Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя структура




 

 

Подготовка к сообщение нового осмысление и выработка новых применение проверка усвоения

восприятию нового материала закрепление умений и навыков усвоенных

нового материала знаний

 


Лекция 4.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ.

Вопросы

1. Требования к составлению плана и плана-конспекта

2. Внутренняя структура уроков истории.

3. Выбор типов, методических вариантов и форм урока истории.

I. В результате размышления над предстоящим уроком, изучения специальной и методической литературы и т.п. учитель определил цель урока, выбрал целесообразные методы и приемы проведения урока, отобрал необходимый исторический материал, наметил тип урока. Все результаты этой работы он фиксирует в плане-конспекте. Под конспектом (планом) урока следует понимать краткое изложение замысла предстоящего занятия, своего рода модель будущего урока, сценария. Конспект служит двум целям:

а) он помогает организовать подготовительный, мыслительный процесс, четко определить соотношение звеньев урока, уточнить формулировки вопросов, определения понятий и т.д.;

б) конспект помогает учителю уже на самом уроке. На уроке же следует руководствоваться развернутым планом.

По мнению А.А.Вагина конспект урока включает следующие элементы или составные части:

1) наименование темы урока,

2) формулировку его образовательных и воспитательных задач,

З) краткий перечень оборудования,

4) план опроса,

5)план вводной беседы,

6) конспект или план изложения нового материала, расчленный на пункты,

7) план разбора и обобщения изложенного материала,

8) способ его закрепления,

9) точную формулировку домашнего задания.

Во всех ли конспектах, независимо от типов уроков, будут и должны найти отражение названные составные части будущего занятия? Нет. Выбор того или иного типа урока потребует от учителя неодинаковой подготовительной работы и оформления ее в плане-конспекте.

Названные выше составные части конспекта наиболее характерны для уроков изучения нового материала и комбинированных. Повторительно-обобщающие и уроки проверки знаний имеют специфику: в них отсутствует или почти отсутствует изложение нового материала и поэтому будут опущены в конспекте составные части, связанные с изучением нового материала.

Непременными компонентами (составными частями) плана-конспекта урока любого типа будут:

I) наименование темы урока,

2) формулировка его цели,

3) перечень оборудования,

4) содержание учебного материала и методика его изучения,

5) формулировка его домашнего задания.

Итак, нам уже известна сущность плана-конспекта и его составные части. А какова последовательность составления плана-конспекта. Давайте определим его этапы.

Какова форма плана-конспекта урока истории? Единой, строго определенной формы нет. Конспекты повторительно-обобщающих и уроков проверки знаний целесообразно делить на две колонки (если в них отсутствует изложение нового материала):

Работа учителя Работа учащихся

План-конспект комбинированного урока и урока изучения нового материала разделяется на три колонки:

Ход урока Работа учителя Работа учащихся

2. В ходе урока истории учитель проводит проверку домашнего задания, организует изучение нового материала, закрепляет изученный материал и т.д. Следовательно, можно утверждать, что учитель делит урок на части (элементы). В основе этих элементов лежат методические варианты урока. Основные методические варианты урока следующие:

Методические варианты урока Типы уроков
I) подготовка учащихся к восприятию нового материала комбинированный и изучение нового материала
2) сообщение новых исторических данных --
3)организация осмысливания, закрепления в памяти учащихся важнейших исторических событии, явлений, дат, терминов, понятий --
4) выработка у учащихся умений и навыков работы с учебником и документом, картой и картиной, и, главное, умения мыслить исторически --
5) применение школьниками усвоенных знаний умений и навыков комбинированный, проверк. зн, повт.-обобщ
6) проверка степени усвоения --

Безусловно, учитель не сможет (да было бы и ошибочно) применять все эти звенья на каждом уроке. В зависимости от типа урока учитель при подготовке конкретного урока выбирает несколько звеньев или даже одно основное звено обучения.

В конспекте эти методические варианты обучения будут выглядеть как элементы плана-конспекта.

Как отражаются, в плане-конспекте эти элементы? Отражение в плане-конспекте элементов урока лучше всего показать на примере комбинированного урока, содержащего, как известно, все методические варианты обучения.

А.А.Вагин, наиболее глубоко и всесторонне разработавший методику подготовки и проведения урока, предлагает для комбинированного урока 9 обучающих элементов. Естественно, что все они включаются в план-конспект как элементы урока. Среди них:

I) организационный момент,

2) проверка домашнего задания,

З) переход к новому материалу или подготовка учащихся в восприятию нового материала,

4) сообщение нового материала,

5) его разбор (осмысление),

6) закрепление,

7) выработка соответствующих умений и навыков, работать с историческим материалом (на протяжении всего урока или на его определенных звеньях),

8) применение новых знаний, умений и навыков,

9) домашнее задание,

Элементы урока, как уже отмечалось, вписываются в левую колонку плана-конспекта. Там же проставляется продолжительность данного методического варианта на уроке в минутах.

