Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 7. Культурно-просветительная, социальная работа в годы Великой Отечественной войны

 

Великая Отечественная война необратимо изменила
естественный ход жизни. Война стала бытом миллионов. Люди не только сражались, погибали, работали сверх всяких сил – они жили в условиях войны: фронта, тыла оккупации, плена. Окопы, землянки, блиндажи, лесные партизанские лагеря, короткие привалы в поле, деревенской избе, полуразрушенном пригороде, бесконечные эшелоны. В этих экстремальных условиях естественно изменилось и бытие художественной культуры.

Великая Отечественная война унесла почти 27 миллионов жизней советских лю­дей, Великая Отечественная война была огромным испытанием и для культурно-досуговых учре­ждений.

Резко сократились ассигнования на содержание сферы культуры, уменьшилась ее сеть. Перестройка культурно-просветительной работы с мирного на военный лад началась с первых дней войны, и проводилась, прежде всего, в действующей армии.

Накануне Отечественной войны в стране насчитывалось 108 тысяч клубов и 77 тысяч массовых библиотек с книжным фондом в более 64 млн. экземпляров, что позволяло охватить культурным обслуживанием широкие массы трудящихся.

Лозунг «Все для фронта! Все для победы!» коснулся всех учреждений культуры, основным содержанием работы которых стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущностей фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным положением.

Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военных госпита­лей, воинских частей и эвакуированного населения. Перестройка работы культурно-досуговых учреждений в со­ответствии с требованиями военного времени осуществлялась на основе приказа Наркомпроса РСФСР «О работе политико-просветительных учреждений в военное время».

Коренным образом изменились условия работы. Люди с утра до вечера находились на производстве, был увеличен рабочий день, продлена рабочая неделя, отменены отпус­ка. В этих условиях учреждения культуры вынуждены были отка­заться от привычных форм и методов работы.

Фактически остались в прошлом массовые формы клубной работы: вечера, смотры худо­жественной самодеятельности, праздники, гуляния и др.

Проводи­лась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки о положении на фронте. Культработники организовывали коллективное слу­шание сводок Совинформбюро, шли в цеха, в поле, на фермы.

Проводились также беседы и доклады о текущем моменте, о международном и внутреннем положении страны, чтение газетных статей и очерков.

Среди известных авторов особой популярностью пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов, И. Эренбург и др. Большое эмоциональное впечатление на слушателей оказывали встречи ра­ботников тыла с фронтовиками, которые организовывали клубные работники.

Основным содержанием работы домов культуры, клубов, биб­лиотек, музеев, изб-читален на основе перестройки стало разъясне­ние характера и цели войны, освещение ее хода, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза.

Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги совет­ских людей в тылу и на фронте; тема патриотизма стала ведущей в их деятельности.

Несмотря на все трудности военного времени значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек и музеев, их работа была перенесена в цеха, красные уголки домоуправлений, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, в воинские час­ти, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту житель­ства.

Работа культурно-досуговых учреждений стала носить передвижной характер. В июне 1941 г. было создано Совинформбюро, сводки которо­го широко использовались клубами и библиотеками. Были созданы самые разнообразные передвижные учреждения культуры: походные клубы,

агитэскадрильи, агиткатера (на фрон­те), библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитсани, агитпункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны.

Основными направлениями деятельности клубов, библиотек и других учреждений культуры в тылу в годы войны стали:

агитационно-пропагандистская,

оборонно-массовая работа,

проведение ши­рокой справочной работы,

участие учреждений культуры в подго­товке для народного хозяйства рабочих массовых профессий в усло­виях, когда мужчин на производстве заменили женщины и подрост­ки, а также развитие новых форм художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха и досуга людей в условиях тяжелого труда.

Значительную работу с населением проводили музеи. Госу­дарственный исторический музей (Москва) развернул в 1941 г. 38 выставок-передвижек в рабочих клубах и красных уголках предпри­ятий, в Доме Союзов, в парке культуры и отдыха им. Горького, в музеях страны. Сотрудники свердловского музея в 1941-42 гг. про­вели 180 лекций, на которых присутствовало около 200 тыс. слуша­телей.

Спасение культурных ценностей, ис­торических, художественных и литературных памятников. Спасе­ние и охрану культурных ценностей народ рассматривал как свой высокий патриотический долг.

