Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные тезисы лекций по предмету

Вина

Понятие и классификация юридических фактов

Юридические факты – это такие жизненные обстоятельства (события или действия, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение юридических отношений).

 

Классификация юридических фактов:

1. В зависимости от порождаемых юридических последствий юридические факты делятся:

1) правообразующие, то есть те, с которых возникают правоотношения.

2) правоизменяющие, те, которые приводят к изменениям правоотношений.

3) правопрекращающие

 

2. По волевому признаку юридические факты делятся:

1) События. Это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъекта правоотношений, но они (юридические факты) порождают определенные правовые последствия. Примеры: истечение срока, достижение определенного возраста, стихийные явления.

2) Действия. Такие юридические факты, наступление которых обусловлено волевыми фактами поведения людей (могут выражаться как действия и бездействия). Примеры: заключение договора, вынесение судом решения, издание президентом указа – правомерные действия, неправомерные – совершение краж и т.д.

Действия делятся на правомерные, то есть согласующиеся с требованиями закона и неправомерные – действия лиц, нарушающие предписания закона.

В свою очередь неправомерные действия, в зависимости от наличия или отсутствия вины субъекта, отношения делятся:

Объективно-противоправные деяния – действия, которые совершены без вины субъекта.

Правонарушения – те неправомерные действия, которые совершены субъектом виновно.

В свою очередь правонарушение делится:

- преступление

- проступки

в зависимости от степени общественной опасности.

Правомерные действия можно классифицировать по целевой направленности:

1) Юридические факты - это правомерные действия, которые изначально преследуют цель – наступление, изменение или прекращение правоотношений. К юридическим фактам, в том числе, относятся сделки (это действия лиц, направленные на колнкретный правовой результат).

В свою очередь подразделяются на односторонние и многосторонние (договоры).

Пр. одност. сделки – предоставление доверенности

Пр. договора – договор купли-продажи, страхование, доверие.

Для совершения односторонней сделки достаточно лишь выражение воли одной стороны.

2) Юридические поступки – это такие правомерные действия, которые независимо от намерения … лица влекут возникновение юридического последствия (опубликование автором своего произведения).

3. По характеру действия юридические факты делятся:

1) позитивные – это обстоятельства, влекущие возникновение правоотношений

2) негативные – обстоятельства, препятствующие возникновению правоотношений

Юридический состав (фактический состав) – совокупность юридических фактов, предусмотренная нормами права, в качестве основания для наступления правовых последствий.

13. Правонарушения: понятие, признаки. Виды. Состав.

Правонарушение – это противоправное, общественно-вредное деяние (действие или бездействие), виновно совершенное, деликтоспособное, то есть способно отвечать за свои поступки.

Признаки правонарушения:

- вина лица

- только те неправомерные действия, которые совершены деликтоспособным субъектом права

- совершение действия или бездействия, то есть выражение деяния во вне. Мысли и намерения правонарушением не являются

- противоправность – объективное нарушение правовых норм

- общественно вредный характер деяния

Юридический состав правонарушения – совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как правонарушение. Состоит из 4 элементов:

- субъект правонарушения – деликтосопосбное лицо, субъектом правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста административной и иной ответственности.

- объект правонарушения – охраняемые правом общественные отношения и интересы.

- объективная сторона правонарушения – внешнее проявление поступка, выражается в действии или бездействии, представляющее общественную опасность или общественный вред. При исследовании объективной стороны правонарушения также анализируют время, место, обстоятельство, способ совершения правонарушения, размер причиненного вреда, причинную связь между причиненным вредом и совершенным деянием.

- субъективная сторона правонарушения – психическая деятельность лица, связанная с совершением правонарушения. Она характеризуется прежде всего виной.

 

Вина – психическое отношение лица к своему правонарушению к общественному вреду, которое оно причинило или могло причинить.

Вина определяется в двух формах:

в форме умысла, то есть это такая форма вины при которой правонарушитель предвидит общественную опасность и противоправность правонарушения, предвидит наступление общественно вредных последствий и желает их наступления (прямой умысел) или не желает, но сознательно допускает их или относится к ним безразлично (косвенный умысел).

неосторожность – форма вины, при которой правонарушитель предвидит общественно вредные последствия, но безосновательно и самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие), либо вообще не предвидит общественно вредных последствий, хотя мог и должен был предвидеть (преступная небрежность).

Невинное причинение вреда имеет место в том случае, если лицо не должно было или не могло осознавать общественной опасности в своих действиях, предвидеть наступление общественно опасных последствий или не могло предотвратить наступление этих последствий.

Виды правонарушения:

1. По степени общественной опасности (вредности) подразделяются:

1) преступление

2) проступки

Гражданско-правовые правонарушения (деликты) совершаются в сфере гражданских правонарушений и выражаются в неисполнении, в ненадлежащем исполнении обязательств, причинении вреда личности или имуществу.

Административные правонарушения – посягают в основном на порядок государственного управления и общественный строй.

Дисциплинарные правонарушения – противоправные нарушения трудовой, учебной, служебной, воинской и иной дисциплины.

Уголовные правонарушения (преступления) – виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом.

