Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель рынка




Рынок может быть совершенным и несовершенным. Модель совершенного рынка основана на предположении, что все участники торговых сделок действуют, руководствуясь исключительно экономическими принципами. Кроме того, для совершенного рынка характерны следующие условия:

• все товары данного вида объективно однородны в отношении их качества, внешнего вида и упаковки (гомогенны), и цена однозначно сопоставима с определенным товаром;

• условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продавцов и покупателей, отсутствуют какие-либо предпочтения пространственного, личностного и временного характера;

• прозрачность рынка: продавцы и покупатели имеют возможность полного обзора рынка, получения достаточной информации о всех обстоятельствах ведения сделок (о ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей).

На таком рынке действия отдельных продавцов или покупателей не могут оказывать существенное воздействие на общие условия обращения товаров.

Если одно из указанных условий нарушено, то имеет место несовершенный рынок. На рынках потребительских товаров продавцы склонны к тенденции с помощью упаковки и внешнего оформления представить свои гомогенные товары как гетерогенные (разнородные), расширить область предпочтений за счет благоприятного географического положения, временного распорядка и т.д. Большое неравенство условий создается рекламой товаров. Крупные и преуспевающие предприятия имеют возможность расходовать, на рекламу значительные суммы и проводить широкие рекламные кампании, создавая тем самым привилегированное положение своим товарам на рынке. Большинство реально существующих рынков являются несовершенными.

Формы рынка. Другой важной характеристикой рынка является его форма, определяемая количественным распределением продавцов (сторона предложения) и покупателей (сторона спроса). Так как такое распределение многообразно, то многообразны и формы рынка (Таблица 9).

Таблица 9. Формы рынка

Спрос Предложение
Многие Несколько Один
Многие Полиполия Олигополия Монополия
Несколько Олигопсония Двусторонняя олигополия Ограниченная монополия
Один Монополия (проса) Ограниченная монопсония Двусторонняя монополия

 

На несовершенном рынке всегда имеет место несовершенная конкуренция. На совершенных рынках также существует несовершенная конкуренция, когда число участников рынка ограничено (олигополия, монополия).

Совершенная конкуренция имеет место при полиполии, когда на рынке много продавцов и много покупателей одного и того же товара. Рынок открыт для каждого. Рекламная кампания вовсе не обязательна, так как на продажу предлагаются только гомогенные товары, рынок прозрачен и отсутствуют какие-либо предпочтения. Цена товара на таком рынке - заданная величина (цена при равновесии спроса и предложения). Поэтому продавец может лишь решать, какое количество товара следует продать по данной цене.

При олигополии на рынке присутствуют несколько продавцов определенного вида товара и множество покупателей этого товара. Поведение каждого продавца оказывает определенное влияние на объем продаж его конкурентов и вызывает соответствующие реакции с их стороны. Эти реакции многоаспектны, Они касаются:

• определения политики продаж на данном рынке;

• выбора выгодных позиций в конкуренции путем определения доли своего присутствия на других рынках (на каких рынках следует укреплять свои позиции, на каких – уменьшать долю, с каких рынков уходить);

• выбора типа предпринимательских реакций.

Доступ к рынку другим продавцам при олигополии затруднен, так как может потребовать дополнительных затрат на конверсию производства, связанную с созданием требуемого ассортимента конкурентоспособной продукции, а также рекламу. Для этой формы рынка характерны взаимозависимость продавцов и их совместные действия.

Различают «жесткую» олигополию, когда господствуют 2-3 фирмы, и «расплывчатую» (широкую) олигополию, когда 6-7 фирм занимают 70-80% рынка.

При монополии на рынке один продавец имеет дело со многими покупателями и является монополистом. Он вне конкуренции и может сам определять цену и количество продаваемых товаров. За покупателем остается решение:

какое количество товаров по данной цене он может купить.

Однако монополист не может произвольно повышать цену, так как с повышением цены спрос снижается, и если спрос эластичный (имеются товарозаменители, которые покупатель может приобрести по более низкой цене), то снижается и совокупная выручка. Поэтому монополист, если он хочет продать больше товаров, должен снижать цену.

