Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис рабовладельческой системы




В античных государствах невозможно было получить достаточно большой прибавочный продукт в пользу правящей группы обще­ства, отобрать его у непосредственных производителей. В ороситель­ных сооружениях здесь не было необходимости, поэтому не было общественной трудовой повинности, посредством которой можно


Раздел I______________________________________________________

было бы подчинить свободных земледельцев. Заставить крееп.мн отдавать прибавочный продукт силой оружия тоже было неиочмож-но: оружие было пока довольно простым и доступным самим крес­тьянам. Поэтому эксплуатировать чужой труд можно было, толь­ко захватывая пленных и превращая их в рабов.

Но необходимым условием развития рабовладельческого хозяй­ства были постоянные победоносные войны. Чтобы нести такие ной-ны, необходимо было вооружить все население. Каждый мужчина был воином и изучал военное искусство. А это, в свою очередь, требовало демократического устройства: когда каждый гражданин вооружен, он может постоять за свои права. Правда, порядки при некоторых римс­ких императорах не очень ассоциируются с демократией. Однако эти императоры действовали обычно от имени народа.

И еще одно важное обстоятельство: классический рабовладель­ческий строй, такой, как в античных государствах, не мог быть сра­зу у всех народов. В самом деле, побежденные и покоренные Ри­мом народы или находились на стадии доклассового общества, или относились к азиатскому способу производства.

Но во II-III вв. н. э. наступил кризис рабовладельческой систе­мы: рабовладельческие производственные отношения стали тор­мозить развитие производительных сил. Это выражалось в дегра­дации сельского хозяйства. Происходил возврат от интенсивных отраслей к зерновому хозяйству, многие земли забрасывались или превращались в пастбища. Завоевательные войны кончались — Рим уже захватил столько, что не мог прочно удерживать провин­ции под контролем. Сократился приток рабов. Рабы становились дорогими, но дорогого раба нельзя эксплуатировать методами пря­мого принуждения. Дорогого раба приходилось беречь и добивать­ся повышения производительности его труда методами не принуж­дения, а материальной заинтересованностью.

Изменения методов эксплуатации рабов можно проследить по сочинениям агрономов Рима.

Агроном Катон (II в. до н. э.) рассматривал раба как «говоря­щее орудие» — традиционно для рабовладельческого способа про­изводства. Он рекомендовал следить, чтобы раб не оказался без работы, чтобы он непрерывно приносил хозяину доход; свести расходы на содержание рабов до минимума (кормить самой деше­вой пищей, одежду выдавать раз в год, а старую при этом отби­рать, чтобы сделать из нее для тех же рабов одеяла) и т.д.

Совсем другие методы предлагал агроном Варрон{\ в. до н. э.). Он говорил, что чтобы привязать раба к имению, надо разрешать ему жениться и иметь детей, иметь собственность. Нужно создать условия, чтобы раб мог накопить некоторое имущество, тогда он будет лучше работать.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.