14. Юридическая ответственность: понятие, основание и возникновение, виды.

Юридическая ответственность – представляет собой негативную реакцию государства на совершение правонарушения в виде применения к правонарушителю мер государственного воздействия.

В современной юридической науке существует множество вариантов понятий юридической ответственности.

Характер и размеры юридической ответственности устанавливаются в санкциях правовых норм в соответствии с отраслями права.

Юридическая ответственность осуществляется от имени государства, государственными органами, носит правовой характер и выступает как правовое принуждение. Однако, не всякое правовое принуждение есть юридическая ответственность.

К мерам государственного принуждения, помимо юридической ответственности, относятся:

– мера защиты субъективных прав в указанных в законе случаях, государство применяет меры в целях восстановления нарушенного права без привлечения нарушителя к ответственности (виндикация, взыскания алиментов и т.п.).

– мера пресечения – это мера государственного принуждения, направленная на предупреждение, пресечения правонарушения (задержание, обыск, досмотр и т.п.).

– принудительные меры воспитательного воздействия применяются к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний, но не несут элементов наказания, т.к. в деянии отсутствует субъект правонарушения.

– меры медицинского характера – принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность определенной категории лиц.

Основанием юридической ответственности является совершение правонарушения, то есть виновное совершение деликтоспособным лицом противоправного общественно вредного деяния.

Существуют следующие виды юридической ответственности:

уголовная ответственность возникает за совершение уголовных преступлений (т. е. деяний, имеющих наибольшую общественную опасность и прямо указанных в качестве таковых в Уголовном кодексе). Уголовная ответственность связана с сам1 суровыми правоограничениями, которые налагаются на лицо случае его привлечения к данному виду юридический ответственности;

административная ответственность наступает за совершение административных правонарушений — деяний, посягающих права и свободы других лиц, общественный порядок, но имеют, значительно меньшую общественную опасность, чем уголовного преступления. Правоограничения при административной ответственности менее суровы, чем при уголовной;

гражданско-правовая ответственность вид юридической ответственности, которая возникает при причинении имущественного, морального вреда. Неблагоприятные последствия выражаются в необходимости выплатить определенную денежную с) потерпевшему, восстановить нарушенное право;

дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарных проступков, за виновное неисполнение или не надлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Мерами дисциплинарного взыскания обычно являют замечание, выговор, увольнение. Инструкциями, правилами Внутреннего распорядка, действующими в данной организации иными документами могут также устанавливаться другие в виде дисциплинарных взысканий;

материальная ответственность, как правило, возникает при причинении материального вреда организации работником дан­ной организации и выражается в обязанности возместить при­чиненный ущерб.

Юридическая ответственность участвует в охранительной функции государства, её цель и функции в общей форме можно определить как правовую охрану общественных отношений. Основные функции юридической ответственности:

  • штрафная (карательная);
  • правовосстановительная (компенсаторная);
  • превентивная (предупредительная), воспитательная.

 

 

«ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО»

Под транспортом обычно понимают отрасль экономики, связанную с перемещением людей и грузов из одного места в другое, либо тот или иной вид перевозочных средств. Как отрасль экономики, транспорт представляет собой единый и сложный комплекс путей сообщения и иных сооружений транспортной инфраструктуры, систем управления, транспортных средств и транспортных организаций. От ритмичной работы перевозчиков зависят эффективное функционирование промышленности, торговли, иных отраслей экономики, а также комфортная жизнедеятельность граждан. Поэтому транспортная деятельность является необходимой связующей основой в экономике любого государства.

Анализ и разрешение проблем правового регулирования транспортной деятельности представляют особый интерес для различных отраслей права, прежде всего предпринимательского, гражданского и административного. Их изучение позволяет глубже понять особенности специальных норм транспортного права и межотраслевых правовых связей в сфере транспортного регулирования. Прежде всего, выделяются гражданско-правовые договорные отношения между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами. Вместе с тем не менее важным является исследование вопросов государственного управления транспортной деятельностью, правового режима земель транспорта, иных публично-правовых инструментов регулирования.

Предмет учебного курса транспортного права, в котором изучается правовое регулирование транспортной деятельности, весьма широк: это понятие транспортного права, система и структура транспортного законодательства, особенности управления транспортом, система и характеристика транспортных договоров, специфика их заключения и исполнения на различных видах транспорта, ответственность транспортных организаций и их контрагентов за ненадлежащее исполнение транспортных обязательств и т.д.

 

Понятие, предмет и метод транспортного права

 

Круг общественных отношений, регулируемых транспортным правом, отличается особенностями, позволяющими вычленить эти отношения в относительно самостоятельный предмет правового регулирования. Например, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Устав железнодорожного транспорта регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. В то же время Кодекс внутреннего водного транспорта регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.

Анализ базовых законодательных актов в сфере транспорта позволяет сделать вывод о том, что спецификой регулируемых отношений на транспорте является оказание услуг, связанных с использованием транспортных средств в целях осуществления перевозки материальных объектов (грузов, пассажиров и багажа). Следовательно, в предмет транспортного права включаются: (1) общественные отношения между транспортными организациями и их контрагентами, возникающие при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, (2) общественные отношения, связанные с организацией деятельности транспортных предприятий и функционированием транспортной инфраструктуры, а также (3) тесно связанные с ними общественные отношения, направленные на обеспечение транспортной деятельности (транспортно-экспедиционные услуги, погрузочно-разгрузочные работы, работы по техническому обслуживанию транспортных средств, иные вспомогательные услуги и работы).