Работники библиотек, картинных га­лерей и музеев совершили героический подвиг, организуя эвакуа­цию культурных ценностей, порой рискуя собственной жизнью. В музеях, библиотеках, художественных галереях хранились памятники культуры мирового значения. Работая днем и ночью, ра­ботники учреждений культуры отбирали, тщательно упаковывали и отправляли в глубокий тыл все, что представляло большую цен­ность.

Были вывезены экспозиции ряда музеев, около 700 тыс. еди­ниц фондов рукописей и книг Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, свыше 18 тыс. экспонатов Третьяковской галереи. Шла ог­ромная и кропотливая работа по спасению и эвакуации памятников культуры. Все это осуще­ствлялось при участии рядовых работников учреждений культуры.

Учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, организовывали вечера-посиделки, на которых женщины пряли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов, а в это же время кто-нибудь рассказывал о положении на фронте, читал статьи или рассказы о воинах-героях. Читались вслух письма с фронта. Вдовы и солдатки самоотверженно трудились на полях. Поддержка их морально­го духа, уверенности в победе было также делом работников культурно-досуговых учреждений.

Военные условия требовали создания мобильных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла. Изменился репертуар: в нем преобладала политическая на­правленность, концертные номера и одноактные пьесы посвящались героической борьбе Красной Армии, трудовым подвигам в тылу, действиям партизан и подполья в тылу врага. Значительное место отводилось и лирической теме.

В концертах и тематических программах фронтовых бригад воспитывались патриотические чувства, звучал призыв к защите Родины,

В условиях удлиненно­го рабочего дня и изнурительного труда художественная самодея­тельность являлась неизменным средством организации досуга мил­лионов людей.

Характерные процессы военного времени повлекли за собой сокращение коллективов художественной самодеятельности. В военное время все жанры были сконцентрированы в агитбригаде, концертной бригаде. Особый интерес в их программах проявлялся к произведениям малых форм: скетчам, отдельным сценкам, стихам, песням, частушкам. Из классических произведений использовались главным образом те, в которых отра­жалось героическое прошлое русского народа.

В коллективах художественной самодеятельности до мини­мума сократилась учебная работа и увеличилось количество кон­цертных выступлений. Ра­дость и наслаждение доставляли людям выступления артистов- профессионалов, концертных бригад из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов.

В связи с тем, что в тяжелых условиях войны у части населения возродились религиозные взгляды, наблюдается рост религиозной обрядности, крещений, венчаний, похорон, служения молебнов в поле, проведения религиозных праздников, в учреждениях культуры усиливается под нажимом партийных организаций антирелигиозная пропаганда.

В целях радикального улучшения работы по перевозке и пересылке писем и печати в Красную Армию и улучшения работы почтовой связи в стране - Государственный Комитет Обороны постановляет:

1. Обязать НКПС:

а) включить почтовые вагоны в составы всех скорых, пассажирских и товарно-пассажирских поездов;

б) в случае скопления значительного количества почтовых отправлений и печати и невозможности перевозки их в обычных почтовых вагонах, выделять по требованию органов НК Связи товарные вагоны, прицепляя их к прямым маршрутным поездам.

2. запретить дальнейшую мобилизацию автотранспорта и конского поголовья, занятого на перевозке почтовой корреспонденции и печати.

3. Ввести с 22 августа 1941г. обязательную платную трудовую повинность населения для обеспечения бесперебойной перевозки и доставки почты и печати на внутриреспубликанских (внутриобластных и внутрирайонных) почтовых трактах.

Отдых и досуг солдат и офицеров Красной Армии в годы Великой Отечественной войны как и вся их повседневная жизнь в этот период, существовали и развивались на нескольких взаимопересекающихся линиях:

1. Организованные и самодеятельные формы;

2. Коллективные и индивидуальные;

3. Идеальные и утилитарные составляющие.

Отдых и досуг, развиваясь в контексте событий войны – как один из факторов, обеспечивших конечную победу СССР в войне.

Годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от работников культуры большой оператив­ности, гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность - вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отече­ственной войны, имеет непреходящее значение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 6. Культурно-просветительная, политико-просветительная, социальная работа в период 1917 – 1941 гг | В 1945 – 1955 годах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.