КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внутренняя структура
Подготовка к сообщение нового осмысление и выработка новых применение проверка усвоения восприятию нового материала закрепление умений и навыков усвоенных нового материала знаний
Лекция 4. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ. Вопросы 1. Требования к составлению плана и плана-конспекта 2. Внутренняя структура уроков истории. 3. Выбор типов, методических вариантов и форм урока истории. I. В результате размышления над предстоящим уроком, изучения специальной и методической литературы и т.п. учитель определил цель урока, выбрал целесообразные методы и приемы проведения урока, отобрал необходимый исторический материал, наметил тип урока. Все результаты этой работы он фиксирует в плане-конспекте. Под конспектом (планом) урока следует понимать краткое изложение замысла предстоящего занятия, своего рода модель будущего урока, сценария. Конспект служит двум целям: а) он помогает организовать подготовительный, мыслительный процесс, четко определить соотношение звеньев урока, уточнить формулировки вопросов, определения понятий и т.д.; б) конспект помогает учителю уже на самом уроке. На уроке же следует руководствоваться развернутым планом. По мнению А.А.Вагина конспект урока включает следующие элементы или составные части: 1) наименование темы урока, 2) формулировку его образовательных и воспитательных задач, З) краткий перечень оборудования, 4) план опроса, 5)план вводной беседы, 6) конспект или план изложения нового материала, расчленный на пункты, 7) план разбора и обобщения изложенного материала, 8) способ его закрепления, 9) точную формулировку домашнего задания. Во всех ли конспектах, независимо от типов уроков, будут и должны найти отражение названные составные части будущего занятия? Нет. Выбор того или иного типа урока потребует от учителя неодинаковой подготовительной работы и оформления ее в плане-конспекте.
Названные выше составные части конспекта наиболее характерны для уроков изучения нового материала и комбинированных. Повторительно-обобщающие и уроки проверки знаний имеют специфику: в них отсутствует или почти отсутствует изложение нового материала и поэтому будут опущены в конспекте составные части, связанные с изучением нового материала. Непременными компонентами (составными частями) плана-конспекта урока любого типа будут: I) наименование темы урока, 2) формулировка его цели, 3) перечень оборудования, 4) содержание учебного материала и методика его изучения, 5) формулировка его домашнего задания. Итак, нам уже известна сущность плана-конспекта и его составные части. А какова последовательность составления плана-конспекта. Давайте определим его этапы. Какова форма плана-конспекта урока истории? Единой, строго определенной формы нет. Конспекты повторительно-обобщающих и уроков проверки знаний целесообразно делить на две колонки (если в них отсутствует изложение нового материала):
План-конспект комбинированного урока и урока изучения нового материала разделяется на три колонки:
2. В ходе урока истории учитель проводит проверку домашнего задания, организует изучение нового материала, закрепляет изученный материал и т.д. Следовательно, можно утверждать, что учитель делит урок на части (элементы). В основе этих элементов лежат методические варианты урока. Основные методические варианты урока следующие:
Безусловно, учитель не сможет (да было бы и ошибочно) применять все эти звенья на каждом уроке. В зависимости от типа урока учитель при подготовке конкретного урока выбирает несколько звеньев или даже одно основное звено обучения.
В конспекте эти методические варианты обучения будут выглядеть как элементы плана-конспекта. Как отражаются, в плане-конспекте эти элементы? Отражение в плане-конспекте элементов урока лучше всего показать на примере комбинированного урока, содержащего, как известно, все методические варианты обучения. А.А.Вагин, наиболее глубоко и всесторонне разработавший методику подготовки и проведения урока, предлагает для комбинированного урока 9 обучающих элементов. Естественно, что все они включаются в план-конспект как элементы урока. Среди них: I) организационный момент, 2) проверка домашнего задания, З) переход к новому материалу или подготовка учащихся в восприятию нового материала, 4) сообщение нового материала, 5) его разбор (осмысление), 6) закрепление, 7) выработка соответствующих умений и навыков, работать с историческим материалом (на протяжении всего урока или на его определенных звеньях), 8) применение новых знаний, умений и навыков, 9) домашнее задание, Элементы урока, как уже отмечалось, вписываются в левую колонку плана-конспекта. Там же проставляется продолжительность данного методического варианта на уроке в минутах. З. Для имеет практическое значение вопрос: чем определяется выбор того или иного типа урока в каждом конкретном случае. Выбор типа урока определяется идейный содержанием темы, ее сложностью и разнообразием учебно-образовательных и воспитательных задач.
