Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешняя политика России в 1990-е гг

Демократическое развитие России предопределило и изменение ее внеш­ней политики. Переход к рыночной экономике включал Россию в мировое политическое и экономическое сообщество. Поэтому основной задачей нового внешнеполитического курса страны стало укрепление доверия и строительство партнерских отношений со всеми странами, и прежде всего со странами Запада и США.

Становление внешнеполитического курса. Российской Федерации как правопреем­нице СССР необходимо было выработать новый внешнеполитический курс. В его ос­нову было положено четыре главных на­правления:

1) утверждение себя в мире в качестве независимого государства с сохранением статуса великой державы;

2) строительство новых взаимоотноше­ний с бывшими республиками СССР и странами бывшего социалистического блока;

3) создание взаимоотношений со страна­ми Запада и США на новой основе;

4) формирование новых отношений со странами Востока.

Основополагающим принципом российской внешней политики в 1990-е гг. стала защита национальных интересов России не через конфронтацию, а через партнерство. Теперь Россия не рассматривала ни одно из госу­дарств мира в качестве своего потенциального противника.

Кроме того, России необходимо было создать благоприятные условия для притока иностранных инвестиций, которые так нужны были ей для развития экономики.

Не менее важными во внешнеполитической деятельности России стали вопросы всеоб­щей безопасности, запрещения ядерных испытаний, химического и бакте­риологического оружия, сокращения ядерных и других вооружений и т.д. В течение 1990-х гг. между Россией и странами Запада была подписана серия договоров по безопасности и сотрудничеству и подтверждены все ранее подписанные договоры в этой области.

Первым государством, признавшим независимость России, были США. За ними дипломатические отношения установили Германия, Франция, Италия, Англия, другие страны. 24 декабря 1991 г. Россия стала членом ООН.

С первых же дней российская дипломатия поставила перед собой главную задачу укрепить доверие и установить партнерские отношения с США как с бывшим своим главным противником, от взаимоотношений с которыми в значительной степени зависели судьбы мирового сообщества.

Россия и США. В 1992 г. на заседании Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке между Россией и США была подписана декларация о новых отношениях, в которой обе страны более не рассматривали друг друга «в качестве потенциальных противников. В том же году Россия была принята в Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС).

Летом 1992 г. в США на встрече президентов двух стран была подписана Хартия российско-американского партнерства и дружбы.

В январе 1993 г. в Москве состоялась новая встреча российского и американского президентов. Они подписали Договор СНВ-2, по которому США и Россия договорились взаимно сократить до 2003 г. примерно в 3,5 раза с каждой стороны стратегические ядерные вооружения и ликвидировать устаревшие виды ядерных ракет.

В 1995 г. Россия и США провели ряд переговоров по проблемам европейской безопасности. В частности, была подтверждена приверженность обе стран Договору по ПРО 1972 г., на основе которого строилась стратегическая стабильность в мире.

К 1998 г. США стала самым крупным международным инвестором в экономику России. Объем торговли между двумя странами увеличился в 2 раза. Начала реализовываться совместная космическая программа. К 1999 г. обе страны становятся стратегическими партнерами.

Россия и Западная Европа. Россия, так же как и страны Западной Европы, была заинтересована в развитии сотрудничества на мирной и демократической основе. В 1990-е гг. перед всеми европейскими странами стояла задача создания единой Европы. Исходя из этого они строили свои взаимоотношения.

Летом 1992 г. Б. Ельцин в Мюнхене встретился с руководителями семи ведущих стран Западной Европы («большая семерка»). На этой встрече страны «семерки» провозгласили программу оказания финансовой помощи России для поддержания реформ.

В феврале 1996 г. Россия была принята в Совет Европы (СЕ). Отныне каждый гражданин России имел право обратиться в высший Европейский суд по правам человека в Страсбурге. Демократические завоевания Европы стали распространяться и на Россию.

