Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение проблемы

В поисках точного определения проблемы необходимо проделать то, что в некоторые ученые называют «литературным обзором» или, «обоснованием актуальности и степени разработанности проблемы в литературе».

Таким образом, изучение литературы и внутренних документов исследуемой организации поможет точнее сформулировать проблему исследования.

Проблема (от греч. problema - задача) – форма научного отображения проблемной ситуации. Проблема - это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

То есть это потребность в новом знании, а именно знания того, как достичь желаемого результата. Каждая новая потребность толкает нас к новому знанию, ибо в старом знании мы не находим полного ответа на вопрос, как решать возникающую проблему.

Заказчики зачастую сами не знают своих проблем. Они обозначают некоторую проблемную ситуацию, с указанием на какое-то противоречие, либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т.д. Например, что объем продаж падает, рыночная доля уменьшается и т.д.

Исследователю предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

а) установить реальное наличие данной проблемы;

б) есть ли показатель, количественно и качественно характеризующий данную проблему;

в) есть ли учет и статистика по этому показателю;

г) достоверны ли учет и статистика по этому показателю.

Например, производственная проблема может быть описана с помощью ряда основных характеристик:

1) Сущность и содержание. Например, низкая эффективность производства, высокая социально-психологическая напряженность в коллективе и т.д. При определении проблемы следует установить, с чем все это сравнивается и на каком основании. В данных примерах следует ответить на вопрос: почему мы считаем, что эффективность производства низкая, а социальная напряженность – высокая? Низкая и высокая по сравнению, с какими стандартами?

2) Организационное и физическое нахождение. В каком организационном подразделении (цехах, участках, отделах) и физических объектах (завод, склад, офис) была выявлена проблема. Насколько широко она распространена в организации. Какие подразделения она затронула.

3 ) Владение проблемой. Является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или «закрытой» (т.е. известной группе лиц)? Какие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т.д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении?

4) Временные рамки. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется?

В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает четкое выражение в виде формулировки проблемы. Причем эта формулировка может значительно отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком.

Проблемой может быть:

· новое социальное явление, характеристики которого неизвестны, и поэтому оно является самодостаточной задачей для исследователя;

· это может быть уже известное явление, но оставшееся до поры до времени вне поля зрения исследователей;

· это может быть и изученное исследователями явление, но нуждающееся в повторном исследовании в связи с явными изменениями ситуации.

Выражения «проблема текучести кадров», «дисциплины труда» и т.д. суть не проблемы в принятом выше значении, а темы исследования. К примеру, в маркетинговом исследовании заказчик определяет тему, но не проблему исследования. Умение превращать тему исследования в проблему исследования – особое искусство, требующее квалификации и опыта подготовленных специалистов.

Итак, проблема исследования – это различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления (например, высокий уровень текучести кадров) и желаемым положением дел (стабильный, высококвалифицированный персонал).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение потребности в проведении маркетингового исследования | Формулировка цели, задач и объекта маркетингового исследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.