Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие населения и международно-правовые вопросы гражданства




Основное положение международного права по правовым вопросам населения и статуса личности заключается в том, что эти вопросы решаются главным образом внутренним законодательством каждого государства.

Под населением в международном праве понимается совокупность людей, проживающих на территории определенного государства и находящихся под его юрисдикцией.

Население любого государства состоит из:

а) граждан данного государства /основной состав населения/;

б) иностранных граждан;

в) лиц, имеющих двойное гражданство /бипатриды/;

г) лиц, не имеющих гражданства /апатриды/.

Таким образом, в определении населения включаются два основных понятия - гражданин и гражданство.

Термин «гражданин» был провозглашен французской резолюцией и закреплен в Декларации прав человека и гражданина 1793 г. Институту гражданства исторически предшествовал институт «подданства», означавший подчинение лица власти /монарху/.

Понятие «гражданство» шире, демократичнее, чем понятие «подданство», оно включает в себя не только обязанности, но и права в отношении государства.

Гражданство является основой правового положения лица /человека/. Граждан с государством соединяет устойчивая правовая связь, проявляющаяся в строго определенных законодательством каждого государства, взаимных правах и обязанностях. Граждане имеют определенные права и несут обязанности по отношению к своему государству, а государство обеспечивает защиту их прав и интересов как на своей территории, так и за ее пределами. Государства наделяют своих граждан более высоким уровнем прав, чем иностранцев, в том числе определенной правоспособностью участия в управлении государством непосредственно или через представительную систему. Таким образом, из всего сказанного делаем вывод /определение/.

Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с определенным государством, выраженная в обладании определенными правами и обязанностями по отношения к этому государству и в подчинении его суверенной власти.

Таким образом, мы видим, что понятия гражданство, гражданин, государство, права и обязанности неразрывно связаны, т.е. правовое положение населения в разных странах не одинаково и зависит от всех этих понятий. Оно определяется, прежде всего, социально-экономическим и политическим строем общества, особенностями национального и культурного развития и др. факторами. Кроме того, как ранее было отмечено, во всех странах имеется различие в правовом положении отдельных групп населения - граждан данного государства. Это в свою очередь обуславливает возникновение проблемы международной защиты прав человека.

Основой правового положения лица в государственном так и в международном праве является гражданство. Как было сказано ранее, граждан с государством соединяет устойчивая правовая связь, которая не прекращается с истечением определенного времени или при пребывании гражданина на территории иностранного государства, в открытом море, в космическом пространстве.

Основными принципами гражданства являются единство и равенство гражданства, проявляющегося в существовании общегосударственного института гражданства и в отсутствии различных по своей правоспособности категорий граждан. Регламентирование вопросов гражданства государствами осуществляется как внутренним, так и международным правом.

Договоры в области гражданства можно разделить на две основные группы: договоры об устранении двойного гражданства /бипатризм/ и договоры об устранении безгражданства /апатризм/.

Первой многосторонней конвенцией по вопросам гражданства была конвенция о статусе натурализованных лиц, восстанавливающих свое постоянное место жительства в государстве происхождения. Принята она была в 1906 г. в Рио-де-Жанейро. Участвовали в ней 11 американских государств /в том числе США/. В 1928 г. 15 латиноамериканскими странами был принят кодекс Бустаманте, который утвердил суверенное право государств определять гражданство, согласно собственному законодательству, а также отменил значение домицилия /ценза оседлости/ в вопросах гражданства.

В 1933 г. на VII Межамериканской конференции о гражданстве женщин, подписано обязательство не устанавливать различия в отношении гражданства по признакам пола.

Первая попытка универсальной кодификации вопросов гражданство была предпринята на Гаагской конференции /1930г./. Вступила в силу в 1937 г. для ратифицировавших ее 13 государств. /Бельгия, Бразилия, Норвегия, Канада, Китай и т.д./.

