Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное управление в области труда и занятости населения




Понятие и юридическое содержание актов управления

Правовые акты управления – основная юридическая (административно-правовая) форма реализации задач и функций исполнительной власти.

Признаки правовых актов управления:

1) юридический вариант управленческого решения (его изданием исполнительный орган (должностное лицо) решает вопросы, возникающие в его деятельности, в интересах реализации задач и функций исполнительной власти);

2) издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности (в пределах его компетенции, определенной законодательством или АдПН);

3) юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти (выражает властную природу государственно-управленческой деятельности);

4) одностороннее волеизъявление субъекта исполнительной власти;

5) содержит юридически властное предписание субъекта исполнительной власти (обязательно для адресата – императивный характер);

6) определяет правила должного поведения в сфере государственного управления;

7) может создавать АдПН (юридическая основа для возникновения, изменения или прекращения АдПО) или является юридическим фактом (непосредственно порождает, изменяет или прекращает правовые отношения данного типа);

8) подзаконен (может быть издан полномочны субъектом исполнительной власти в соответствии с КРФ, законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения);

9) иерархичен (соответствие акта данного органа исполнительной власти актам вышестоящих);

10) юридическая разновидность служебных документов, используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц) (эти документы (справки, отчеты, протоколы, акты) выражают обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не превращаются в правовые акты управления);

11) издается в качестве письменного юридического документа, может быть выражен устно;

12) издается с соблюдением официально установленных правил (процедур) (предусматривают порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения – общих правил нет);

13) может быть опротестован или обжалован (в законодательном порядке или в порядке, установленном подзаконными АдПН);

14) вызывает юридическое последствие правоохранительного характера (наступление ответственности виновной стороны – при несоблюдении содержащихся в нем юридически властных предписаний (дисциплинарная или административная ответственность)).

Правовой акт управления – основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление АдПН или возникновение, изменение и прекращение АдПО в целях реализации задач и функций исполнительной власти.

Правовые акты управления не ограничиваются сферой государственного управления (в ряде случаев регламентируют отдельные стороны отношений, составляющих предмет других отраслей права (финансового, трудового, земельного)).

Правовые акты управления отличаются от актов судебных органов:

1) преимущественно позитивным характером (с их помощью организуется процесс функционирования механизма исполнительной власти с целью упорядочивающего воздействия на различные стороны жизни);

2) юрисдикция не является приоритетной (судебные акты – ярко выражен юрисдикционный характер);

3) не могут отменить или изменить судебные акты (судебные акты могут);

4) нередко играют роль доказательств в судебном процессе.

 

Согласно ч.2 ст.7 КРФ охраняется труд людей, устанавливается гарантированный МРОТ, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система специальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В стране создана система управления с учетом установленного законом деления трудоспособных граждан на занятых и не занятых трудом (безработных), а также граждан, не способных к труду или оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальном обслуживании со стороны общества и государства.

Концепция действий на рынке труда одобрена распоряжением Правительства от 06.05.2003 (определяет основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в области занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективности занятости населения, совершенствования системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан).

ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 10.01.2003, постановление Правительства «О внесении изменений в Положение об организации общественных работ» от 20.12.2003 (определены понятия занятых и безработных граждан, социальные гарантии и компенсации безработным, полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления по организации и развитию общественных работ).

Трудовой кодекс РФ (устанавливает гарантии трудовых прав и свобод граждан, защищает права и интересы работников и работодателей, урегулирует коллективные трудовые споры).

Вопросы в сфере труда и социального развития регулируются (ФЗ «О ветеранах», «О государственной социальной помощи», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ», О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и другими НПА).

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

Функции Минздравсоцразвития:

1) вопросы организации медицинской профилактики (в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа), медицинской помощи и медицинской реабилитации;

2) вопросы фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;

3) вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики;

4) вопросы медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы.

Минздравсоцразвития решает вопросы (оплаты труда, пенсионного обеспечения (в том числе негосударственного), социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения).

Минздравсоцразвития осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФС и ФА, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Минздравсоцразвития самостоятельно принимает НПА:

1) положения о территориальных органах ФС и ФА, подведомственных министерству;

2) квалификационные требования к работникам и номенклатуру специальностей в сфере, отнесенной к компетенции министерства;

3) методические рекомендации по вопросам, связанных с прохождением обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности (в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности);

4) о порядке медицинского освидетельствования лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное средство без назначения врача; о порядке медицинского наблюдения и учета больных наркоманией;

5) перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности;

6) о видах и объемах медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам;

7) о порядке деятельности семейного врача.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров (осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения)).

Роструд:

1) осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и НПА, содержащих нормы трудового права; установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

2) осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения; приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; регистрацией инвалидов в качестве безработных; прохождением гражданами альтернативной гражданской службы и увольнением с нее;

3) оказывает содействие гражданам в поиске подходящей работы (работодателям – необходимых работников; информирование о положении дел на рынке труда;

4) осуществляет социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными; организация проведения оплачиваемых общественных работ; содействие самозанятости населения; содействие в разрешении коллективных трудовых споров;

5) проводит проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлекает виновных к ответственности в соответствии с законодательством РФ; рассматривает дела об административных правонарушениях; принимает меры к установлению обстоятельств и причин выявленных нарушений и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.