Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Промышленность

Развитие промышленного производства в 60-90-е годы XIX в. было очень значительным. Этому способствовала как государственная политика, так и увеличение спроса на промышленные изделия, развитие продовольственной и сырьевой базы, разорение части крестьянства и формирование на этой основе рынка рабочей силы, широкое распространение кустарных промыслов и т.д.

Количественный рост. В итоге выплавка чугуна увеличилась с 40,5 млн. пудов в 1860 г. до 179 млн. пудов в 1900 г., добыча угля - с 18 млн. пудов в 1860 г. до 986 млн. пудов в 1900 г. К началу ХХ века Россия давала двадцатую часть мирового производства, чугуна, нефти, хлопка. В то же время по производству продукции на душу населения Россия далеко отставала от развитых стран Запада.

Огромное значение имел не только количественный рост, но и качественное развитие. К концу столетия возникли новые отрасли промышленности - современная металлургия и металлообработка, тяжелое машиностроение, нефтедобывающая, химическая и электротехническая индустрия. Тяжелая промышленность стала развиваться быстрее, чем легкая.

Формировались новые промышленные регионы. Самым значительным стал Юг России (Донбасс, Криворожье и др.), где выросли сотни заводов и фабрик и производилось свыше половины продукции металлургии и металлообработки. В важнейшую топливно-нефтяную базу превратился Баку. Более чем в 1,5 раза выросла производительность труда в промышленности. Повысилась энерговооруженность предприятий.

Мелкая промышленность в этот период получила огромное развитие и давала свыше трети всего промышленного производства России. Быстро развивались кустарные промыслы, которые не исчезали даже в отраслях, где господствовали крупные и крупнейшие предприятия, например в текстильном производстве. В некоторых отраслях (кожевенной, мукомольной, швейной, обувной, деревообрабатывающей и др.) мелкие предприятия преобладали. Основной организационной формой в строительстве оставались артели.

Крупная промышленность. В 80-90-е годы произошел промышленный переворот в основных отраслях отечественной промышленности. Крупные предприятия перешли от ручного к машинному труду, сформировался отечественный машиностроительный комплекс. На фабриках и заводах производилась большая часть продукции ведущих отраслей промышленности - металлургии и металлообработки, машиностроении, химическом, текстильном производстве. Новым в крупной промышленности стала ее организация в форме акционерных обществ и паевых товариществ, к началу ХХ века составлявших свыше половины всех крупных предприятий.

Но, несмотря на высокие темпы роста, он был не достаточен. В 1894 году тяжелая обрабатывающая промышленность давала лишь 10-14% продукции обрабатывающего производства. Самыми крупными (свыше половины продукции всей промышленности России) оставались текстильная и пищевая отрасли. Отсутствовало легкое машиностроение. Большая часть машин и оборудования закупалась за рубежом.

Развитие железнодорожного строительства не просто сопровождало промышленный переворот в стране, но явилось в определенной степени его стимулятором. Речь шла не только о транспортной сети, без которой не могла бы развиваться промышленность, но и создании условий, без которых невозможно было бы освоить новые районы, перемещать огромное количество сырья, продукции, рабочей силы. " Железнодорожная горячка " дала толчок созданию современной тяжелой промышленности.

Кроме того, Россия, стремившаяся вернуть себе статус великой державы, не могла достичь этого без железнодорожной сети и тяжелой, в том числе машиностроительной промышленности. Строительство железнодорожных путей в 1860-1870-е гг. было инициировано государством, предоставлявшим льготные кредиты, пособия и концессии, обеспечивавшим прибыль владельцам даже убыточных дорог. В результате государство более, чем наполовину финансировало строительство железных дорог. Средства для этого были получены из государственных займов, размещенных за рубежом - во Франции, Германии и других странах Европы.

Одновременно выдавались кредиты для строительства паравозо- и вагоностроительных заводов, закупка же подвижного состава за границей в 1876 году была фактически запрещена. Стимулировалось производство рельсов. Поначалу основная часть металла ввозилась - уральский чугун не годился для производства рельсовой стали. Но после создания новой металлургии в 1880-е годы пошлины на импорт чугуна были увеличены в 5 раз, так же как и на уголь, кокс, руду.

