Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международно-правовое признание и правопреемство государств




Понятие “признание” существует в различных отраслях права и в каждой из них имеет свое определенное значение.

В международном праве институт признания государств и правительств - это такая особенная группа международно-правовых норм, которая регулирует международные отношения, связанные с выходом на международную арену новых субъектов международного права, или представительство новых правительств, которые в таком признании нуждаются.

Юридическая сущность акта признания в значительной степени зависит от вида признания. Когда-то в доктрине международного права господствовала концепция конститутивизма, придававшая акту признания государства решающее значение в деле образования нового субъекта международного права. Сейчас конститутивизм применительно к признанию новых государств в значительной степени себя изжил. В этом важнейшая особенность развития института признания и учения о нем.

Известно, что признание не сводится лишь к простой регистрации тех изменений международной правосубъектности, которые происходили и происходят на международной арене. Это одновременно своего рода оферта на установление правоотношений с признаваемым государством. Тем не менее в принципе признание - это юридический акт двух государств - признающего и признаваемого.

В современном мире постоянно происходят изменения, касающиеся субъектов международного права. Некоторые государства только образуются, другие перестают существовать, третьи изменяются, но так как все эти изменения происходят в пределах одной межгосударственной системы, возникают закономерные вопросы о признании нового субъекта и о его правопреемстве. Рассмотрим, что понимается в международном праве под образованием нового государства.

Современной международной практике известны следующие способы образования новых государств - субъектов международного права:

1) Образование государства нового исторического типа в результате социальной революции.

2) Образование государства в результате национально-освободительной борьбы.

3) Образование нового государства посредством объединения нескольких государств в одно.

4) Образование нового государства посредством выделения из состава, продолжающего существовать государства, части его территории.

5) Образование нескольких новых государств как следствие распада, разделения государства.

Появление нового государства как субъекта международного права должно происходить с соблюдением принципов международного права, включая принцип самоопределения народов и наций. Будучи делом соответствующего народа, оно вызывает, тем не менее, определенную реакцию со стороны правительств других стран. Способом официального реагирования на такого рода события является признание или непризнание.



Международно-правовое признание - это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на международном праве отношения.

Истории международных отношений известны случаи незамедлительного признания новых государств и правительств, а также упорных отказов в нем. Например, США были признаны в XVIII в. Францией в тот период, когда они еще не освободилась окончательно от зависимости от Англии. Республика Панама была признана США в 1903 г. буквально через две недели после ее образования. Советское правительство было признано США только в 1933 г., т.е. спустя 16 лет после образования.

Признание как правовой институт включает главным образом обычно-правовые нормы, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами заинтересованных государств и резолюциями международных организаций. Институт признания до сих пор не кодифицирован, хотя некоторые шаги в этом направлении предпринимались. В 1949 г. Комиссия международного права ООН включила вопрос о признании государств и правительств в список тем, подлежащих первоочередной кодификации, однако проблема эта не получила разрешения.

Практика государств выработала различные объемы признания. В связи с этим существуют две формы признания: юридическая и фактическая.

Юридическое признание может быть представлено как "де-юре" и "де-факто". Такое разделение производится в зависимости от объема юридических последствий, которые влечет за собой международно-правовое признание.

Признание "де-факто" - одна из традиционных форм официального признания вновь возникшего государства или правительства. Эта форма применяется в тех случаях, когда признающее государство недостаточно уверено в жизнеспособности нового правительства или самого государства, или не намерено до определенного времени или наступления определенных условий вполне официально и окончательно признавать нового субъекта права или его правительство. При признании "де-факто" возможно установление дипломатических отношений, но не обязательно. Возможно сотрудничество в различных областях и формах (торговые, финансовые и иные отношения). Признание "де-факто" иногда носит характер дискриминации признаваемого. Этот вид признания может быть реализован, например, путем участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Например, в ООН есть государства, которые не признают друг друга, но это не мешает им нормально участвовать в ее работе.

Признание "де-юре" имеет место обычно в случаях, когда признающее государство не сомневается в законности происхождения признаваемого государства или правительства, или вынуждено, в силу обстоятельств, согласиться с необратимостью этого факта и считает нужным вступить в нормальные дипломатические отношения и сотрудничать с признаваемым государством.

От юридического, официального признания следует отличать признание фактическое, неофициальное. Оно осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания считается признание ad hoc (разовое, на данный случай).

Способами признания являются - ноты, заявления, договоры, в которых прямо говорится о предоставлении признания.

Признание оформляется актом признающего государства. В качестве примера можно привести Указ Президента Российской Федерации “О признании Эритреи” от 12 мая 1993 г. В нем сказано: “Исходя из того, что в соответствии с итогами референдума о независимости провозглашается новое государство - Эритрея, признать Эритрею в качестве самостоятельного и независимого государства”.

Акт, противоположный признанию, именуется протестом. Признание бывает явно выраженным (устное или письменное заявление) или молчаливым, вытекающим из поведения (действия или воздержания от действий) данного государства. Признание может иметь различное международно-правовое значение. Применительно к вопросу о международной правосубъектности речь идет, прежде всего, о признании государств, правительств и органов национально-освободительных движений.