В своей практической работе учитель при наличии, большого однородного и не сложного материала обычно применяет тип урока изучения нового материала. В конце изучения темы (раздела), как правило, проводится повторительно-обобщающий урок или урок повторения. На многих уроках складывается, идеальное положение, когда опрос по изученному на прошлом уроке материалу тематически совпадает с тем, что будет изучаться сегодня. При наличии таких тематических связей легко организовать применение учащимися приобретенных знаний для ознакомления с новыми событиями и определить тип урока проверки знаний. Урок этого типа также весьма эффективен для решения познавательных задач выполнения практических заданий, которые направлены на развитие у учащихся самостоятельности мышления, формирование необходимых умений, прежде всего умения применять полученные знания на практике. Но на многих уроках необходимого тематического совпадения нет и обе задачи эти приходится решать раздельно. В этом случае неизбежен комбинированный урок. Внутренняя структура проведения урока определяется избранным типом урока. Давайте проследим: какова структура характерна для каждого типа урока. Комбинированный урок характеризуется многообразием методов и форм работы, сменой их в течение урока. Так, организационный момент включает: - проверку наличия учащихся с отметкой отсутствующих в журнале; - подготовку оборудования урока и т.д. II. Проверка домашнего задания может проводиться следующими приемами: - развернутой контрольной беседы с классом по узловым вопросам заданного материала; - индивидуального вызова учащихся к доске, к карте для связного изложения усвоенного материала с активным вовлечением всего класса и т.д. III. Подготовка учащихся к восприятию нового материала - это сознательный подвод учеников к содержанию новой темы. Это достигается: - установлением связи нового материала с усвоенным на предыдущем уроке; - путем четкой постановки задач нового урока и т.д. Все это осуществляется различными методами.
IV. Сообщение нового материала - основная часть урока истории. Ведущими методами сообщения на комбинированном уроке могут быть: - изложение самим учителем; - работа по картине (показательный метод) и т.д. V. Осмысливание сообщенного (воспринятого) на уроке исторического материала осуществляется путем его разбора и обобщения. Методические приемы осмысливания могут быть такими; - беседа, - объяснение учителя и т.д. VI. Овладение умениями и навыками происходит на всех этапах урока в неразрывном единстве с проверкой домашнего задания, сообщением нового материала, его осмысливанием и закреплением, дачей домашнего задания. VII. Применение новых и ранее усвоенных знаний, умений и навыков. В комбинированном уроке осуществляется в качестве особого элемента /варианта/ урока прежде всего в форме небольших заданий по картине или иллюстрации в учебнике, по вопросам, поставленным в конце параграфа или сформулированным учителем. VIII. Закрепление материала. Оно важно особенно в младших классах. Методические приемы закрепления следующие: - вызов учащихся для рассказа и объяснения важнейших вопросов нового материала; - сплошное или выборочное чтение соответствующего текста в учебнике и т.д. IX. Домашнее задание. Его формулировка - важнейший момент организации самостоятельной работы учащихся. Требования к домашнему заданию заключаются в следующем: - четко сформулировать домашнее задание, разъяснять пути подхода к выполнению сложных мест, побольше ставить конкретных задач; - следует предусматривать задания творческого характера и т.д. Как видим, комбинированный урок отличается богатством методических вариантов и приемов. Но он традиционно имеет только одну форму, а именно: это - классический урок. Методические приемы проведения урока изучения нового материала тоже разнообразны. Методические варианты этого урока раскрываются учителем так же как и в комбинированном уроке. Однако основной элемент - сообщение нового материала - характеризуется большим разнообразием форм. В связи с этим урок изучения нового материала приобретает разнообразные –формы. Это могут быть: Практика подсказывает, что при изучении каждого учебного раздела можно выделить конкретные этапы, для которых характерны те или иные урочные формы обучения. Итак, для введения в раздел характерны: лекции, экскурсии, уроки на основе ТСО и т.д. Для 2-го этапа /накопление знаний/ - уроки-конференции, работа с текстом, комбинированные уроки, уроки на основе ТСО, обучающие экскурсии и т.д. Таким образом, в ходе данной лекции следовало уяснить, что своеобразной моделью урока является составляемый учителем план-конспект. Он включает все элементы урока соответствующего типа. В нем раскрываются последовательность хода урока, методические приемы работы учителя и формы работы учащихся.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |