Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция Вернадского о биосфере

Эволюция представлений о биосфере

Биосфера

Возникает из объединения разнообразных биогеоценозов.

Ламарк Ж.Б. (1744-1829 г.г.), создатель первой целостной эволюционной теории, указал на огромную роль живых организмов в образовании земной коры. Все вещества, находящиеся на поверхности земного шара и образующие его кору, сформировались благодаря деятельности живых организмов. Возникла идея о тесной взаимосвязи между живой и неживой природой, об обратном воздействии живых организмов на физические, химические и геологические факторы. Обособленное исследование явлений и процессов природы с позиций отдельных научных дисциплин оказывается несостоятельным на рубеже XIX – XX в.в. Все шире развивается идея целостного подхода к изучению природы, названным в наше время системным.

Биосферу нельзя рассматривать в отрыве от неживой природы. Она зависит от неживой природы с одной стороны, с другой – сама воздействует на нее. Только системный подход может дать глубокое представление о концепции биосферы.

 

Живое вещество определяется как совокупность живых организмов. Кроме животных и растений В.И. Вернадский включил сюда и человечество. Влияние этого фактора отличается необычайной интенсивностью и характером воздействия.

В частности, создание новых видов культурных растений и домашних животных. Без человека эти новые виды либо угасают, либо погибают.

Вернадский В.И. считал важными и неоцененными ранее два фактора, которые характеризуют живые тела.

1) Открытие Пастера, которое заключается в следующем:

аминокислоты, содержащиеся в живом организме (животных, растениях, вирусах), являются левовращающими плоскость поляризации (оптически активными), хотя в природе встречаются и правого вращения. Обе формы почти одинаковы и отличаются пространственной конфигурацией. Одна является зеркальным отражением другой.

Человек, если бы превратился в свое зеркальное отражение, мог бы существовать, пока не возникла необходимость переваривать пищу (термин «хиральность» означает несовпадение некоторой структуры с ее зеркальным отражением).

2) Влияние живых организмов на энергетику биосферы и на неживые тела. В состав биосферы входят не только живое вещество, но и разнообразные неживые тела, которые Вернадский называет косными (атмосфера, горные породы, минералы), а также биокосные тела, образованные из разнородных живых и косных тел (почвы, поверхностные воды и т.п.).

Живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны.

Различия между косным и живым веществом:

1) изменения и процессы в живом веществе происходят значительно быстрее, чем в косных телах. Для характеристики изменений в живом веществе используют понятие исторического, а в косных телах – геологического времени (1 сек геологического времени соответствует ста тысячам лет исторического).



2) в ходе геологического времени возрастает мощь живого вещества и его воздействие на косное вещество биосферы. Это воздействие появляется кроме всего в непрерывном биогенном токе атомов из живого вещества в косное вещество биосферы и обратно.

3) только в живом веществе происходят качественные изменения организмов в ходе геологического времени. Механизмы этих изменений нашли объяснение в теории происхождения видов путем естественного отбора Ч. Дарвина.

4) живые организмы изменяются в зависимости от изменения окружающей среды, адаптируются к ней. Накопление таких изменений служит источником эволюции. Вернадский высказал предположение, что живое вещество, возможно, имеет и свой процесс эволюции, проявляющийся в изменении с ходом геологического времени, вне зависимости от изменения среды.

Вернадский искал ответ на вопрос о существовании начала жизни. Если есть, то где его искать – на Земле или в Космосе. Может ли возникнуть живое из неживого?

Вернадский рассматривал наиболее интересные точки зрения и пришел к заключению, что убедительного ответа на эти вопросы пока нет. Многочисленные попытки обнаружить в древних геологических слоях Земли присутствия каких-либо переходных форм жизни не увенчались успехом. Некоторые останки жизни были обнаружены даже в докембрийских слоях (600 млн. лет). Вернадский полагал, что жизнь существовала вечно во Вселенной. Взгляды Вернадского не оставались неизменными. В науке все более настойчиво стала выдвигаться гипотеза об абиогенномпроисхождении жизни. Однако, Вернадский не допускал ни божественного, ни земного происхождения жизни.

Несмотря на некоторые противоречия, учение Вернадского о биосфере представляет собой новый крупный шаг в понимании не только живой природы, но и ее связи с исторической деятельностью человечества.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Концепция Вернадского о биосфере

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.224.21.195
Генерация страницы за: 0.086 сек.