Для укрепления экономического сотрудничества и развития торговых связей со странами Запада Россия осенью 1996 г. подписала Соглашение о сотрудничестве и партнерстве с Европейским Союзом (ЕС). Странам ЕС предоставлялись льготные условия для торговли в России.

Летом 1997 г. Россия была принята в состав «большой семерки», которая стала теперь «большой восьмеркой». Вступление в «восьмерку» открыло широкие возможности для получения Россией экономической помощь Всемирного банка.

В этом же году Россию принимают в Парижский клуб — международное объединение стран-кредиторов. Став членом клуба, Россия получила перспективу возврата долгов со стороны развивающихся стран по кредит выделенным им Советским Союзом.

Взаимоотношения России со странами СНГ и Восточной Европы. Развитие отношений с бывшими союзными республиками осуществлялось Россией по двум направлениям: в рамках СНГ и на основе двусторонних соглашений. В основном преобладала тенденция развития двусторонних отношений. В 1991 г. состав союза был расширен — в него вошли 11 из 15 бывших союзных республик. Весной 1994 г. в него вошла Грузия.

В рамках СНГ формировался экономи­ческий союз, устанавливался совместный контроль внешних границ, был подписан ряд таможенных и торговых соглашений, облегчающих экономические связи меж­ду республиками. В военно-политической области страны СНГ подписали Договор о коллективной безопасности. России было передано все хранившееся на территори­ях других республик ядерное оружие, и она сохранила статус ядерной державы.

Основной задачей в 1990-е гг. во внешнепо­литических отношениях со странами Вос­точной Европы для России было укрепле­ние доверия и партнерских отношений, а также вывод российских войск с их терри­торий. К лету 1991 г. советские войска были выведены из Венгрии и Чехословакии, а в последующие три года — из Германии и Польши.

В 1994 г. в Москве подписано трехстороннее соглашение между Россией, США и Украиной о безъя­дерном статусе Украины. России возвращены Украиной 176 межконтинентальных ракет и 1800 ядерных боеголовок.

Сближение России и стран Востока. Вовторой половине 1990-х гг. начался процесс сближения России со своими традицион­ными партнерами на Востоке: Индией, Ки­таем и Японией. С этими странами был заключен ряд соглашений по пригранич­ной торговле, таможенным пошлинам и др. Вместе с тем Россия начала восстанавли­вать и налаживать сотрудничество с Вьет­намом, Кореей, Ираном и Ираком.

5. Новый этап развития России (2000 – 2005 гг.)

К 2000 г. российское общество встало на путь консолидации. Экономическое положение в стране начало нормализоваться. Российское правительство продолжило работу по оздоровлению экономики и финансов. Стабилизировалась денежная система. Инфляция, вызванная кризисом, замедлилась. Постепенно оправлялись от последствий кризиса промышленные предприятия, снова заработал частный сектор экономики. Упорядочилась выплата зарплаты учителям, врачам и сотрудникам государственных предприятий и учреждений. Экономическая стабилизация способствовала социальному успокоению, сбила стихию забастовок и митингов. В политической жизни страны также наступают перемены, ведущие к повышению эффективности в работе властных структур.

Выборы в Государственную думу (1999 г.). К концу 1990-х гг. в политической сфере про­изошли изменения. Перед новыми выбора­ми количество политических партий и дви­жений начало сокращаться, многие из них, имевшие близкие позиции, объединялись. Сторонники последовательного проведения либеральных реформ объединились вокруг Союза правых сил. Те, кто выступал против реформ, поддерживали КПРФ.

В октябре 1999 г. создается еще одно цент­ристское Межрегиональное движение «Един­ство» («Единство», или «Медведь»), лидером которого стал министр по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу. Политическое движение «Отечество — вся Россия» также заняло центристские позиции: В результате на состоявшихся 19 декабря 1999 г. очередных выборах в Государственную думу расстановка политических сил существенно изменилась.

Левые группировки утратили свое былое преимущество в законодательном органе страны. А новый состав Думы гарантировал политическую стабильность и продвижение по пути реформ. Это создавало условия и для стабильной работы правительства.