В 1938 г. в Гааге была заключена новая конвенция по тем же вопросам гражданства, ряд статей переняли от конвенции 1930 г. Она вступила в силу в 1937 г. Ратифицировали ее 10 государств /Китай, Канада, Индия.../.

Уникальным явлением в вопросах гражданства можно считать многостороннее соглашение, заключенное в 1950 г. между скандинавскими странами (Швецией, Норвегией, Данией). Заключено оно было с целью облегчения натурализации граждан одного скандинавского государства в другое. Соглашение обновлено в 1989 г. в него вошла и Финляндия.

Рассмотрим основные способы приобретения гражданства.

Вопросы гражданства, его приобретение и утрата, решаются в основном национальным законодательством. Вместе с тем во все большей мере международное право включается в регулирование этих вопросов. Так, в международном праве закреплена норма в соответствии с которой каждый человек имеет право на гражданство /Всеобщая Декларация прав человека (п.1 ст. 15), Международный пакт о гражданских и политических правах (п.3 ст. 24), Конвенция о правах ребенка (п.1 ст.7)/.

Основной способ - филиация, или приобретение гражданства в силу рождения. Каждый ребенок имеет право на гражданство /закреплено в п.3 ст.24 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г./. Филиация может осуществляться на основе двух ведущих принципов: принципа «права крови» и «принципа почвы».

Римский принцип «права крови» был возвращен в европейское право только с принятия так называемого кодекса Наполеона. Русский дореволюционный юрист В.Н.Александренко и ряд авторов считали это следствием признания прав отдельного лица. По мнению английского юриста Дк. Уэстлейка, этот принцип в европейском праве укоренился расистский характер, согласно фашистским нюрнбергским законам, тверскими гражданами могли быть лишь «истинные арийцы». По этому поводу была создана целая лженаука.

Следует отметить, что в области приобретения гражданства по рождению не существует ни общепризнанных норм международного права, ни одинаковой практики государств, поэтому в силу коллизий законодательства различных государств именно в этой области возникает самое большое число случаев бипатризма.

Так называемому принципу крови в настоящее время следует законодательство Афганистана и некоторые арабские государства. Другие государства определяющим считают место рождения ребенка и не берут во внимание гражданство его родителей. Это «принцип почвы».

В настоящее время законодательство более чем 20 государств придерживается данного принципа, прежде всего значительное число латиноамериканских стран. Принцип почвы отражен и в региональном договоре этих государств /п.2 ст.20 Американской конвенции по правам человека/.

Например, в соответствии ст.1 Закона о гражданстве Аргентины, аргентинское гражданство получает каждый, кто родился на территории Аргентины вне зависимости от гражданства родителей; исключение распространяется только на детей сотрудников дипломатических представительств иностранных государств.

Третьи государства - их большинство - при определении гражданства используют оба принципа. К этой группе относится и российское законодательство о гражданстве. Ст.14 Закона о гражданстве РФ от 28.11.91 г. определяет, что ребенок получает российское гражданство, если на момент его рождения оба родителя состояли в этом гражданстве. Т.е. в основу положен «принцип крови». Однако по принципу почвы определяется гражданство ребенка, если его родители неизвестны /ст. 16/ или является лицами без гражданства /ст. 17/. На таких же началах основывается и Закон о гражданстве КНР 1980 г.

Гражданство можно приобрести и путем натурализации. В практике приобретение гражданства путем натурализации встречается реже, чем в силу рождения. Натурализация, как правило, связала с волеизъявлением лица, приобретающего гражданство, и наличием предусмотренных национальным законом условий.

Самым распространенным видом натурализации является предоставление гражданства по просьбе лица. Предоставление гражданства возможно как иностранцу, так и лицу без гражданства. Национальное законодательство не должно допускать дискриминации по признаку расы, пола, языка, религии. Провозглашение свободы выбора гражданства содержится во Всеобщей Декларации прав человека /п.2 ст. 15/.