В результате объединенных усилий государства и общества была создана крупная сеть железных дорог (в 1861 г. - 1,5 тыс. верст, в 1900 - 48 тыс.), сформировалось транспортное обеспечение товарных потоков, возникла современная база тяжелой промышленности, обеспечивавшая также нужды армии.

В то же время железных дорог не хватало. Многие районы не были охвачены этим видом транспорта. По длине путей на квадратный километр и на душу населения Россия отставала на рубеже веков не только от передовых стран Европы и США, но даже от Японии и Мексики.

Водный транспорт также играл огромную роль в развитии национальной торговли рынка и промышленности. Речные суда, число которых увеличилось в 4 раза перевозили значительную часть сырья и готовой продукции. Важно, что особенно выросло число пароходов - в 6 раз. Морской торговый транспорт серьезно отставал. Хотя его создание началось, почти все экспортные и импортные товары, перевозившиеся морем, транспортировались на зафрахтованных иностранных судах или иностранными кампаниями.

Сохранял большое значение гужевой транспорт.

Социальное развитие. Одновременно с промышленным переворотом формировались слой предпринимателей - буржуазия и рабочий класс.

Формирование буржуазии. К концу XIX в. насчитывалось 1,5 млн. людей, относимых к крупным и мелким предпринимателям. В некоторых отраслях промышленности и торговли сформировались крупные предпринимательские династии. В частности, в текстильном производстве успешно организовывали дело бывшие крестьяне Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Хлудовы и др. В "новых" отраслях - металлургии и машиностроении - ядро руководителей составляли к концу века выходцы из технической интеллигенции, дворянства и чиновничества - А.И. Вышнеградский, Н.С. Авдаков, А.И. Путилов и др.

Особенностями российской буржуазии, в отличие от развитых стран, являлось отсутствие большого политического веса, политической организации, прямого доступа к власти. В ее многонациональном составе значительное место занимала прослойка иностранных предпринимателей и выходцев из-за рубежа - Кноп, фон Мекк, Вогау, Гинцбург и др.

Формирование рабочего класса. Численность наемных работников в конце XIX в. составляла 10 млн. чел. В целом фабрично-заводской пролетариат вырос за полвека в 4 раза, но и в 1890-е годы не был многочисленным - рабочих крупных предприятий и железных дорог насчитывалось менее 1,5 млн. чел. Кроме того, строительные рабочие составляли 1 млн. чел.; наемные рабочие в сельском хозяйстве - 3,5 млн. чел.;

чернорабочие, приказчики торговых заведений, прислуга, дворники, извозчики и др. - 4,4 млн. чел.

В основном рабочие различных отраслей были выходцами из крестьянства. Большинство из них надеялось, что работа на фабрике - это лишь временное средство для восстановления хозяйства в родной деревне. Поэтому значительную часть промышленного пролетариата составляли сезонные рабочие. В то же время, все больше рабочих расставались с иллюзиями, промышленности требовались квалифицированные обученные работники, создавалось все больше фабричных школ и постепенно формировался кадровый пролетариат из потомственных рабочих. Другими источниками формирования рабочего класса являлись кустари, отставные солдаты.

Положение рабочих было несколько лучше, чем крестьян, но оставалось тяжелым. Переизбыток неквалифицированных рабочих рук, отсутствие политических и гражданских прав приводили к тому, что рабочий день не регламентировался, зарплата даже на крупных предприятиях была в 3 раза ниже, чем в развитых странах Европы, штрафы за нарушение дисциплины, брак в производстве, поломку оборудования, неизбежные для необученных, не обладавших "фабричной" психологией работников, еще больше сокращали заработок. Лишь некоторая часть фабрикантов строила больницы и школы для рабочих.

С начала 1880-х годов создавалась, в значительной степени под давлением рабочих выступлений, специальное законодательство: закон об ограничении труда детей подростков (1884), о найме рабочих, об ограничении штрафов и др. (1886). Но созданная в 1884 г. Фабричная инспекция и Губернские присутствия по рабочим делам (1886) не могли обеспечить точного выполнения этих законов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сельское хозяйство | Торговля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.