Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности периода правления Ю.В.Андропова

По мере нарастания кризисных явлений вызревали силы, способные вступить с ними в борьбу. Наиболее ярким их представителем стал Юрий Владимирович Андропов, пришедший к власти в ноябре 1982 г. после смерти Л. И. Брежнева и начавший борьбу за возрождение ленинской концепции социализма с учетом реалий своего времени с укрепления трудовой и государственной дисциплины, борьбы с коррупцией.

Как личность Ю. В. Андропов существенно отличался от многих политических деятелей своего времени. Он был человеком острого и цепкого ума, выделялся ответственным отношением к делу, зная реальную ситуацию в стране и обществе. К данной характеристике можно добавить высокий уровень культуры, личную скромность и бескорыстие. Одновременно сэтим, как политик своего времени он был явным представителем жесткой, силовой манеры действий. Наиболее громким делом стало расследование коррупции в МВД СССР. Его итогами стали самоубийство министра Ю. Щелокова и суд над его заместителем, зятем Л. Брежнева Ю. Чурбановым.

Андропов стремился добиться улучшения дел на всех участках социально-экономического развития страны, используя командные методы. Основная ставка делалась на укрепление управленческой, трудовой, партийной дисциплины. За 15месяцев - с середины ноября 1982 г. до середины февраля 1984 г. было сменено 18 союзных министров, 37 первых секретарей обкомов, крайкомов КПСС, ЦК КП союзных республик.

Мероприятия по наведению порядка и дисциплины дали определенный эффект, привели в действие ряд резервов,позволили временно заблокировать развитие негативных тенденций. В 1983 г. статистикой были зафиксированы самые высокие темпы развития экономики страны с начала 80-х гг. Если в 1981-1982 гг. они составили 3,1 проц., то в 1983 г. - 4,2проц.

Как политик Андропов реалистически оценивал социально-политическое положение страны. Им была высказана мысль о значительности исторической дистанции, отделявшей страну от высшей стадии коммунистической формации. Андропов был инициатором идеи школьной реформы, выдвигал предложения по кадровой политике, разграничению властных функций партии и Советов, идеологической работе. Его болезнь изменила соотношение сил в пользу консервативного крыла высшего партийного руководства. С конца сентября 1983 г. функции первого лица стал выполнять К. У. Черненко, Ю. В. Андропов быстро угасал, смерть наступила в феврале 1984 г. По ряду данных, не исключено, что, проживи он дольше, модернизация советского социума могла бы пойти по китайскому варианту - т.е. постепенно и медленно, но в направлении либерализации общественных отношений. Многие факты, в частности реакция общества на политику Ю. Андропова, свидетельствуют, что большинство населения страны к середине 80-х годов продолжало оставаться приверженцами идеи общества социального равенства.

Приход Константина Устиновича Черненко к власти означал возврат к устоявшимся при Л. И. Брежневе порядкам. Трудно было представить на высшем посту более неподходящую фигуру. «Он был смертельно больным человеком, - писал бывший член Политбюро ЦК КПСС П.Е.Шелест, - в роли, которую он выполнял, на него было жалко смотреть».

Экономические показатели развития страны в 1984 г. резко поползли вниз, обозначая приближение глубокого кризиса. Вероятно, именно месяцы правления страной К. У. Черненко сыграли роль последнего довода, убедившего группу партийно-государственных руководителей высшего звена в необходимости крутого поворота.

В 70-80-е годы произошло существенное размывание харизмы политического лидера, прежде всего, в лицах Л.Брежнева и К.Черненко. Этому способствовали как политическая неспособность высших руководителей разрешить проблемы, возникшие в обществе, так и их физическая немощь, порочная страсть к чинам, званиям и наградам.

В целом, в течение четырех десятилетий, с середины 40-х до середины 80-х гг., СССР прошел сложный исторический путь: от ужесточения личной власти Сталина, в дальнейшем - либеральных начинаний периода «оттепели», их свертывания и стабилизации, укрепления позиций партийно-государственной бюрократии до неуклонного скатывания в состояние экономической стагнации, все большего отрыва официальных идеологических установок от общественной практики.

Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС стал естественной реакцией здравомыслящих сил в руководстве страны на нарастающую угрозу тотального кризиса.

Лекция №17

Политика перестройки и ее несостоятельность. Развал СССР

1. М. С. Горбачев и «Перестройка»

Уже в конце 1970-х гг. для части советского руководства и многих людей стала очевидной невозможность сохранения без изменений существовавших в стране порядков. Продолжалась стагнация производства, увеличивалось научно-техническое отставание от стран Запада, обозначился кризис социальной сферы, деформировалась мораль. Первые попытки поисков выхода из сложившейся ситуации начались сразу после смерти Л. И. Брежнева. Однако и его преемник Ю. В. Андропов в 1982-1983 гг., и тем более пришедший ему на смену К.У.Черненко, были твердыми сторонниками существовавшей системы. Речь шла лишь о ее совершенствовании в рамках советского политического строя. Тем не менее, в правящей элите постепенно сложилась группа руководителей (М. С. Горбачев, А. Н. Яковлев, Э. А. Шеварднадзе и др.), не только боровшаяся за лидерство, но и готовая пойти на определенные перемены. В марте 1985 г. М.С.Горбачев, став Генеральным секретарем ЦК КПСС, пришел к власти. Начался период, который впоследствии получил название «перестройка».