Признаваемой стороной может быть: вновь возникшее государство, новое правительство, борющаяся за независимость нация или национально-освободительное движение, восставшая и воюющая сторона, международная организация.

Относительно юридического значения признания для нового государства существуют две теории: конститутивная и декларативная.

Конститутивная теория признания. Ее сторонниками являются Л.Оппен-гейм, Г.Лаутерпахт, Д.Анцилотти, М.Бастид, С.Патель, Г.Кельзен и др. Конститутивная теория исходит из того, что если нет признания, то нет и субъекта международного права. Эта теория откровенно ставит права и обязанности вновь возникшего государства в зависимость от воли “старых” членов сообщества государств. Непризнание каким-либо государством другого государства вовсе не означает, что оно может не считаться с правами государства, которое им не признано.

Декларативная теория признания. Этой теории придерживаются подавляющее большинство юристов-международников. Ее сущность заключается в том, что признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права. При этом, государство обретает правосубъектность в силу самого факта своего образования, независимо от признания.

Но это не должно принижать политико-юридического значения самого акта признания нового государства, поскольку этот акт есть так же выражение признающим государствам своей готовности уважать суверенитет и независимость признаваемого государства, поддерживать с ним нормальные международно-правовые отношения, и, в частности, дипломатические отношения.

В силу принципа суверенного равенства все государства юридически равны, независимо от времени их образования. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Поэтому вновь образованное государство становится субъектом международного права в силу самого факта создания суверенного образования. На него распространяется действие норм общего международного права. Разумеется, новое государство само должно признавать и соблюдать эти нормы.

Правопреемство государств. В ходе истории бывают случаи, когда одно государство разделяется на два или более новых, когда два или более государств объединяются в одно новое, когда на части территории государства создается новое государство, когда одно государство входит в состав другого, когда часть территории одного государства переходит к другому. Крупными примерами такого рода изменений являются: вхождение в 1990 г. ГДР в состав ФРГ, так называемое объединение Германии; отделение в 1991 г. Латвии, Литвы и Эстонии от тогда еще существовавшего СССР, последовавшее несколько позднее полное прекращение существования этого Союза и возникновение на его территории двенадцати независимых государств; образование в 1992 г. на территории бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии в качестве самостоятельных государств Боснии и Герцеговины, Македонии, Словении, Хорватии, а также Сербии и Черногории, объединившихся в Союзную Республику Югославию; возникновение в 1993 г. на месте Чехословакии самостоятельных Чехии и Словакии. Во всех этих случаях возникает вопрос о влиянии изменений на международные обязательства, о судьбе собственности, или, иначе говоря, о правопреемстве.

Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате смены одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

В международном праве государство понимается как единство трех элементов: население, территория, власть. Правопреемство связано с изменениями только одного элемента - территории. Изменение численности населения или организации власти таких последствий не порождают.

Правопреемство - давний институт международного права, который получил широкое распространение в международной практике последних десятилетий. О нем шла речь в 60-70-е годы применительно к независимым государствам, возникшим на месте бывших колониальных владений западных государств (около 80). Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованием общественно-политических укладов таких стран, как Россия, на месте которой в 1917 г. возникла РСФСР, а в 1922 г. - СССР; Китай, ставший с 1949 г. Китайской Народной Республикой; Куба после свержения в 1959 г. диктаторского режима.

В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни было его участниками, всегда различимы две стороны: государство-предшественник, которого полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель ответственности за международные отношения, и государство-преемник, то есть государство, к которому эта ответственность переходит. Понятие “момент правопреемства” означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности. Объектом правопреемства является территория, применительно к которой сменяется государство, несущее ответственность за ее международные отношения.

Науке международного права известны следующие теории правопреемства государств: теория универсального правопреемства, теория частичного правопреемства, теория правопреемственности, теория “неправопреемственности”, теория tabula rasa, теория континуитета.

Согласно теории универсального (полного) правопреемства государство представляет собой юридическое лицо, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, которые переходит к его правопреемнику.

Основное содержание частичного правопреемства сводится к следующему. Государство-предшественник сохраняет такие договорные права и обязанности, которые не предполагают сохранения суверенитета договаривающейся стороны над отторгнутой территорией. Государство-преемник не наследует таких прав и обязанностей ни при передаче территории, ни при отделении.

Сущность теории правопреемственности предполагает, что юридическое лицо государства аннулируется при изменении государственного строя. Новое юридическое лицо принимает на себя права и обязанности прежнего лица так, как будто они были его собственными.

Согласно теории “непреемственности” обязанности государства-предшест-венника не передаются государству-правопреемнику. Права же переходят в руки лица, стоявшего во главе государства.

В соответствии с теорией tabula rasa (“чистой доски”) новое государство не связано международными договорами государства-предшественника.

По теории континуитета, наоборот, все существующие договоры остаются в силе.