Законодательство некоторых государств содержит определенные требования к желающим полнить их гражданство, которые касаются знания языка, образовательного ценза, проживания в течение определенного срока на территории данного государства, наличия законного источника существования, лояльности по отношению к данному государству.

В Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г. говорится, что гражданство женщины не подлежит автоматическому изменению в случаю ее вступления в брак с иностранцем, расторжения такого брака или изменения мужем гражданства во время брака.

При переходе территорий от одного государства к другому встает вопрос о гражданстве населения переходящих территорий.

Еще в прошлом веке действовало правило трансферта, в соответствии с которым, гражданство жителей следовало за территорией, т.е. жители автоматически переходили в гражданство того государства, которое передавалась территория.

Международно-правовой практике известны такие особые случаи изменения гражданства в результате оптации.

Оптация - предоставление жителям передаваемых территорий права выбора гражданства. Например, можно согласиться на Мирный договор с Италией 1947 г., по которому итальянские граждане, проживающие на передаваемых другим государствам территориях, теряли гражданство Италии и приобретали гражданство того государства, к которому отходила эта территория. Однако в течение одного года после ветвления Договора в силу они могли выбрать итальянское гражданство, сделав о том специальное заявление.

Реинтеграция - восстановление в гражданстве лица, которое ранее его утеряло по каким-то причинам. Особое значение этот институт имеет для стран, законодательство которых предусматривает усложненный порядок предоставления гражданства.

В практике встречаются случаи пожалования гражданства, которые дается за особые заслуги перед государством.

 

Утрата гражданства.

Вопросы утраты гражданства, регулируется, прежде всего, национальным законодательством. Утрата гражданства, как правило, основывается:

1) экспатриация - выход из гражданства по собственному заявлению;

2) денатурализация - принудительное лишение гражданства натурализированного лица государством;

3) денационализация - лишение гражданства лиц, приобретших его по рождению;

4) в силу положений международного договора.

Экспатриация бывает: а) свободной, б) разрешительной. По пункту (а) она носит односторонний декларативный характер отказа от гражданства и не нуждается в разрешении государства на выход из гражданства /Англия, Франция, США/.

Разрешительная - по разрешению государства. /Германия: свобода ограничена для государственных служащих, судей, солдат Бундесвера, не отслуживших военнообязанных/.

Денационализация может осуществляться как:

а) автоматически /лишь к лицам, родившимся за границей, приобрели по «праву крови»/;

б) в результате отдельного индивидуального или коллективного акта государства.

Денационализация в большинстве случаев связана с нарушением гражданином основного гражданского долга - верность своему государству. В США денационализация, если принес присягу верности новому суверену, так же службу без разрешения в иностранных вооруженных силах, участие в политических выборах в другом государстве и др. Подобные нормы имеются в Английском законодательстве.

 

Двугражданство. Двойное /бипатризм/, или множественное гражданство, есть такой правовой статус лица, при котором оно одновременно обладает гражданством более чем одного государства.

Примером приобретения гражданства двух государств может служить случай, когда у родителей, национальное законодательство которых признает принцип крови, ребенок родился на территории государства, признающего принцип почвы. Такое же положение может возникнуть при браке, усыновлении, а также при приобретении гражданства иностранного государства, когда за этим не следует утрата прежнего гражданства.

У женщины при вступлении в брак с иностранцем, законодательство отечественное не лишает ее гражданства после вступления в брак, а законодательство страны супруга автоматически предоставляет ей гражданство мужа.

1. В ст.62 Конституции РФ говорится, что Гражданин и может иметь гражданство иностранного государства /двойное гражданство/ в соответствии с Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. «Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умиляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено Федеральным законом или международным договором Российской Федерации» /Конституция РФ СТ.62 ч.2/.