Монополистическая (несовершенная) конкуренция встречается довольно часто: полиполия на несовершенном рынке, на котором множество продавцов и множество покупателей действуют независимо. На таком рынке предприятия стремятся расширить область предпочтения путем расширения ассортимента однородной продукции, индивидуализации своей продукции с помощью товарных знаков, наименований и рекламной кампании. Этими мерами они в ограниченном объеме создают для себя определенное монопольное положение.

 

В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное определение понятия "монополия".

Монополия:

1. Исключительное положение, в которое поставлен хозяйствующий субъект на рынке. Исключительность состоит в том, что он сосредоточивает в своих руках значительную часть производства и сбыта определенного товара.

2. Особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование доминирующего положения в своих интересах. Это проявляется в назначении продавцом-монополистом цен на основе собственных издержек производства, намечаемых соотношением прибыли и спроса.

3. Явление, способствующее несправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополистической фирме за счет установления монопольных цен.

4. Исключительное право. Оно может предоставляться государством одному или нескольким субъектам на осуществление определенной деятельности.

Монополия может возникнуть на рынке в силу различных обстоятельств. Исходя из этого выделяют три основных вида монополий.

При временной монополии один хозяйствующий субъект на определенный период становится единственным поставщиком товара. В таком положении находится предприятие, впервые предложившее потребителю совершенно новую продукцию.

Государственная монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений и в основном носит фискальный характер (например, государственная монополия на импорт или экспорт отдельных видов товаров).

Естественная монополия - сфера экономики, эффективно функционирующая только в том случае, когда на рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъект (например, железнодорожные перевозки).

Формирование, функционирование и развитие на рынке определенных това ров естественных монополий происходит объективно, в силу не зависящих от воли и сознания людей специфических свойств, присущих этим товарам, работам и услугам.

Естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем те, которые были бы у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов (предприятия электро-, водо- и газоснабжения, телефонная служба и др.).

Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Федеральным законодательством регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах;

- услуги общедоступной электросвязи и доступной почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии.

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

При этом не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с действующим законодательством при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять соответствующему органу регулирования естественной монополии текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии, а также проекты планов капитальных вложений.

Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с федеральным законодательством на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Р'Ф и (или) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Но, к сожалению, как показывает опыт, именно у естественных монополий самый высокий рост цен на товары и услуги и именно они подхлестывают инфляцию

 

Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти и местного самоуправления (ст. 1). Поддержка свободы конкуренции — одна из основных целей антимонопольного регулирования. Термин «добросовестная конкуренция» (в отличие от недобросовестной) в Законе о защите конкуренции не употребляется. Тем не менее, именно добросовестная конкуренция подразумевается в приведенном понятии. И поддержка именно добросовестной конкуренции гарантируется ст. 8 Конституции РФ.

Термины, употребляемые при определении понятия «конкуренция», раскрываются также в ст. 4 «Закона о защите конкуренции». Под товаром в «Законе о защите конкуренции» понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Понятие «товарный рынок», являясь экономической категорией, определяется в законе как сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Товарный рынок может быть федеральным и региональным.

Взаимозаменяемые товары — это товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления.

В юридической литературе под конкурентными действиями понимаются совершаемые субъектами предпринимательства для приобретения ими правомерных преимуществ в своей деятельности состязательные действия, направленные на получение прибыли посредством привлечения спроса покупателей (потребителей) и удовлетворения их потребностей. Различаются так называемые ценовые и неценовые конкурентные действия.

Прибыль извлекается главным образом посредством реализации соответствующего товара (работы, услуги) потребителю. А в результате такой реализации возможно и удовлетворение потребностей потребителей.

Рынок финансовых услуг охватывается понятием «товарный рынок», поскольку законодатель приравнял финансовую услугу к товару.

Финансовая услуга — это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (п. 2 ст. 4 «Закона о защите конкуренции»).

Федеральный антимонопольный орган утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

Признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.