Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №3. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну

Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляется посредством их передачи между субъектами, круг которых, а равно и основания передачи очерчены в Законе РФ «О государственной тайне». Согласно разделу V названного Закона передача сведений, составляющих государственную тайну, возможна путем;

взаимной передачи сведений органами государственной вла­сти и организациями;

передачи сведений в связи с выполнением совместных и других работ;

передачи сведений другим государствам.

Под взаимной передачей сведений, составляющих государственную тайну, понимается передача секретной информации, осуществляемая органами государственной власти и организациями, не со стоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими со в местных работ, с санкции органа государственной власти в распоряжении которого находятся эти сведения. Органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, определены Указом Президента РФ от 30 ноября I995 г. № 1203 (с последующими изменениями)1. Так, полномочиями по распоряжению сведениями, раскрывающими прогнозные оценки научно-технического прогресса в РФ и его социально-экономические последствия по направлени­ям, определяющим обороноспособность, безопасность государства, наделены Минобранауки РФ, Минобороны РФ, Минпромэнер го РФ, Минэкономразвития РФ в рамках их компетенции, определенной положением о конкретном государственном органе.

Передача сведений может осуществляться различными способа ми, например, с помощью услуг федеральной фельдъегерской связи или путем сдачи носителя сведений по акту приема-передачи оформленному в установленном порядке.

Органы государственной власти и организации, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать ус­ловия, обеспечивающие защиту этих сведений. При этом руководи­тели запрашивающей стороны несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну. Обязательным условием для взаимной передачи подобного рода сведений органам государственной власти и организациям является наличие у них ли­цензий на проведение работ со сведениями соответствующей степе­ни секретности.

Под передачей сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ, понимается пе­редача секретной информации заказчиком этих работ организациям или гражданам, осуществляемая с разрешения органа государствен­ной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения. Эти сведения подлежат передаче только в объеме, необ­ходимом для выполнения заказанных работ.

До передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у исполнителей работ-органи­заций лицензий на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан — соответствую­щего допуска.

Организациям, в том числе и негосударственных форм собст­венности, при проведении совместных и других работ, например, в рамках государственных заказов, и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государст­венную тайну предоставлено право заключения договоров об оказа­нии услуг структурными подразделениями по защите государствен­ной тайны, которые созданы в государственных организациях. В данном случае в лицензиях на проведение работ с использовани­ем сведений, составляющих государственную тайну обеих договари­вающихся сторон, делается соответствующая отметка.

В договорах на проведение совместных и других работ должны быть предусмотрены взаимные обязательства сторон по обеспече­нию сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите указанных сведе­ний. Организация контроля за эффективностью других работ возла­гается на заказчика этих работ в соответствии с условиями заклю­ченного сторонами договора.

При нарушении исполнителем обязательств по защите государ­ственной тайны, взятых им на себя по договору, заказчик вправе приостановить выполнение заказа до устранения нарушений, а при повторных нарушениях — поставить вопрос об аннулировании зака­за и лицензии на проведение работ с использованием сведений со­ответствующей степени секретности, и о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом материальный ущерб, причинен­ный исполнителем государству в лице заказчика, подлежит взыска­нию в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Под передачей сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам понимается передача секретной информации Другому государству (доведение ее до иностранного государства или уполномоченного им представителя) каким-либо способом (переда­ча, пересылка, ознакомление, осуществление доступа). Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством РФ. Такому решению должно предшествовать экспертное заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений. Порядок формирования материалов, представляемых органом государственной власти или организацией в комиссию для экспертного заключения, регламентируется Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997 г. № 973, Указанным Положением установлено, в частности, что обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются в заключае­мом с ней международном договоре, разделы (статьи, пункты) которого должны содержать:

соотнесение степеней секретности передаваемых сведений в Российской Федерации и в иностранном государстве;

перечень компетентных органов, уполномоченных осуществлять прием (передачу) сведений и несущих ответственность за защиту;

порядок передачи сведений;

требования к использованию и обработке передаваемых сведений;

обязательства о нераспространении передаваемых сведений третьим сторонам и их защите в соответствии с внутренним законодательством принимающей стороны;

порядок разрешения конфликтных ситуаций и возмещения возможного ущерба.

Процедура передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам включает в себя несколько стадий.

На первой стадии, заинтересованные в передаче сведений федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и организации, направляют руководителям органов государственной власти, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, мотивированное ходатайство, в котором излагаются:

цель передачи;

перечень планируемых к передаче сведений, их степень секретности, кем и на каком основании они были засекречены (отнесены к государственной тайне);

перечень компетентных органов, уполномоченных принимающей стороной получать сведения;

обоснование необходимости и целесообразности передач сведений, оценка последствий такой передачи для обеспечения по­литических и экономических интересов РФ;

предполагаемый порядок возмещения ущерба в случае невы­полнения принимающей стороной взятых на себя обязательств.

Получивший мотивированное ходатайство орган государствен­ной власти изучает возможность передачи запрашиваемых сведений и в месячный срок доводит свое решение до заявителя.

На второй стадии мотивированное ходатайство, решение орга­нов государственной власти, руководители которых наделены пол­номочиями по распоряжению сведениями, а также международные договоры и другие документы, имеющие непосредственное отноше­ние к защите рассматриваемых к передаче сведений, заявитель представляет в Межведомственную комиссию для подготовки экс­пертного заключения. Экспертное заключение межведомственной комиссии, содержащее вывод о возможности передачи сведений с учетом соблюдения интересов РФ, направляется заявителю в 45-дневный срок с момента получения материалов комиссией. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы срок подготовки экспертного заключения может быть увеличен, о чем сообщается заявителю.

На третьей стадии по ходатайству заявителя федеральными органами исполнительной власти, руководители которых наделены полномочиями по распоряжению сведениями, либо органами ис­полнительной власти субъектов РФ в Правительство РФ вносится проект его решения с приложением экспертного заключения Меж­ведомственной комиссии.

В случае, когда с иностранным государством — получателем све­дений ранее не заключался международный договор о взаимном обеспечении защиты передаваемых сведений или при неполном от­ражении в заключенном ранее международном договоре правил, ка­сающихся обязательств принимающий стороны по защите передавае­мых ей сведений, одновременно с проектом решения о передаче све­дений в Правительство РФ представляются предварительно проработанные с принимающей стороной и согласованные с заинте­ресованными федеральными органами исполнительной власти пред­ложения о заключении соответствующего международного договора или дополнении действующего.

На четвертой стадии, во исполнение решения Правительст­ва РФ и в соответствии с процедурами, предусмотренными между­народным договором и действующими нормативно-правовыми акта­ми, осуществляется фактическая передача сведений. Дополнитель­ные меры зашиты передаваемых сведений могут быть предусмотрены в соглашениях или контрактах, заключаемых компе­тентными органами, уполномоченными осуществлять прием (пере­дачу) сведений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №2. Отнесение сведений к государственной тайне, их засекречивание и рассекречивание | Вопрос №4. Допуск к государственной тайне
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 6339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.