З. Для имеет практическое значение вопрос: чем определяется выбор того или иного типа урока в каждом конкретном случае.

Выбор типа урока определяется идейный содержанием темы, ее сложностью и разнообразием учебно-образовательных и воспитательных задач.

В своей практической работе учитель при наличии, большого однородного и не сложного материала обычно применяет тип урока изучения нового материала. В конце изучения темы (раздела), как правило, проводится повторительно-обобщающий урок или урок повторения.

На многих уроках складывается, идеальное положение, когда опрос по изученному на прошлом уроке материалу тематически совпадает с тем, что будет изучаться сегодня. При наличии таких тематических связей легко организовать применение учащимися приобретенных знаний для ознакомления с новыми событиями и определить тип урока проверки знаний. Урок этого типа также весьма эффективен для решения познавательных задач выполнения практических заданий, которые направлены на развитие у учащихся самостоятельности мышления, формирование необходимых умений, прежде всего умения применять полученные знания на практике.

Но на многих уроках необходимого тематического совпадения нет и обе задачи эти приходится решать раздельно. В этом случае неизбежен комбинированный урок.

Внутренняя структура проведения урока определяется избранным типом урока.

Давайте проследим: какова структура характерна для каждого типа урока.

Комбинированный урок характеризуется многообразием методов и форм работы, сменой их в течение урока. Так, организационный момент включает:

- проверку наличия учащихся с отметкой отсутствующих в журнале;

- подготовку оборудования урока и т.д.

II. Проверка домашнего задания может проводиться следующими приемами:

- развернутой контрольной беседы с классом по узловым вопросам заданного материала;

- индивидуального вызова учащихся к доске, к карте для связного изложения усвоенного материала с активным вовлечением всего класса и т.д.

III. Подготовка учащихся к восприятию нового материала - это сознательный подвод учеников к содержанию новой темы. Это достигается:

- установлением связи нового материала с усвоенным на предыдущем уроке;

- путем четкой постановки задач нового урока и т.д.

Все это осуществляется различными методами.

IV. Сообщение нового материала - основная часть урока истории. Ведущими методами сообщения на комбинированном уроке могут быть:

- изложение самим учителем;

- работа по картине (показательный метод) и т.д.

V. Осмысливание сообщенного (воспринятого) на уроке исторического материала осуществляется путем его разбора и обобщения. Методические приемы осмысливания могут быть такими;

- беседа,

- объяснение учителя и т.д.

VI. Овладение умениями и навыками происходит на всех этапах урока в неразрывном единстве с проверкой домашнего задания, сообщением нового материала, его осмысливанием и закреплением, дачей домашнего задания.

VII. Применение новых и ранее усвоенных знаний, умений и навыков. В комбинированном уроке осуществляется в качестве особого элемента /варианта/ урока прежде всего в форме небольших заданий по картине или иллюстрации в учебнике, по вопросам, поставленным в конце параграфа или сформулированным учителем.

VIII. Закрепление материала. Оно важно особенно в младших классах. Методические приемы закрепления следующие:

- вызов учащихся для рассказа и объяснения важнейших вопросов нового материала;

- сплошное или выборочное чтение соответствующего текста в учебнике и т.д.

IX. Домашнее задание. Его формулировка - важнейший момент организации самостоятельной работы учащихся. Требования к домашнему заданию заключаются в следующем:

- четко сформулировать домашнее задание, разъяснять пути подхода к выполнению сложных мест, побольше ставить конкретных задач;

- следует предусматривать задания творческого характера и т.д.

Как видим, комбинированный урок отличается богатством методических вариантов и приемов. Но он традиционно имеет только одну форму, а именно: это - классический урок.

Методические приемы проведения урока изучения нового материала тоже разнообразны. Методические варианты этого урока раскрываются учителем так же как и в комбинированном уроке. Однако основной элемент - сообщение нового материала - характеризуется большим разнообразием форм. В связи с этим урок изучения нового материала приобретает разнообразные –формы. Это могут быть:

Практика подсказывает, что при изучении каждого учебного раздела можно выделить конкретные этапы, для которых характерны те или иные урочные формы обучения. Итак, для введения в раздел характерны: лекции, экскурсии, уроки на основе ТСО и т.д.

Для 2-го этапа /накопление знаний/ - уроки-конференции, работа с текстом, комбинированные уроки, уроки на основе ТСО, обучающие экскурсии и т.д.

Таким образом, в ходе данной лекции следовало уяснить, что своеобразной моделью урока является составляемый учителем план-конспект. Он включает все элементы урока соответствующего типа. В нем раскрываются последовательность хода урока, методические приемы работы учителя и формы работы учащихся.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.