Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью – актуальная необходимость

Государства осуществляют борьбу с преступностью главным образом путем применения внутригосударственных мер превентивного, репрессивного и воспитательного характера. Борьба с ней относится к внутренней компетенции каждого государства, и ведется она, прежде всего на основе национального законодательства /национальные уголовные кодексы, уложения по уголовным делам и т.д./. Но есть преступления, которые представляют опасность не только для отдельных государств, но и для всего мирового сообщества и требуют совместных усилий, сотрудничества многих государств. Организованная в международном плане преступность стала суровым реальным фактом нашего времени, частью нашей повседневной жизни. Это явление производно от преступности внутригосударственной, ее порождение. Преступность национальная формирует кадры "международной", стимулирует ее развитие и новые вспышки.

Специалисты в области борьбы с международной преступностью прогнозируют постоянный рост ее масштабов. Исторические предпосылки, обусловившие необходимость организации постоянных межгосударственных усилий в этом направлении, можно видеть в целом ряде факторов, а именно, с развитием межгосударственных коммуникаций, упрощением пограничных процедур, расширением туризма и других форм международного общения выросли возможности перемещений для элементов преступного мира. Под разными одеждами, с разными документами границы стали пересекать грабители и фальшивомонетчики, контрабандисты и мошенники. След таких преступников для национальных органов правопорядка прерывается, как правило, на линии государственной границы. С середины XX века стало наблюдаться довольно опасное увеличение числа преступников, рост профессиональной и организованной преступности, изощренность способов совершения преступлений. Объектом особого внимания многих государств все чаще становятся наиболее опасные виды преступлений, как терроризм, контрабанда, наркобизнес и появление транснациональных преступных сообществ.

Эти отношения регулируются международным уголовным правом (МУП), которое представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств по предупреждению преступности, оказанию правовой помощи по уголовным делам и наказанию за преступления, предусмотренные международными договорами. Как отрасль международного права оно стало формироваться в XIX в. и совершенствоваться по мере обобщения опыта государств в борьбе против рабства, фальшивомонетничества, наркопреступлений, нарушений законов и обычаев войны и др.

Международное уголовное право представляет собой совершенно новую отрасль международного права.



Начало кодификации международного уголовного права было положено уставом международных военных трибуналов (Нюрнбергский и Токийский трибуналы), в которых международные преступления были приведены в систему, а в дальнейшем значительно усовершенствованы.

Утверждение международного уголовного права идет с большим трудом. Не только руководители государств, но и доктрина международного права воспринимает его без особой готовности. Одной из наиболее консервативных в этом праве оказалась отечественная доктрина, опасавшаяся того, что признание международного уголовного права нанесет ущерб государственному суверенитету.

Под давлением фактов и у нас концепция международного уголовного права находит признание.

Такой авторитет, как проф. Г.В.Игнатенко, в разделе 7-ми томного курса, озаглавленном как обычно “Сотрудничество…” пишет: “И все же представляется обоснованным подход к международному уголовному праву как к складывающейся отрасли международного публичного права…”

Для такого вывода есть достаточные основания: значительное число норм, определяющих составы преступлений, наличие международных уголовных судов и т.д. наконец, сам термин “международное уголовное право” нашел широкое признание.

Современное международное уголовное право также объединяет нормы, определяющие состав преступлений, организацию международных уголовных судов, процесс, сотрудничество государств в области уголовного правосудия.

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью осуществляется в двух основных формах:

В рамках международных органов и организаций /институционный механизм/

Путем заключения специальных соглашений /договорно-правовой или конвенционный механизм/

Борьба с преступлениями международного характера изначально осуществляется с использованием многосторонних международно-правовых форм. Осуществляя сотрудничество на основе международных конвенций, государства решают непосредственные задачи.

Во-первых, международной конвенцией определяется особая международная и национальная общественная опасность подобных деяний, которые посягает на международный и национальный правопорядок.

Во-вторых, происходит согласование квалификации преступных деяний. И таким образом определяется объект и объективная сторона преступлений подобного рода.

В-третьих, положения конвенций содержат определение и объекта преступлений.

В-четвертых, положения конвенций содержат непосредственные обязательства государств по координации мер борьбы по предотвращению и пресечение преступлений международного характера.

В-пятых, конвенции содержат нормы по установлению юрисдикции государств над преступлениями и преступниками. И, наконец, конвенции содержат нормы об оказании государствами широкой правовой помощи по уголовным делам, возникшим в связи с совершением преступлений международного характера.

Существует целый комплекс межгосударственных соглашений:

Универсальные многосторонние договоры по регламентации отдельных отраслей или институтов международного права, в которых содержатся и нормы ответственности за определенные международные правонарушения /например, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г./

Многосторонние соглашения по борьбе с отдельными видами международных преступлений, где фиксируется в общей форме обязанность государств применять наказание. Определение уголовных санкций, осуждение отдельных преступников за конкретное преступление осуществляется уголовным законодательством государств-участников этих соглашений /Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г./

Региональные многосторонние соглашения по вопросам борьбы с преступностью.

Решения ООН и других межправительственных международных организаций.