В.В. Путин — Президент Российской Федерации. 31 декабря 1999 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин в традиционном новогоднем обращении к россиянам заявил о своей добровольной отставке. В обращении отмечалось, что Президент и его команда сделали все, чтобы Россия встала на путь демократии и рыночной экономики. Во главе новой смены Ельцин видел В. Путина, олицетворявшего, по его мнению, молодое поколение политиков, свободное от старой идеологии и ошибок прошлых лет.

После ухода Б.Н. Ельцина исполняющим обязанности Президента страны до новых выборов по закону стал председатель правительства В.В. Путин. А 26 марта 2000 г. в ходе очередных президентских вы среди 12 претендентов он одержал убедительную победу. В 2004 г. В. В. Путин переизбран на второй президентский срок.

Россияне не ошиблись в своем выборе – первые же мероприятия нового Президента были нацелены на оздоровление российского общества.

Тенденция к стабилизации российского общества. Первые шаги нового Президента были сделаны в трех основных направлениях: укрепление вертикали власти, продолжение курса экономических реформ и становление социального государства.

В своей работе по реформированию страны президент сначала опирался на правительство во главе с М. М. Касьяновым, а с 2004 г. на правительство Фрадкова.

Для создания сильной центральной власти и укрепления ее взаимодействия с региональной властью была реформирована верхняя палата Федераль­ного собрания — Совет Федерации. Из него выведены губернаторы и главы администраций, как представители исполнительной власти на местах. В новый состав Совета Федерации с 1 января 2002 г. включались по два представителя от 89 регионов России — от законодательного и исполнитель­ного органа каждого из этих регионов. Губернаторы же вошли в новый совещательный орган при Президенте России — Государственный совет.

Летом 2000 г. началось осуществление административной реформы. Было создано 7 крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Запад­ный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, включаю­щих сохраненные 89 регионов. Во главе каждого округа поставлен полно­мочный представитель российского президента, призванный координировать деятельность местных органов власти в соответствии с политикой президен­та, а также осуществлять контроль за бюджетным финансированием и использованием экономического потенциала округа. В настоящее время продолжается процесс укрупнения округов.

В Государственной думе опорой и проводником политики президента стала коалиция проправительственных партий. Они были нацелены на конструк­тивное сотрудничество с оппозицией, и, прежде всего, с КПРФ. Выбранная тактика привела к стабилизации политической атмосферы в Думе и обще­стве и к продуктивной законотворческой работе.

В экономической области была проведена налоговая реформа, суть кото­рой заключалась в ослаблении налогового бремени и выведении из «тени» части производства {теневая экономика). Устанавливался единый соци­альный налог с физических лиц — 13% (вместо существовавшего прогрес­сивного налога до 30%). Отменялись налоговые льготы, и все производители были, таким образом, поставлены в равные условия. Эта реформа привела к стабилизации и увеличению налоговых поступлений в бюджет страны.

В социальной сфере осуществляется регулярное повышение заработной платы работникам бюджетных организаций и предприятий, были увеличе­ны минимальные размеры оплаты труда, установлены новые величины прожиточного минимума на душу населения, повышены оклады военнослужащим. С 2001 г. возросли расходы на образование, культуру и здравоохранение. С 1 августа 2000 г. увеличились размеры пенсий. Принят новый Трудовой кодекс, Жилищный кодекс, кодекс об административных правонарушениях и другие.

С 2001 г. началось постепенное проведение военной реформы. Реформа на первом ее этапе предполагает сокращение численности Вооруженных сил России на 20%. Стратегическая цель — создание мобильной армии на контрактной основе.

Началось проведение судебной реформы. Весной 2001 г. в Госдуму бы внесено 11 законопроектов, касающихся реформирования законодательства и судебной системы. Смысл реформы состоит в укреплении независимость авторитета судебной власти в стране.

В 2001 г. были утверждены Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации.

Все проводимые реформы направлены на достижение социальной и политической стабильности в обществе и на улучшение благосостояния граждан страны.

