Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное развитие

В ХVII в завершилось складывание социальной структуры российского общества, а Соборное Уложение 1649 г. юридически закрепило его сословную организацию. В основе деления лежали формальные различия в обязанностях сословий по отношению к государству.

К первой категории относились служилые люди, находившиеся на "государевой службе" и получавшие земельные и денежные оклады. Они, в свою очередь, подразделялись на служилых "по отечеству" и служилых "по прибору".

Служилые "по отечеству" (т.е. по происхождению) получали землю и включали в себя: думные чины (высшие чины, входившие в Боярскую думу - бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки); чины московские (дворяне и бояре, жившие в столице и в ближайшей округе, выполняющие административные и военные командные должности - стольники, стряпчие и пр.); чины городовые (провинциальное дворянство и "дети боярские" - основная масса служилых людей, из которой набиралась дворянская конница, резко отличающаяся по своему материальному положению и социальному статусу от столичного дворянства).

Служилые "по прибору": стрельцы, пушкари, городовые казаки, казенные ремесленники, получавшие небольшое денежное жалование, часто нерегулярно, что заставляло их заниматься торгово-ремесленной деятельностью. Но по сравнению с посадскими у них были привилегии - они не платили налогов.

Основную массу населения составляли тягловые люди ("несущие тягло", т.е. налоги в пользу государства). К ним относились почти все группы крестьянства (9,6 млн. чел. в конце ХVII в.), а также посадские люди (0,5 млн. чел.).

Холопы составляли третью группу. Они не служили и не платили налоги государству, но являлись личной собственностью своих хозяев.

Развитие служилого сословия характеризовалось усиливавшейся консолидацией и более четкой организацией. Постепенно стирались различия между поместным и вотчинным землевладением, т.к., с одной стороны, утрачивалась связь между службой и ее земельным вознаграждением (т.е. поместье обретало черты вотчины), а с другой, - потрясения ХVII в., общий ход социально-экономического развития подрывали позиции многих боярских родов, которые оттеснялись новыми фамилиями.

Положение бояр и дворян все более зависело не от знатности и богатств, а от занимаемой должности в структуре государственных чинов. Важной вехой на этом пути стала отмена местничества в 1682 г.

Таким образом, позиции дворянства и боярства сближались в той мере, в какой росла их зависимость от власти.

Кроме того, служилое сословие ограждалось государством от проникновения в его состав представителей других сословий. По закону 1675 г. запрещалось верстать в дворянство черносошных крестьян, посадских и служилых по прибору. Государство пыталось предотвратить размывание служилого сословия и, с другой стороны, препятствуя превращению разорившихся дворян в холопов.

Крестьянство делилось на четыре основные группы: частновладельческие, жившие в вотчинах и поместьях (67%); дворцовые (9%); монастырские (13%); черносошные, или государственные (11%).

Соборное уложение 1649 г., отвечая требованиям служилых людей, отменило " урочные годы " и тем самым окончательно закрепостило крестьян. Имущество крестьянина признавалось собственностью помещика, постепенно он обрел право распоряжаться и его личностью. Если по Соборному Уложению помещик не мог продавать крестьянина без земли, то по закону 1675 г. такая продажа, практиковавшаяся и ранее, стала узаконенной. Крепостное состояние передавалось по наследству, а государство все менее и менее вмешивалось во взаимоотношения между крестьянином и землевладельцем, заботясь только о поступлении налогов.

Черносошные крестьяне являлись лично свободными. Располагаясь на государственных землях, они имели право свободно распоряжаться землей при одном ограничении - после продажи или передачи в наследство новые владельцы должны были продолжать платить налоги государству в том же объеме. В ХVII столетии продолжалась передача черносошных земель в руки служилого сословия, поэтому к концу века они сохранились лишь в Поморье и Сибири.

Посадские люди страдали от тяжелого налогового бремени и фактически были закрепощены государством. Соборное Уложение по требованию посада ликвидировало в городах т.н. " белые слободы ", население которых принадлежало боярам и церкви и не платило налоги. Включение их в тягло несколько облегчило положение "черных" слобожан, но теперь все посадские прикреплялись к своим местам проживания, им запрещалось "закладываться в холопы", переселяться в другие города.

В зависимости от своего достатка посадские люди делились на несколько категорий: " лучшие", "средние", "молодшие". Купцы, входящие в состав "лучших", составляли особые корпорации:

1) гости (по материальному положению близки верхам служилого сословия, обладали правом владеть вотчиной и привилегией выезда за границу);

2) гостиная сотня;

3) суконная сотня.

Правительство формировало эти корпорации для использования купцов и их капиталов на службе государства. Поэтому купцы ХVII в. так и не смогли накопить достаточных средств, чтобы основать крупные предпринимательские династии капиталистического типа.

Этому же препятствовали религиозные представления людей той эпохи, осуждающие стремления к богатству как греховные по своей сути. Нередко купцы отдавали в старости свои накопления монастырям, надеясь таким образом обрести спасение души. На Западе же прошла Реформация, создавшая духовные предпосылки для предпринимательской деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономическое развитие. Основная задача экономики страны первой половины ХVII в | Социально-политическое развитие России в XVII в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.