Состояние лица в гражданстве двух и более государств создает неудобства как для него, так и для государств. Гражданин может требовать предоставления гражданских прав в полном объеме в обоих государствах своего гражданства, а государства в свою очередь могут требовать от такого гражданина выполнения им гражданских обязанностей в каждом государстве, например, службы в вооруженных силах.

Международное сотрудничество активно развивается на двусторонней основе. Бывший СССР первый такой договор заключил в 1930 г. с Монголией.

Менее успешно развивается многостороннее сотрудничество, что можно объяснить значительными различиями в национальном законодательстве государств по вопросам гражданства.

Например, Европейская конвенция о сокращении случаев многогражданства и воинских обязанностях. В таких случаях 1963 г. вступившую в силу в 1968 г., а также Конвенцию о двойном гражданстве Лиги арабских государств 1954 г.

Комиссия международного права. ООН разработало проекты двух конвенций, а именно, о сокращении случаев двугражданства искоренении двугражданства в будущем. Однако различия в подходах к решению этих вопросов у государств столь велики, что работа над конвенциями была приостановлена.

 

Безгражданство. Термин «лица без гражданства» - апатриды в различных правовых системах квалифицируется по-разному.

Коллизии национального законодательства, государств по вопросам гражданства ведут к случаям, когда лицо не может подтвердить принадлежность к гражданству какого-либо государства. Например, при рождении от родителей, национальное законодательство которых стоит на принципе ночвы, ребенка на территории государства, придерживающегося принципа крови, при браке женщины с иностранцем, если законодательство страны жены предусматривает автоматическую утрату гражданства, а законодательство страны мужа не предоставляет ей автоматически свое гражданство, при утрате гражданства и неполучении нового.

Лица без гражданства обладают меньшим объемом прав и свобод, чем граждане государства, на территории которого проживают апатриды. Они ограничены в пользовании гражданскими и политическими правами, лишены возможности обратиться к дипломатической защите.

Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. в качестве «апатрида» квалифицирует лицо, «которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона».

Конвенция 1961 г. содержит следующие положения: родившемуся на территории государства лицу предоставляется гражданство этого государства, если в противном случае оно стало бы апатридом, утрата гражданства в силу изменений в личном статусе ставится под условие получения нового гражданства; лишение гражданства не может иметь места, если это ведет к безгражданству.

В ряде капиталистических государств, например, в США и ФРГ, лица без гражданства находятся в особо тяжелом положении, поскольку на них не распространяется законодательство о труде и социальном обеспечении.

В Конституции и ст. 62 говорится, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуется в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ.

В ст.63 п.1 говорится, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В международном праве предпринимался ряд попыток урегулирования правового положения лиц без гражданства. Первоначально оно осуществлялось на основе двусторонних соглашений. В 1890 г. соглашение по этому вопросу было заключено между Германией и Швейцарией; а в 1894 г. - между Россией и Германией. В 1928 г. Лига наций безуспешно пыталась сократить количество лиц без гражданства путем заключения коллективной конвенции. Вторично под эгидой Лиги наций этот вопрос был поднят во время Гаагской конференции по кодификации международного права 1930 г.

Основные положения Конвенции о статусе апатридов сводятся к тому, что государства-участники Конвенции будут предоставлять им такое же правовое положение, каким пользуются иностранные граждане на их территории, если более благоприятное прямо не предусмотрено в Конвенции.

Вывод:

Гражданство представляет правовую связь человека с государством, определяющую взаимные права и обязанности. В демократическом обществе оно обеспечивает полноправное членство, дающее право участвовать в управлении государством и обеспечивающее гражданину права на защиту со стороны государства.

Решающая роль в регулировании гражданства принадлежит внутреннему праву. В силу своего верховенства государство устанавливает права гражданина, порядок приобретения и утраты гражданства. Это положение закреплено и международным правом. Оно подтверждено Гаагской конвенцией о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 г., а также Постоянной палатой международного правосудия и Международным Судом ООН.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.