Первый этап преобразований. Хронологически он охватывал 1985-1986 гг. На апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны (термин «перестройка» появился позднее). Главным его движителем виделся научно-технический прогресс, большая роль отводилась развитию машиностроения, а также активизации «человеческого фактора». Эта линия во многом повторяла, сугубо «технологические» подходы к решению сложнейших проблем страны и предусматривала лишь «улучшение» социализма. Соответствующими были избраны и средства: меры по укреплению трудовой и технологической дисциплины, антиалкогольная кампания, улучшение работы с кадрами и т.д. Однако ожидаемого эффекта они не дали. В целом народное хозяйство работало по старой схеме, ориентируясь на затратный путь. Непоколебимым остался огромный бюрократический аппарат (более 18 млн. человек), который глушил многие позитивные начинания. Не случайно уже в начале 1987 г. руководство заговорило о «торможении реформ консервативными силами».

Второй этап "перестройки" датируется 1987-1988 гг.Он характеризовался попыткой политического руководства страны осуществить реальные преобразования в экономике и во внутренней жизни, сохранив при этом основы существовавшего строя.

В экономической сфере были приняты законы о госпредприятии и о кооперации. Первый - способствовал укреплению оперативной самостоятельности предприятий. Директивный государственный план заменялся госзаказом. Закон о кооперации вызвал бурный рост негосударственного сектора экономики. В то же время, практически неизменной осталась система отраслевых министерств, госаппарат продолжал определять «правила игры» в отношениях с производителями, не было равноправия различных форм собственности. Значительный рост заработной платы (в 1987-1988 гг. она возросла в среднем по стране в 1,4 раза) не сопровождался повышением производительности труда и качества продукции. В результате возросла и разбалансированность народного хозяйства. В 1988 г. отчетливо стали видны признаки кризиса: усиливалась инфляция, расстроилась финансовая система, обострилась ситуация на потребительском рынке, все большее количество товаров попадало в разряд дефицитных.

Положение усугубили катастрофа на Чернобыльской атомной электростанции (1986 г.), землетрясение в Армении (1988 г.). Только на частичную ликвидацию их последствий потребовались огромные материальные и финансовые средства.

Пробуксовывание экономических преобразований, нежелание и неумение руководства последовательно идти курсом глубоких реформ вызывали рост радикальных настроений в обществе. Их выразителем в значительной степени стал Борис Николаевич Ельцин, в ту пору первый секретарь Московского горкома партии, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. Его выступление на октябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК с критикой консервативных сил в партийном руководстве, последовавшая отставка и развернутая против него кампания травли, заложили основу для последующего возвращения Ельцина в «большую политику», как политического деятеля общероссийского масштаба.

Попыткой реформирования партии и всей советской политической системы «сверху» стали решения XIX Всесоюзной партийной конференции в апреле 1988 г. Они предусматривали соединение с «социалистическими ценностями» некоторых элементов политической доктрины либерализма. В частности, был провозглашен курс на создание правого государства, внедрение принципа разделения властей (при сохранении руководящей роли КПСС), реализацию принципов парламентаризма (в советской форме).

Однако даже попытка закрепить в документах партии модель «гуманного, демократического социализма» вызвала яростное неприятие значительной части партийной бюрократии и ускорила процесс размежевания реформистского и консервативного течений внутри КПСС.

Кризис политики "перестройки". В 1989-1990 гг. фактически социально-политические процессы в стране вышли из-под контроля Горбачева и других «архитекторов перестройки» и вырвались за предписанные ими рамки «оциалистического обновления»

Происходило неуклонное смещение движущей силы реформационных процессов от центральной власти - на места, от либерально настроенной бюрократии - к массовым движениям, новым партиям.В обществе быстро шло формирование многопартийной системы и становление политического плюрализма. В 1988-1989 гг. возник целый ряд оппозиционных КПСС партий и движений либерального толка («Демократический Союз», «Демократическая партия России», объединение «Демократическая Россия» и др.). Социал-демократическое направление было представлено Социалистической и Социал-демократической партиями. К быстро формировавшемуся национал-патриотическому крылу принадлежали Либерально-демократическая партия, движение «Память». На политическую арену поднимались новые личности.

Важнейшей формой общественно-политических движений в союзных республиках стали народные фронты. Возникнув на платформе поддержки «социалистического обновления» и идеи национально-культурного возрождения, они довольно быстро сменили политические ориентиры и взяли курс на достижение полного суверенитета и создание независимых национальных государств. Такой путь прошли народные фронты Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, Украины, Армении и Грузии. В качестве политического противовеса этим движениям, не без помощи центра, возникли «Интерфронты», чью социальную базу составило преимущественно русскоязычное население.

Политические изменения в стране получили свою легитимность в ходе первых, демократических выборов в новые органы представительной власти весной 1989 г. Своеобразным политическим форумом, где сталкивались общественные силы различной ориентации, стали Съезды народных депутатов СССР. Большое значение имела деятельность Межрегиональной депутатской группы (Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ельцин, Г. Х. Попов, А. Д. Сахаров), на базе которой формировались многие политические движения либерального направления. Они выступали за приватизацию госсобственности, свободу личности и систему полноценной парламентской демократии западного толка. Политические силы, ратовавшие за «обновление социализма», призывали к приоритетному развитию «общественной» собственности и коллективистских форм общественных отношений. Стремительно теряла свое влияние на массы коммунистическая идеология, дискредитированная как грузом прошлого, так и неспособностью адекватно ответить на вызов времени.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Диссидентское движение в СССР и его роль в истории страны | Ослабление позиций КПСС
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.