Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План занятия. 1. Влияние государства на внешнеэкономические отношения

1. Влияние государства на внешнеэкономические отношения

2. Фритредерство и протекционизм как основные формы влияния государства на внешнеэкономические отношения

3. Экономическая интеграция государств как инструмент либерализации внешнеэкономических связей

 

1. Влияние государства на внешнеэкономические отношения

 

Внешнеэкономическая политика (ВЭП) – этогосударственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

Внешнеэкономическая политика регулирует:

- внешнюю торговлю,

- иностранные инвестиции,

- валютно-кредитные отношения,

- передачу новых технологий,

- миграцию рабочей силы.

Внешнеэкономическая политика – одиниз основных макроэкономических инструментов, применяемый для ускорения либо замедления экономического роста внутри страны.

Основная цель внешнеэкономической политики – обеспечитьблагосостояние людей, жизнеспособное развитие личности, общества, государства в контексте разнообразности и единства внутренних и внешних условий, которые выдвигают параметры адаптации построения внешнеэкономической политики к изменяющимся закономерностям системы международных отношений.

Внешнеэкономическая политика вырабатывается государствами и их интеграционными союзами и объединениями, и в соответствии с ее целями используют те или иные рычаги контроля торговли и воздействия на ее развитие.

Не смотря на то, что под влиянием процессов либерализации и глобализации роль государства в регулировании внешнеэкономических связей ограничивается, тем не менее, еще сохраняются важные властные функции, способные стимулировать или ограничивать объемы экспортно-импортных операций (товаров и услуг, капиталов, рабочей силы и пр.), направлять их потоки и менять структуру в соответствии с национальными интересами.

В развитых странах сложился механизм государственного регулирования внешнеэкономической политики, который осуществляется с помощью ряда средств, контролирующих и стимулирующих внешнюю торговлю.

К ним в первую очередь относятся:

- таможенные пошлины, ограничения ввоза и вывоза определенных товаров путем установления соответствующих количественных или стоимостных лимитов (контингентов);

- валютные ограничения, меры по регулированию валютного курса;

- различного рода обязательные правила совершения торговых и других сделок с зарубежными партнерами.

Каждая страна решает внешнеэкономические задачи в соответствии с конкретно-историческими условиями своего развития.

Например, США, на протяжении нескольких десятков лет занимавшие ведущее положение в мировом хозяйстве, сейчас ведут борьбу за сохранение своих позиций:

- поощряется ввоз наукоемких товаров производственного назначения;

- стимулируется приток иностранных капиталов, которые используются главным образом для оплаты технической модернизации экономики.

Решающую роль во внешнеэкономических связях страны играют транснациональные корпорации, имеющие во всем мире сеть предприятий, объединенных кооперационными связями. Американское правительство в последние годы очень интенсивно поддерживает внешнеэкономическую деятельность малых и средних предприятий.

В Российской Федерации внешнеэкономическая политика отождествляется с инвестиционной и торговой политикой.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» торговая политика определяется как составная часть экономической политики государства.

Основная цель торговой политики РФ – создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг, что во внешней торговле невозможно без либерализации валютного законодательства, но при этом необходимо учитывать государственные интересы.

Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью возможно в целях поддержания равновесия платежного баланса страны и защиты внешнего финансового положения.

Правительство РФ может применять меры ограничения внешней торговли в случаях серьезного сокращения валютных резервов, а также для достижения разумного темпа увеличения валютных резервов.

Составной частью экономической и внешнеэкономической политики государства является валютная политика, представляющая собой линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции.

Валютная политика страны проводится ее правительством, центральным банком, центральными финансовыми органами.

 

2. Фритредерство и протекционизм как основные формы влияния государства на внешнеэкономические отношения

 

Во внешнеэкономической политике идет постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: политика свободной торговли – фритредерство и протекционизм, т.е. политика, ограничивающая объем торговли в целях защиты местных производителей от экспансии иностранных конкурентов.

В наши дни фритредерство выступает в новом обличии – либерализацииторговли, предполагающие устранение таможенных и всех других препятствий перемещения между странами товаров и капиталов. Это отвечает интересам промышленно развитых государств, обладающих конкурентными преимуществами, а также стран, ориентирующихся на экспортную экспансию как главный источник своего экономического роста.

С другой стороны, политика импортозамещающего индустриального развития, проводимая сегодня рядом государств, стремящихся преодолеть экономическое отставание, обычно предполагает протекционистские меры в отношении импорта и поощрительные – вотношении экспорта.

Например, Аргентина и Австралия проводили индустриализацию, придерживаясь этого курса и ставя преграды на пути ввоза промышленных товаров.

Протекционистские ограничения могут существовать в виде:

- импортных пошлин (тарифов) – акцизныхналогов на импортируемый товар.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте.

Таможенный тариф применяется на национальном уровне.