Многие случаи правопреемства говорят о том, что государства не придерживались единых правил, все решалось с учетом конкретных условий, в соответствии со сложившейся политической обстановкой. Иногда государства расходятся по коренным аспектам правопреемства. Так после Второй мировой войны власти ФРГ исходили из того, что германский рейх как субъект права и историко-политическая реальность никогда не переставал существовать. ФРГ рассматривалась как воплощение этого факта. В отличие от этого, другие правительства, в том числе и советское, придерживались того мнения, что в результате войны германский рейх прекратил свое существование, а ФРГ является лишь одной из правопреемниц прежней Германии.

Под эгидой ООН приняты две конвенции о правопреемстве: Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Обе эти конвенции, задуманные в качестве средства “обеспечения более надежной правовой основы международных отношений”, не получив к началу 1993 г. минимально необходимого для вступления в силу числа ратификаций (15) , не стали действующими. Тем не менее эти конвенции являются наиболее авторитетными актами в рассматриваемой области и содержат общие ориентиры для решения вопросов правопреемства.

Однако они имеют определенное значение для решения вопросов правопреемства государств, так как содержат ряд положений, отражающих общепринятую практику. Они, в частности, исходят из сложившегося принципа, в силу которого вопросы правопреемства могут решаться по соглашению между заинтересованными государствами, а положения соответствующей конвенции применялись бы только в случае отсутствия такого соглашения. В конвенциях также оговаривается, что не предусмотренные ими вопросы правопреемства по-прежнему регулируются нормами и принципами общего международного права.

Другой существенный момент, который нашел свое отражение в конвенциях, заключается в том, что сформулированные в них правила применяются только к правопреемству, которое осуществляется в соответствии с принципами международного права, воплощенными в Уставе ООН.

В отношении международно-правового регулирования различаются определенные сферы, в которых правопреемство осуществляется. Речь идет о правопреемстве государств в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов, а также государственной территории, границ государства, членства в международных организациях и органах.

Континуитет России. Процесс правопреемства в связи с прекращением существования СССР, происходящий в основном в рамках норм международного права, имеет существующую особенность. Она заключается в том, что в значительной степени, особенно в отношении международных договоров, это правопреемство связано с континуитетом, под которым понимается продолжение Россией осуществления предусмотренных в договорах прав и обязательств бывшего СССР.

Этот континуитет начал складываться с согласия других правопреемников СССР, которые в связи с прекращением его существования поддержали Россию в том, чтобы она “продолжала членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях”, как предусмотрено в решении Совета глав государств СНГ от 2 декабря 1991 г.

Континуитет России обусловлен не только соглашением на него других правопреемников бывшего СССР и принятием его почти всеми участниками международного общения, но и рядом объективных факторов.

К их числу относится прежде всего неделимость статуса великой державы и ее общей политико-правовой ответственности в мире, которые, как уже указывалось, Россия унаследовала от СССР, являвшегося постоянным членом Совета Безопасности ООН. Это же относится и к статусу, и к ответственности СССР как ядерной державы.

Также континуитет России, состоит в неприменимости норм правопреемства к определенной категории договоров. Речь идет о таких случаях, когда применение договора, заключенного государством-предшественником, в отношении государств, являющихся его преемниками, “было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действий”, как сказано в Венской конвенции 1978 года.

Континуитет России отнюдь не означает, что другие государства, образовавшиеся в связи с распадом СССР, ущемляются в своих правах в области правопреемства. наряду с Россией, принявшей на себя основные права и обязанности СССР, другие возникшие в его пределах государства также являются его правопреемниками. Как признается в соответствующих соглашениях и решениях, принятых в рамках СНГ, все государства - члены Содружества “являются правопреемниками прав и обязательств бывшего Союза ССР”.

Вывод:

Признание имеет наибольшее политическое значение для нового государства, укрепляя его позиции в международной системе, открывая перед ним возможности развития сотрудничества. Оно делает его полноправным членом международного сообщества, открывает возможности реализации своих прав во взаимоотношениях с другими государствами.

Правопреемство в современном международном праве является одним из важнейших институтов, поскольку он касается наиболее острых и сложных проблем правопреемства государств по вопросам международных договоров, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, так как по ним соприкасаются права и интересы не только государств-предшественников и преемников, а также других субъектов международного права, которые были связаны с указанными государствами соглашениями и договорными обязательствами.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. Государство и право Древнего Египта
  2. I.1.1. Политическая мысль в государствах Древнего Востока.
  3. II. Государственный строй и внешняя политика
  4. VI. Ожидаемые результаты от реализации государственной программы
  5. А.Смит о последствиях вмешательства государства в экономику
  6. Административно-политические реформы в Киевском государстве при князе Владимире Святославиче. Место Владимира Великого в истории Украины
  7. Административно-политическое устройство Украинского казацкого государства середины 17 в. Изменения в социально-экономических отношениях
  8. Административно-правовое регулирование государственной стандартизации.
  9. Административно-правовое регулирование управления государственной безопасностью.
  10. Административное устройство Русского государства в 16-начале 18вв.
  11. Административный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности.
  12. Активизация государства




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.54.155
Генерация страницы за: 0.094 сек.