризисные явления в советском обществе не могли не отразиться на развитии образования, науки и культуры. Нужно отметить положительные результаты, достигнутые в этой сфере, следует сказать, что имелись большие различия в уровне образования городского и сельского населения. Качество образования не только не улучшалось, но всё более отставало от требований времени, научно-технического прогресса. Рост численности вузов не сопровождался улучшением качества подготовки студентов.

Обратите внимание, что развитие науки было весьма противоречивым. Можно подчеркнуть, что со второй половины 60-х годов идеологический диктат по отношению к средствам массовой информации и учреждениям культуры резко усилился.

Какие новые формы воздействия властей на творческую интеллигенцию появились в эти годы? Каковы основные тенденции развития духовной сферы в СССР в 60‑80-е гг.? Определите характерные черты и укажите противоречия в жизни народа в 60‑80-е гг.

Определяя основные задачи советской внешней политики в годы правления Брежнева, можно выделить следующее: недопущение распада мировой социалистической системы; нормализация отношений с Западом; поддержка «дружественных» режимов и движений в странах «третьего мира».

У брежневского руководства имелось два серьезных достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика «разрядки» начала 70-х годов. В чем состоит главная причина того, что и советское руководство, и лидеры западных стран пошли в первой половине 70-х гг на разрядку международной напряженности?

Отметьте основные вехи нормализации отношении между Востоком и Западом с конца 60 ‑ середины 70-х гг. Известно, что кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Когда и в связи с чем завершилась полоса разрядки международной напряженности? Что явилось поводом для этого? Объясните, почему период разрядки оказался недолгим?

Внешняя политика советского руководства в 1965‑1985 гг. прошла путь от конфронтации с Западом (во второй половине 60-х годов) к разрядке (70-е годы) и от нее - к новому обострению международных отношений (в конце 70-х - начале 80-х), поставившему человечество на грань новой мировой войны. Дайте оценку характера отношения СССР с социалистическими, капиталистическими, развивающимися странами в середине 60 – середине 80-х годов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.