Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночный механизм




ЛЕКЦИЯ 4.

Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий. На заре своего существования рынок был местом встречи продавцов и покупателей и рассматривался как базар, рыночная площадь. Такое узкое понимание рынка было связано с его примитивными формами.

В широком смысле

Рынки – это места, где взаимодействуют продавцы и покупатели, где осуществляется обмен товарами и услугами, где определяются цены.

В мире есть рынки практически любых товаров и услуг. Рынок может быть централизованным (например, фондовая биржа), а также децентрализованным (например, рынок рабочей силы); с точки зрения территориальных границ он может быть местным (в пределах села, города), региональным (область, регион), национальным (внутри какого-то государства), а также мировым, бывают рынки в электронном виде, что часто наблюдается в сфере электронной торговли через Интернет.

Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок — это, прежде всего, место встречи продавцов и покуателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и т д. Поэтомy рынок можно определить как совокупность трансакций (от англ. transaction — сделка). В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию и высококачественные ресурсы.

Возникновению и эффективному функционированию рынка способствовал ряд исторических условий.

Первое условие возникновения рынка – общественное разделение труда, ведущее к специализации и обмену. Начальная примитивная форма обмена на современном языке называется бартером. Бартер – это натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую, без денежной доплаты, торговая сделка осуществляемая по схеме «товар за товар».

Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство изделий в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

Второе условие – самостоятельность, обособленность экономических агентов, или хозяйствующих субъектов, которая выражается в экономической ограниченности, обособленности их интересов. Эта самостоятельность исторически возникает на базе частной собственности, хотя в дальнейшем она стала опираться и на другие виды собственности, включая смешанную и коллективную.

Третьим необходимым условием существования рынка является свобода предпринимательства, т.е. свобода граждан выступать на рынке в качестве хозяйствующих субъектов и заниматься, в рамках закона, той деятельностью, которая приносит им выгоду.

Особенность рынка состоит в том, что он способен обеспечить своим агентам (покупателям и продавцам) высокую степень экономических свобод.

Степень и содержание экономических свобод на рынке могут быть различными. В зависимости от этого рынки можно разделить на три типа.

Во-первых, это свободный рынок. Он обладает максимумом экономических свобод для продавца и покупателя, т.е. при данном типе участники обладают полной независимостью, так называемым экономическим суверенитетом.

Второй тип рынка – регулируемый рынок. Данному типу рынка свойственно подчинение определенному порядку, закрепленному в правовых нормах и поддерживаемому государством.

Третий тип рынка – нелегальный. Данный тип рынка по характеру поведения его субъектов наиболее близок к первому типу, но при этом имеет существенные различия. Одной из разновидностей нелегального рынка является теневая торговля, с присущими ей нарушениями законов и правил купли-продажи. Другой разновидностью нелегального рынка является черный рынок, для которого характерна реализация запрещенных законом товаров (например, наркотики, оружие).

Современный рынок представляет собой систему рынков. Система рынков – это совокупность множества рынков различного назначения.

В системе современных рынков выделяются следующие подразделения:

а) рынок средств производства, на котором приобретаются вещественные факторы производства, включая оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо и электроэнергия;

б) рынок ссудных капиталов, на котором осуществляется купля и продажа временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях;

г) рынок потребительских товаров, который подразделяется на множество сегментов, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, включая жилье;

д) рынок труда, где встречаются работодатели и наемные работники;

е) рынок услуг, куда входят различные виды сервиса;

ж) рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве);

з) рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход);

и) рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые проводится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);

к) рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).

По субъектам различают рынки:

1) покупателей;

2) продавцов;

3) государственных учреждений;

4) промежуточных продавцов-посредников.

По общественному разделению труда различают рынки:

1) местный (локальный);

2) региональный;

3) национальный;

4) мировой.

Выделяют следующие виды рынков по уровню насыщения:

1) равновесный;

2) дефицитный;

3) избыточный;

по степени зрелости:

1) неразвитый;

2) развитый;

3) формирующийся.

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она позволяет координировать решения, принимаемые производителями и потребителями на рынке, отражает полезность товара и издержки на его производство.

информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребляемом количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки.

регулирующая функция. Предполагает воздействие рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность.

посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи.

санирующая функция. Рыночный механизм – это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Структура рынка – основные характерные черты, в число которых входят: количество и размеры представленных на рынке фирм, степень, в которой товары разных фирм схожи между собой, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.