Многочисленные двусторонние соглашения государств по борьбе с отдельными международными уголовными преступлениями, оказанию правовой помощи, выдаче преступников и т.д.

В договорной практике России насчитывается несколько десятков таких соглашений. В основном это договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам. В части, касающейся уголовной сферы, в этих соглашениях регулируется порядок взаимодействия судебно-следственных органов двух стран при осуществлении уголовного преследования лиц, находящихся за пределами того государства, где ими совершены преступления. Большинство этих договоров было заключено Советским Союзом, и они перешли к России как государству – продолжателю СССР. Но ряд соглашений подписан уже Россией: с Китаем, Азербайджаном, Киргизией, Литвой. Межгосударственные и межправительственные двусторонние договоры, как правило, сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество отдельных ведомств, например МВД, Таможенного комитета, более детально определяются их задачи, порядок решения вопросов, входящих в их компетенцию.

В последнее время активно ведется налаживание двустороннего сотрудничества по борьбе с наркоманией. Следует отметить заключение Россией сети "рамочных" межправительственных соглашений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и злоупотребления ими: 1988 г. - с Великобританией, 1989 г. - США, Италией, Канадой, Францией и ФРГ, 1990 г. - с Испанией, Аргентиной и Турцией, 1991 г. - с Грецией и Мексикой.

Приоритет в правовом обеспечении борьбы с преступностью следует отдать двусторонним соглашениям и договорам. Это обуславливается тем, что меняющаяся обстановка в криминальной сфере требует быстрых изменений законодательной базы. Двум государствам можно быстрее прийти к соглашению. Если рассмотреть географию отдельных международных преступлений, можно увидеть необязательность заключения универсальных договоров...

Быстро развивается сотрудничество в этой области и в рамках СНГ. Его актуальность особенно очевидна как в связи с ростом преступности в странах СНГ, так и по причине открытости границ, что лишает государства возможности успешно бороться с преступностью в одиночку. В августе 1992 г. все государства – члены СНГ, а также Грузия подписали Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией. В январе 1993 г. в Минске страны Содружества (кроме Азербайджана) подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Многие статьи этой Конвенции посвящены оказанию правовой помощи по уголовным делам.

Специальные принципы международного уголовного права нашли свое выражение во Всеобщей декларации прав человека, Пакте о гражданских и политических правах 1966 г. и в других актах. Эти принципы известны: сотрудничество государств в борьбе с преступностью; международная законность; равенство пред законом и судам: гласность судебного разбирательства; независимость и беспристрастность судов; презумпция невиновности; запрещение пыток; ограничение или запрещение смертной казни; гуманное обращение с лицами, лишенными свободы и т.п.

Субъектами международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью являются государства, международные межправительственные и межведомственные организации.

Исходя из принципов международного права, на государствах в данной среде лежат следующие обязанности:

Признать уголовно-наказуемым противоправное деяние;

Оказать помощь в розыске и задержании преступников;

Оказать помощь в розыске и возвращении похищенных ценностей;

Предать суду или выдать обвиняемых лиц;

Оказать помощь в производстве следственных действий на своей территории и др.;

Государства делегируют часть своей компетенции национальным органам и ведомствам для организации межгосударственного сотрудничества. (Например, Интерпол). Объем передаваемой компетенции определяется договорной основой.

Следует также сказать, что сотрудничество в борьбе с преступностью строится на принципе приоритета личности в обществе, на общечеловеческих ценностях, что жизнь, здоровье и благополучие человека – главная задача государства реализация этого подхода поможет реализоваться главному принципу – неотвратимости наказаний. Этому также будет способствовать практическая реализация принципов международного права: сотрудничество государств, добровольное выполнение международных обязательств, уважение прав человека и личных свобод.

Вывод:

Международное сотрудничество государств по борьбе с преступностью должно осуществляться при точном и неуклонном соблюдении общепризнанных принципов международного права: уважение государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела государств; добросовестное выполнение межгосударственных обязательств и др.

Проблемы международного сотрудничества по борьбе с преступностью являются актуальными в современных условиях. Они имеют большое теоретическое значению для развития науки международного и уголовного права всех стран, а также для их правоохранительных органов) непосредственно ведших борьбу с преступностью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью – актуальная необходимость

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. Государство и право Древнего Египта
  2. I.1.1. Политическая мысль в государствах Древнего Востока.
  3. II. Государственный строй и внешняя политика
  4. VI. Ожидаемые результаты от реализации государственной программы
  5. XV. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
  6. XVI. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО
  7. А.Смит о последствиях вмешательства государства в экономику
  8. Административно-политические реформы в Киевском государстве при князе Владимире Святославиче. Место Владимира Великого в истории Украины
  9. Административно-политическое устройство Украинского казацкого государства середины 17 в. Изменения в социально-экономических отношениях
  10. Административно-правовое регулирование государственной стандартизации.
  11. Административно-правовое регулирование управления государственной безопасностью.
  12. Административное устройство Русского государства в 16-начале 18вв.




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.146.28.90
Генерация страницы за: 0.092 сек.