Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды нарушений законодательства о налогах и сборах




Государственнополитические преобразования и проводимые в России экономические реформы, направленные на развитие предпринимательской деятельности, функционирование новых форм бизнеса, обусловливают постоянный рост количества налогоплательщиков. В то же время для переходного периода реформирования экономики характерно появление неблагоприятных факторов, оказывающих воздействие и на налоговую сферу, в первую очередь таких, как инфляционные процессы, слабое развитие отечественных товаропроизводителей, несовершенство налогового законодательства. Недостатки в законодательстве,регулирующем налоговые отношения, не только способствуют, но зачастую и провоцируют совершение правонарушений. В конечном счете совокупность названных факторов приводит к уменьшению доходов населения, одновременно сокращая поступления денежных средств в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды.
Одним из основных элементов степени и характера общественной опасности налоговых правонарушенийявляется посягательство на установленную Конституцией РФ публичноправовую обязанность всех граждан уплачивать законно установленные налоги и сборы. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества, что и закреплено нормами налогового права. Именно данная особенность налогового права — принудительный характер изъятия части дохода и вызывает в ответ наналоговые санкции государства противодействие налогоплательщиков, выражающееся в уклонении от уплаты налогов.
Специфика посягательств на нормальное функционирование налоговых правоотношений обусловлена тем, что налоги, согласно их экономической, социальнополитической и юридической сущности, выступают основным средством материального обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сокращение налоговых поступлений в бюджетную систему либо их непланомерное поступление неизбежно становится основным фактором невыполнения либо неэффективного выполнения государством своих внешних и внутренних функций. В конечном счете недостаточное финансирование государственных полномочий, слабое материальное обеспечение публичных целей и задач влекут ослабление управления обществом и подрывают национальную безопасность.
Общественные отношения, складывающиеся между публичным (государством и (или) муниципальными образованиями) и частными субъектами относительно взимания налогов, изначально в силу своей социальной природы конфликтны и, таким образом, объективно требуют правового регулирования. В свою очередь, механизм правового регулирования налоговых отношений объективно нуждается в охране правовыми средствами.
В современных условиях развития системы российского законодательства правовая охрана механизма налоговых отношений обеспечивается различными отраслями права: финансовым, уголовным, административным и таможенным. Данное обстоятельство является аргументом для отнесения налоговойответственности к комплексному межотраслевому правовому институту. Следует оговориться, что понимание налоговой ответственности через сумму соответствующих отраслевых институтов, охраняющих налоговые отношения, имеет значение только для удобства анализа этой категории в качестве учебной дисциплины.
Институт налоговой ответственности не относится к исключительным явлениям российской правовой системы. Правовые институты, состоящие из правовых предписаний, содержащихся в различных нормативноправовых актах, — объективно обусловленный закономерный феномен. В связи с динамикой общественных отношений в налоговом праве происходит постоянное дополнение и изменение нормативного материала, что влечет невозможность в рамках одного нормативного акта общего действия (Налоговый кодекс РФ) обеспечить всю полноту регулирования налоговых отношений. Более того, различная степень общественной опасности налоговых правонарушений не позволяет осуществлять охрану материальных норм какойлибо одной отраслью права. Основной задачей законодателя при регулировании института налоговой ответственности следует считать создание непротиворечивых правовых норм, взаимно дополняющих друг друга.
Правовой сферой действия института налоговой ответственности является привлечение к ответственности за совершение любого противоправного деяния, имеющего единый родовой объект посягательств — общественные отношения, складывающиеся относительно установления, введения, взимания налогов, а также в процессе осуществления налогового контроля и налогового процесса. Относительно налоговой сферы охранительные институты финансового, уголовного, административного и таможенного права имеют совпадающие моменты, обусловленные их специфическим характером. Особенность охранительных институтов проявляется в функциональной роли — охране общественных отношений, регулируемых налоговым правом. Поскольку предназначением охранительных правовых институтов является опосредование отношений, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах, то и юридическая конструкция этих правовых институтов совпадает и отражает состав правонарушения: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.
Являясь комплексным межотраслевым правовым институтом, налоговая ответственность не относится всецело к какойлибо одной отрасли права, охраняющейналоговые отношения. Относительная самостоятельность такого правового образования, как налоговая ответственность, объясняется ее интегрированным характером, обусловленным вторичностью по отношению к охраняемым материальным нормам финансового права. Поэтому институт налоговойответственности в качестве комплексной правовой категории, соединяющей в себе различные охранительные нормы, не может быть полностью «монолитно» отнесен к какойлибо одной отрасли права. Правовой институт не относится к первичным правовым образованиям — качеством первоосновы обладает правовая норма, которая может принадлежать только одной отрасли права и даже в составе правового образования не может входить в иную отрасль права.