С приходом к власти В.В. Путина произошли значительные изменения в организации государственной власти РФ:

- созданы семь федеральных округов и назначены Полномочные представители Президента РФ в округах, что способствовало централизации власти;

- изменены система формирования Совета Федерации - в 2000-2002 гг. глав субъектов и их представительных органов, ранее входивших в Совет Федерации по должности, заменили представители субъектов, один из которых назначается на должность главой субъекта, а другой - законодательным (представительным) органом;

- произведены изменения в структуре органов исполнительной власти;

- более динамичным и современным стал стиль управления государством.

В 2003 г. начался процесс укрупнения регионов РФ. 7 декабря 2003 г. впервые в истории современной России прошел референдум об объединении субъектов РФ. Жители Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области проголосовали за объединение данных 2 субъектов в один - Пермяцкий край.

Планируется также в дальнейшем укрупнять регионы. Данная политика возможна объединения близких по территории, экономическому развитию и культуре субъектов, а также ликвидации «искусственных» субъектов - некоторых автономных округов, которые экономически и политически входят в состав других краев и областей, но при этом формально считаются отдельными субъектами. При этом, согласно Конституции РФ и федеральному конституционному закону, объединение субъектов возможно только при согласии их населения, выраженного на референдуме субъекта РФ. После этого наступает более чем 5-ти летний процесс объединения бюджетов субъектов и их властных структур.

В декабре 2003 г. губернатором Свердловской области Э. Росселем была выдвинута инициатива объединения 3 субъектов РФ - Свердловской, Челябинской и Куурганской областей также в единым субъект РФ - Уральский край.

Основными приоритетами внутренней и внешней политики В.В. Путина являются:

- усиление роли государства;

- совершенствование механизма государственного управления;

- стабилизация ситуации в экономике и экономический рост;

- борьба с терроризмом;

- интеграция с Республикой Беларусь;

- сближение с ведущими европейскими странами - Германией, Великобританией, Францией.

7 декабря 2003 г. состоялись очередные выборы в Государственную думу ФС РФ -первые парламентские выборы в России в ХХI веке. По результатам выборов:

- убедительную победу одержала политическая партия "Единая Россия" (лидеры - Б. Грызлов, С. Шойгу, Ю. Лужков) - около 37% голосов (что вместе с депутатами - одномандатниками, дало «Единой России» 310 голосов (конституционное большинство) и полный контроль над Думой;

- 5% барьер преоболели 4 партии, наряду с Единой Россией это: КПРФ (лидер - Г. Зюганов) - 12,7%; ЛДПР (лидер - В. Жириновский)- - 11,6%; "Родина" (лидеры - С. Глазьев и Д. Рогозин) - 9,1%.

14 марта 2004 г. состоялись очередные выборы Президента РФ ( четвертые в новейшей истории России). В.В. Путин, набравший около 71% голосов, был переизбран Президентом РФ на второй 4-летний срок.

Это - наивысший уровень народной поддержки (более 2/3 голосов избирателей), который получал на выборах Президент РФ за весь период истории России с 1991 г. Отличительной чертой выборов стал рекордно низкий процент голосов, поданных за кандидата коммунистов Н. Харитонова (14%)- это на 26% меньше результата Г. Зюганова в 1996 г.

7 мая 2004 г. В.В. Путин принял Присягу Президента РФ, после чего начался его второй срок на посту Президента РФ (до мая 2008 г.).

Начало второго президентского срока В.В. Путина было омрачено убийством президента Чеченской Республики Ахмата Кадырова 9 мая 2004 г. в Грозном. Кроме того, летом-осенью 2004 г. по России прокатилась волна террористических актов, закончившаяся захватом заложников в г. Беслане и гибелью более 300 школьников. Эти события лишний раз продемонстрировали слабость работы правоохранительных органов и несовершенство системы государственной власти в целом.

Еще до выборов и указанных событий, 9 марта 2004 г. Президентом РФ В.в. Путиным был седлан важный шаг в сфере административной реформы - проведена реформа федеральных органов исполнительной власти.

