Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное управление в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий

Понятие, виды, принципы государственной службы

В ФЗ «О системе государственной службы РФ» определены правовые и организационные основы системы государственной службы, закреплены общие правила государственной службы РФ (применяются при правовом регулировании всех видов ми уровней службы).

Государственная службапрофессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий:

1) РФ;

2) федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

3) субъектов РФ;

4) органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов;

5) лиц, замещающих должности, устанавливаемые КРФ, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

6) лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов.

Указом Президента РФ от 11.01.1995 утвержден перечень наименований государственных должностей РФ, предусмотренных КРФ и ФЗ (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат ФС РФ, руководители законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др.).

Лица, замещающие эти должности и не являющиеся государственными служащими, осуществляют общегосударственные функции, на них возлагается ответственность за нормальное функционирование государственного аппарата, положение дел в стране (в соответствии с компетенцией). Подчиненный им аппарат (основную часть составляют государственные служащие) обеспечивает выполнение ими конституционных полномочий.

Государственная служба – вид общественно полезной профессиональной служебной деятельности (носит обслуживающий (обеспечивающий) характер, заключается в содействии реализации задач и функций государственного органа или учреждения, в котором государственные служащие проходят службу) (направлена на осуществление государственных задач и функций, является выражением публичной власти).

Государственно-служебные отношения – отношения государственных служащих с государством (в лице соответствующих органов или должностных лиц), отношения между государственными служащими (при исполнении должностных обязанностей).

Система ГС с видовой классификацией (ФЗ «О системе ГС РФ»):

1) гражданская:

а) федеральная государственная гражданская служба;

б) государственная гражданская служба субъектов РФ;

2) военная (федеральная государственная служба);

3) правоохранительная (федеральная государственная служба).

Государственная гражданская служба регулируется ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», другими ФЗ, актами Президента РФ и Правительства, НПА федеральных органов исполнительной власти (субъектов РФ – региональным законодательством исходя из основ, установленных федеральным законодательством).

Военная служба регулируется ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ФЗ «О статусе военнослужащих», другими ФЗ, актами Президента РФ, Правительства и федеральных органов исполнительной власти (в которых предусмотрена военная служба), уставами, положениями о конкретных органах и подразделениях (правоохранительная – также).

Принципы построения и функционирования государственной службы:

1) федерализма (обеспечивает единство государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ (правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы – в ведении РФ, правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ – в совместном ведении РФ и субъекта РФ, ее организация – в ведении субъекта РФ));

2) законности (исполнительные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать законы и иные НПА о государственной службе);

3) приоритета прав и свобод человека и гражданина (права личности – высшая ценность, все государственные служащие должны нести ответственность за деяния, нарушающие их);

4) равного доступа граждан к государственной службе (ч.4 ст.32 КРФ – реализуется при поступлении и прохождении);

5) единства правовых и организационных основ государственной службы (законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы на федеральном уровне, уровне субъектов РФ);

6) взаимосвязи государственной и муниципальной службы (законодательное закрепление единства квалификационных требований для замещения должностей; соотносимость основных условий оплаты служебной деятельности, социальных гарантий, пенсионного обеспечения);

7) открытость государственной службы (ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих) (также право человека на участие в решении вопросов, касающихся его законных интересов);

8) профессионализма и компетенции (проявление глубоких и всесторонних знаний в работе, объем знаний и опыт работника);

9) защита государственных служащих (от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность государственных органов, должностных лиц, физических и юридических лиц – обеспечение нормальной деятельности государственных органов, исключение фактов коррупции и принятия незаконных решений).

В законах о видах государственной службы могут быть предусмотрены другие принципы, учитывающие их особенности (единоначалие и субординация (подчиненность) на военной и правоохранительной службе).

 

Одна из важнейших общегосударственных задач – организация, подготовка граждан и всех государственных и негосударственных органов и организаций, ведение гражданской обороны в целях защиты гражданского населения и народно-хозяйственных объектов от опасностей, возникающих при военных действиях, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, спасение людей предупреждение, локализация и ликвидация последствий стихийных бедствий.