Понятно, что оба названных подхода нередко уживаются друг с другом.

Как либерализация, так и протекционизм носят избирательный характер, и можно говорить лишь о преобладании первого или второго.

В XX веке, особенно в его второй половине, происходило неуклонное снижение общего уровня таможенного обложения.

Начиная с 1947 года, когда основные индустриальные государства Запада подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), тарифные барьеры между ними поэтапно снижались в результате нескольких раундов многосторонних переговоров.

Если в 1940 году средний уровень взимаемых пошлин в группе индустриальных государств составлял 40 % от стоимости облагаемого импорта, то к концу века он опустился до 3 %.

В странах, где проблемой является не перепроизводство, а дефицит, государство проводит протекционистскую политику «с обратным знаком», когда с помощью тех же пошлин и квот ограничивается не импорт, а экспорт.

Политика же свободной торговли будет представлять собой комплекс соглашений (обязательно двусторонних) по смягчению ограничений внешнеэкономической деятельности между договаривающимися странами.

Например, международные соглашения, регулирующие эту сферу отношений, не разрешают применять количественные ограничения экспорта - импорта, т.е. квотирование и лицензирование.

Государство может не только снизить ограничения в свободной торговле с другими странами, но и помогать местным производителям выйти на внешний рынок.

С этой целью могут вводиться экспортные премии – выплатыпроизводителям, поставляющим продукцию на экспорт, или льготное налогообложение для экспортеров. Однако действовать можно здесь только разрешенными методами.

Так, например, демпинг – продажатоваров на внешних рынках по цене ниже уровня издержек на производство данного товара – запрещенмеждународными торговыми соглашениями.

 

3. Экономическая интеграция государств как инструмент либерализации внешнеэкономических связей

 

Само понятие «интеграция» происходит от латинского «integratio» – целый и означает стремление к усилению взаимосвязей, взаимодействия.

Экономическая интеграция государств представляет собой это процесс взаимопроникновения, срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей на микро- и макроуровнях.

На микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, отдельные компании разных стран вступают в прямые хозяйственные связи, способствующие реальному переплетению национальных экономик. Особую роль здесь играют транснациональные корпорации (ТНК).

На макроуровне, т.е. на уровне межгосударственных (межправительственных) соглашений, возникает общая стратегия экономического и политического развития стран, основанная на выработке общих правил перемещения товаров и услуг, капитала, рабочей силы.

Реальная интеграция представляет собой сочетание рыночных (стихийных) механизмов формирования единого экономического пространства с целенаправленными действиями государства.

Экономическое объединение стран означает формирование региональных экономических блоков – регионализациюмировой экономики. Как правило, необходимо не только географическое соседство, но и сходство хозяйственное, культурно-религиозное, этническое.

Предпосылками реальной экономической интеграции государств, как правило, являются:

1. Одинаковый уровень социально-экономического развития

Главной предпосылкой реальной интеграции стран является примерно одинаковый уровень экономического развития, совместимость хозяйственных механизмов, социально-экономическая и правовая однородность (гомогенность). Основные макроэкономические показатели –ВВПна душу населения, темпы роста ВВП, его отраслевая структура, уровни инфляции, безработицы, процентных ставок, уровень производительности труда и заработной платы – недолжны существенно различаться. Именно поэтому наиболее эффективной является интеграция экономически развитых стран. Объединение бедных или богатых и бедных стран не позволяет осуществлять совместные проекты на паритетных (равных) основаниях.

2. Взаимодополняемость экономик соседних стран

Второй по значимости предпосылкой является взаимодополняемость экономик соседних стран. Она проявляется прежде всего в разнообразии структур экспорта интегрирующихся стран. Страны, торгующие одинаковыми товарами, не могут реально интегрироваться.

3. Наличие политической воли

Третья предпосылка – наличиеполитической воли, лидеров, разрабатывающих и реализующих интеграционный процесс на государственном уровне.

К дополнительным предпосылкам можно отнести так называемый демонстрационный эффект, когда успех интеграции стимулирует другие страны к вхождению в экономический блок. То же относится к «эффекту домино» – чембольше стран входят в интеграционную группу и наращивают внутрирегиональную торговлю, тем больше трудностей испытывают третьи страны, находящиеся вне группы. Это подталкивает их к интеграции.

Интенсивность интеграционных связей принято измерять такими показателями, как:

- доля внутрирегионального экспорта или импорта (товарооборота) к совокупному ВНП региона (в %);

- доля внутрирегионального товарооборота к совокупному внешнеторговому обороту интегрированных стран (в %);

- объем взаимных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) внутри интеграционной группы по сравнению с ПИИ стран-членов в третьи страны (в %);

- количество и масштаб слияний и поглощений компанийвнутри группы и вне ее.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
План занятия. 1. Виды различий между странами по обеспеченности факторами производства | Этапы международной экономической интеграции стран
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.