Инфраструктура рынка – оптовые торговые предприятия, биржи, брокерские фирмы, финансовые институты, налоговая система, другие организации, обеспечивающие, сопровождающие рыночные процессы.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1)биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

2)аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

3)кредитная система и коммерческие банки;

4)эмиссионная система и эмиссионные банки;

5)система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);

6)информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7)налоговая система и налоговая инспекция;

8)система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9)специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средней массовой информации;

10)торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11)таможенная система;

12)профсоюзы работающих по найму;

13)коммерческо-выставочные комплексы;

14)система высшего и среднего экономического образования;

15)аудиторские компании;

16)консультативные (консалтинговые) компании;

17)общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18)специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойственный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой – воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке. Функции инфраструктуры рынка следующие:

облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

организационное оформление рыночных отношений;

облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики;

подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

Рынок, выступающий в качестве связующего звена между производством и потреблением, использует основные инструменты рыночного механизма: цену, спрос, предложение, конкуренцию и др.

Механизм рыночного регулирования – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка (спроса, предложения, цены, конкуренции и др.), а также его важнейших экономических законов.

Спрос — один из фундаментальных критериев рыночной экономики. Он характеризует потребности людей. Однако далеко не всякая потребность может быть и действительно бывает учтена рынком. Для этого она должна стать платежеспособной потребностью.

Удовлетворение потребностей любого экономического субъекта (индивидуальный спрос или спрос на микроуровне) осуществляется при наличии следующих важных условий:

большинство товаров и услуг не бесплатны;

у любого товара есть заменители (субституты);

неизбежный выбор между субститутами требует сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод.

На макроуровне говорят о совокупном спросе – общем объеме спроса на товары и услуги не на отдельном рынке, а на всех рынках в экономике в целом. Он характеризует реальный объем национального производства, который субъекты экономики (предприятия, домохозяйства, государство и др.) готовы приобрести при различных уровнях цен.

Спрос очень подвижен, изменчив, ибо на его величину и динамику влияют многочисленные формы как экономического, так и социального, а также технологического характера.

В связи с этим различают эндогенный и экзогенный спрос. Экзогенный спрос – спрос, изменение которого вызвано вмешательством правительства или внедрением каких-либо сил извне системы свободного рынка (пример – закон о запрете курения).

Эндогенный, или внутренний, спрос – это спрос, который образуется внутри общества благодаря факторам, существующим в этом обществе (пример – здоровый образ жизни). Закон спроса состоит в том, что снижение цены (при прочих равных условиях) ведет, как правило, к соответствующему увеличению спроса. И наоборот, рост цены сокращает потребительский спрос.

Величина (объем) спроса определяется тем максимдльньт количеством данного блага, которое может приобрести данный покупатель за данный период времени при данных условиях.

Закон спроса - величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена товара, тем меньше его количества люди готовы купить, и наоборот: чем ниже цена, тем больше величина спроса.

Закон падающего спроса А. Курно формулируется так:

D = f (P),

ггде: f (P) – 0; D – спрос; f – функция; Р – цена.

Данный закон выражает следующую зависимость: цены имеют тенденции к снижению; при этом количество товаров, на которое предъявлен спрос, наоборот повышается; но повышение количества товаров, на которое предъявляется спрос, происходит в меньшей степени, чем снижение цены.

Отсюда кривая спроса убывающая.

 
 

 

 


Рис. Кривая спроса

Кривая спроса – это кривая, точки которой показывают, по каким ценам (Р) в течение определенного промежутка времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара (Q).

Закон спроса объясняется следующими основными причинами:

I. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Высокаяцена отбивает у потребителей охоту поку­пать, а низкаяцена усиливает их желание совершить покупку.

II. Потребление или спрос подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, (полезность – способность экономического блага удовлетворять определенные потребности людей. Предельная полезность – дополнительная полезность, полученная от потребления каждой последующей единицы продукции. Например, в сильную жару первый стакан холодного напитка будет обладать очень высокой полезностью, второй – меньшей, а пятый – может оказаться абсолютно бесполезным. Закон Германа Госсена – при потреблении блага общая полезность увеличивается, а предельная полезность по мере удовлетворения потребителя сокращается с каждой дополнительной единицей блага) т. е. принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят всё меньше и меньше удовлетворения – потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.

III. Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретение каких-либо альтернативных товаров, т.е. при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороги. Потребители склонны замещать дорогие продукты более дешевыми.

Закон спроса не действует в трех случаях:

1. При ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен.

2. Для редких товаров, являющихся средством сохранения денег (золото, драгоценности, антиквариат и др.).

3. При переключении спроса на более качественные, но дорогостоящие товары (например, здоровый образ жизни – переключение спроса с маргарина на масло, снижение цен на маргарин не увеличит на него спрос).

Помимо цены на рыночный спрос воздействуют и другие (неценовые) факторы спроса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.