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В систему МЧС входят (центральный аппарат; территориальные органы; Государственная противопожарная служба; войска гражданской обороны; Государственная инспекция по маломерным судам; аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования).

Задачи, выполняемые МЧС:

1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах;

2) организация подготовки и утверждение проектов НПА в указанной области;

3) осуществление управления в установленной сфере деятельности, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС;

5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами РФ.

Территориальные органы – региональные центры МЧС созданы и функционируют в пределах военных округов (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжско-Уральский, Сибирский, Дальневосточный) (осуществляют руководство соединениями, воинскими частями войск гражданской обороны, подразделениями Государственной противопожарной службы, поисково-спасательными подразделениями, иными подразделениями и организациями МЧС, непосредственно подчиненными региональному центру, а также главными управлениями МЧС по субъекту РФ в пределах своих полномочий).

 

23.1. Общественные объединения как субъекты АдП: понятие, виды, основания их классификации

Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в его уставе.

Добровольность формирования – важнейший признак (граждане могут создавать общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления).

Создаваемые общественные объединения регистрируются и приобретают права юридического лица или функционируют без этого. Членами могут быть физические и юридические лица – общественные объединения.

Организационно-правовые формы общественных объединений: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности. Организационно-правовые формы политических общественных объединений: общественная организация; общественное движение.

Общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное в общих интересах для достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение – объединение участников, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели.

Общественный фонд (цель – формирование имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений для использования на общественно полезные цели).

Общественное учреждение (цель – оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих целям).

Орган общественной самодеятельности – орган, созданный общественностью для совместного решения различных социальных проблем, возникающих у граждан (по месту жительства, работы, учебы, удовлетворения потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности).

Политическая партия – общественное объединение, создаваемое в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (цели и задачи – в программе) (не менее 50 тысяч членов, более чем в половине субъектов региональные объединения, в каждом не мене 500 членов, в остальных не мене 250 членов).

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни.

Государство не вмешивается в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает поддержку, законодательно регулирует предоставление налоговых льгот и преимуществ.

Решение о создании общественного объединения, утверждении устава, формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимается на съезде или общем собрании членов.

Правоспособность как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в органах юстиции (регистрация – форма государственного контроля – для нее в органы юстиции подаются заявление, устав, выписка из протокола учредительного съезда).

Общественные объединения не обладают государственными властными полномочиями, но наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти (для осуществления уставных целей имеет право: участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; представлять и защищать права и интересы своих членов, других граждан; выступать с инициативами по вопросам общественной жизни; вносить предложения в органы государственной власти; участвовать в выборах и референдумах).

Общественное объединение обязано: соблюдать законодательство РФ; общепризнанные принципы и нормы международного права; нормы, предусмотренные его уставом; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества; ежегодно информировать орган юстиции о продолжении своей деятельности, представлять ему необходимые сведения.

Общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и референдумах, могут принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества на деятельность, связанную с проведением выборов.

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляют органы прокуратуры.

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, контролируют соответствие их деятельности уставным целям (при выявлении нарушений – выносят письменное предупреждение).

Финансовые органы контролируют источники доходов общественных объединений, размеры получаемых ими средств, уплату налогов.

Общественные объединения, чьи права нарушены, вправе обращаться с исковыми заявлениями в судебные органы, с заявлениями и жалобами в административные органы.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на определенный срок по решению суда (в случае нарушения КРФ, конституций (уставов) субъектов, совершения действий, противоречащих уставным целям).

Ликвидация общественного объединения (по решению съезда или общего собрания; в судебном порядке (запрет на его деятельность)).

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (независим от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, политических партий, других общественных объединений, не подотчетен и не подконтролен им).

Профсоюзы защищают право своих членов на труд, заключают с администрацией коллективные договоры, контролируют их выполнение, контролируют законодательство о труде и об его охране. Для осуществления контроля: создают правовые и технические инспекции труда профсоюзов, наделенные полномочиями. Они вправе иметь представителей в коллегиальных органах управления организацией.

Профсоюзы взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, физической культуры и спорта.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственное управление в области обеспечения безопасности | Обеспечение безопасности дорожного движения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.