Необходимость данной реформы была обусловлена тем, что система федеральных органов исполнительной власти не соответствовала мировым стандартам и была очень громоздкой.

В стране насчитывалось более 60 органов 6 видов, которые подчинялись непосредственно Правительству РФ. Функции этих органов часто дублировались, отсутствовала четкая субординация между органами, что порождало неразбериху, конкуренцию между различными органами и снижало управляемость всей системы..

В результате реформы:

- вместо 6 осталось только 3 вида федеральных органов исполнительной власти - Федеральные министерства, Федеральные службы и Федеральные агентства;

- Федеральные министерства осуществляют политическое руководство и нормативно- правовое регулирование;

- Федеральные службы осуществляют контрольно-надзорные функции и функции обеспечения безопасности;

- Федеральные агенства занимаются вопросами управления государственной собственностью и оказания государственных услуг;

- Указанные органы объединены в четкую иерархическую системы - Федеральные агентства и службы находятся в ведении соответствующих министерств (реже - непосредственно подведомственны Президенту РФ и ли Правительству РФ);

- Сокращен перечень функций органов, особенно в сфере разрешительно-запретительной и регистрационной деятельности;

- Четко разделены (между органами разных видов) функции издания нормативных актов, контроля и надзора.

Почти одновременно с проведением реформы Правительство М. М. Касьянова, работавшее 4 года (2000-2004) было отправлено в отставку и сформировано новое Правительство РФ во главе с М. Е. Фрадковым, которое стало работать уже в рамках новой системы.

Основные стратегические задачи правительства М. Е. Фрадкова:

- структурные реформы в экономике;

- повышение уровня жизни населения;

- вступление России в ВТО.

В декабре 2004 г. была проведена еще одна существенная реформа в области государственного управления. Была отменена существовавшая 10 лет система прямых выборов населением субъектов РФ глав субъектов РФ. Согласно новому закону, с февраля 2005 г. введена новая система избрания глав субъектов РФ законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ по представлению Президента РФ. Также планируется проведение выборов в Госдуму, начиная с 2007 г., только по партийным спискам.

Внешняя политика России. Летом 2000 г. в Концепции внешней политики Российской Федерации были определены стратегия и основные приоритеты российской внешней политики. Все задачи внешней политики должны решаться на основе приоритета нацио­нальных интересов России. Одним из таких приоритетов является формирование мно­гополярного мира, учитывающего разнооб­разные интересы различных стран.

За годы президентства В. Путин посе­тил Великобританию, Италию, Францию, Китай, Вьетнам, Индию, Японию и другие страны. Было проведено более 600 различ­ных встреч и переговоров высших руково­дителей страны с представителями зару­бежных государств.

Начался новый этап взаимоотношений со странами Западной Европы. Основная линия на сотрудничество и партнерство была сохранена. В 2000 г. российский парламент ратифицировал Договор СНВ-2, который стал основой стратегической стабильности в мире. Продолжилось сотрудничество России с Европейским Союзом, обсуждается вопрос вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Несмотря на некоторые осложнения во взаимоотношениях с США, связанных с осуждением американской стороной чеченской антитеррористической военной операции, соблюдения норм свободы слова в России и т.д., переговорный процесс и сотрудничество во многих областях между двумя государствами продолжились. А после террористического акта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. произошел качественный перелом во взаимоотношениях двух стран — они еще более укрепились. У обеих стран и у мирового сообщества в целом определился общий враг — международный терроризм.

В рамках нового общества предстоит еще решить немало проблем, но уже сам факт создания новой интегрированной межгосударственной структуры на территории СНГ, ядром которой является Россия - значительный геополитический успех России.

Сегодня как никогда справедлива и актуальна формула: Россия есть Европа плюс Азия.

Итак, Россия вступила в ХХI век. Каким он будет для России - покажет время.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Россия во второй половине 1990-х гг | Неполное рабочее время устанавливается по инициативе работника. Работодатель обязан установить
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 6950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.