Правовой институт налоговой ответственности состоит из отдельных структурных элементов — субинститутов, которые представляют собой отраслевые институты ответственности за нарушения налогового законодательства. В пределах института налоговой ответственности каждый субинститут регулирует конкретный род деликтных отношений — финансовых (налоговых), административных, таможенных или уголовных.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть условность отнесения налоговой ответственности к полноправным правовым общностям. Говоря об институте налоговойответственности, следует учитывать, что его состав образуют равнозначные, самостоятельные институты других отраслей права, регулирующих общественные отношения, вертикальные и функциональные связи которых на несколько порядков сильнее, чем их связи между собой.
Объединения норм, устанавливающих финансовую, уголовную, административную или таможенную ответственность за налоговые правонарушения, являются неотделимой частью соответствующих отраслей права. Бесспорно, что институт налоговых преступлений относят к уголовному праву, а институт налоговыхправонарушений — к финансовому (налоговому). В основе подобного утверждения лежит предметный принцип классификации общественных отношений. Однако, как уже отмечалось, ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах может регулироваться нормами разных отраслей. В подобной ситуации охранительные отношения налоговой сферы разграничиваются по дополнительному критерию — методу правового регулирования.
Таким образом, комплексность института налоговой ответственности представляет относительное соединение специальных правовых общностей (совокупности норм права), обеспечивающих различными правовыми режимами охрану одного вида общественных отношений — налоговых. Разнородность отраслей права, охраняющих налоговые отношения, допускает сочетание и в определенных целях объединение правовых норм, но не является основанием для образования единых, качественно однородных общественных отношений, т.е. не дает генетической возможности рождения нового института или тем более отрасли права —налоговой ответственности.
Основаниями привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является совершение одного из следующих деликтов:
1) налоговое правонарушение;
2) нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки административных правонарушений (налоговые проступки);
3) нарушение законодательства о налогах и сборах, содержащее признаки преступлений (налоговые преступления).
Современное состояние российской правовой системы таково, что каждый из видов нарушений законодательства о налогах и сборах регулируется самостоятельной отраслью права: финансовым, таможенным, административным или уголовным. Поэтому в зависимости от квалификации состава правонарушения меры ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах содержатся в НК РФ, ТмК РФ, КоАП РФ или УК РФ соответственно.
Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах — это охранительное правоотношение, возникающие на основании законодательства оналогах и сборах между государством и нарушителем законодательства относительно возложения на виновного субъекта дополнительной обязанности, связанной с лишениями личного и материального характера.
Необходимо учитывать, что НК РФ, КоАП РФ и ТмК РФ содержат конкурирующие составы налоговых правонарушений. В случае выявления налоговогоправонарушения, содержащего одновременно признаки налогового и административного или налогового и таможенного деликта, приоритет имеют нормы Налогового кодекса РФ. Так, согласно ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из самого Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Ответственность за налоговые правонарушения устанавливается непосредственно Налоговым кодексом РФ (подп. 6 п. 2 ст. 1). В соответствии с п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налоговогоправонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, установленным Кодексом. Следовательно, в случае нарушения законодательства о налогах и сборахохранительные правоотношения должны складываться только на основании норм Налогового кодекса РФ и регулироваться институтом налоговойответственности.
Представляется более целесообразным нормы, охраняющие налоговые отношения, но содержащиеся в КоАП РФ и ТмК РФ, консолидировать в Налоговом кодексе РФ, что будет способствовать повышению эффективности правоохранительной функции ответственности за нарушения законодательства налогах исборах. Такое соединение охранительных норм позволит: вопервых, устранить смешение различных видов юридической ответственности, вызывающей в правоприменительной практике немало трудностей; вовторых, рассматривать налоговую ответственность не в качестве комплексного правового образования, а как полноправный институт в границах подотрасли налогового права.
Консолидация охранительных норм будет соответствовать и общепринятым научным трактовкам правоохранительного института, поскольку в рамках налоговогоправа как регулятивной подотрасли финансового права произойдет соединение и компоновка в самостоятельные подразделения охранительных норм. Синтезирование норм права, охраняющих налоговые отношения, позволит создать единый правоохранительный комплекс, подчинить ответственность занарушения законодательства о налогах и сборах единым исходным идеям финансового права и принципам налогового права.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.