Сердцевину предмета транспортного права составляют имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, прежде всего обязательственные отношения в сфере перевозок и оказания транспортно-экспедиционных услуг. Вместе с тем транспортное право воздействует и на властно-организационные отношения, регулируемые административным правом. К числу последних можно отнести вопросы управления транспортом, лицензирования отдельных видов транспортной деятельности, публично-правовой организации транспортных процессов, обеспечения функционирования транспортной инфраструктуры и т.п.

По поводу места транспортного права в системе отраслей права у специалистов нет единого мнения. Некоторые ученые предлагали признать самостоятельной отраслью права как транспортное право в целом (см.: Государство и право. 2004. N 9. С. 114, 118), так и его отдельные части. Такой вывод, например, был сделан в отношении воздушного права [1]. Ученые в сфере морского транспорта также обосновывали, что морское право является самостоятельной отраслью права, содержание которой определяется отношениями, складывающимися на морском транспорте и в торговом мореплавании [2].

Вместе с тем большинство авторов признают, что транспортное право не является самостоятельной отраслью права, а представляет собой комплексную отрасль российского права, сочетающую в себе нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию общественные отношения, составляющие отдельную сферу общественной жизни [3. С. 5 - 9; 4. С. 1 - 3]. Транспортное право не может быть признано самостоятельной отраслью права, поскольку оно не имеет самостоятельных общих положений, отражающих общие принципы и методы регулирования для всех его норм, а его предмет представляет собой прежде всего сочетание имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, и властно-организационных отношений, регулируемых административным правом.

Транспортное право не имеет своего собственного метода правового регулирования, т.е. совокупности специальных приемов и способов воздействия на поведение людей с помощью норм права. Оно заимствует уже известные и используемые в основных отраслях права методы. Властно-организационные отношения подчинены воздействию императивного метода, метода власти и подчинения, властных предписаний (обязываний) и запретов. В то же время при регулировании имущественных отношений используется диспозитивный метод, метод юридического равенства сторон, для которого характерны дозволение совершать известные действия, предоставление определенных прав, а также возможность выбирать вариант своего поведения.

Таким образом, транспортное право сочетает в себе частноправовые и публично-правовые начала и является комплексным правовым образованием, не связанным единым методом правового регулирования.

Транспортное право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с деятельностью самих транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих транспортные услуги, общественные отношения между транспортными организациями (индивидуальными предпринимателями) и их контрагентами при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, а также тесно связанные с ними общественные отношения, направленные на обеспечение транспортной деятельности.

 

Система транспортных договоров

 

Основной целью транспортной деятельности является перемещение материальных объектов в пространстве. Однако не всякое такое перемещение охватывается правовой категорией "транспортировка". Например, сплав древесины без судовой тяги, подъем мебели на этаж и т.п. не относятся к транспортировке - это иное перемещение объектов. Правовое понятие "транспортировка" всегда предполагает использование транспортных средств.

В свою очередь, транспортировку можно классифицировать как перевозку, транспортировку для собственных нужд и иную безвозмездную транспортировку.

В правовом смысле под перевозкой понимается эквивалентно-возмездная транспортировка грузов, пассажиров или багажа. Она всегда осуществляется на основании договора перевозки, заключаемого между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем, пассажиром).

Возможно перемещение объектов с использованием транспортных средств для собственных нужд. В этом случае имеет место транспортировка груза, пассажира или багажа, но не перевозка (например, транспортировка грузов организацией на собственных автомобилях между своими подразделениями, доставка гражданином мебели на дачу на своей машине). Такая транспортировка грузов (продукции, товаров) и людей не порождает обязательств по перевозке.

Не относится к перевозке и транспортирование грузов при отсутствии возмездности (например, транспортирование оружия, боеприпасов, патронов).

Таким образом, перевозкой считается такое перемещение грузов, пассажиров и багажа, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. Перевозка является одним из видов гражданско-правовых обязательств (или договоров), которые в научной литературе нередко называют транспортными [5; 6]. В то же время В.В. Витрянский полагает, что в сфере транспортной деятельности используются самые разные договоры, типы и виды гражданско-правовых обязательств (перевозка, транспортная экспедиция, буксировка, аренда (или фрахтование на время) транспортных средств, строительный подряд (строительство железнодорожных подъездных путей) и т.п.). "Поэтому попытки выделения категории "транспортных договоров" или "транспортных обязательств", претендующих на собственное место в системе гражданско-правовых обязательств, представляются искусственными и ошибочными по существу" [7. С. 124].

Тем не менее в настоящее время можно вести речь о системе транспортных договоров, которые, в свою очередь, классифицируются по различным основаниям. При этом по поводу понятия и состава транспортных договоров в научной литературе ведутся дискуссии [4. С. 12, 13]. Общим знаменателем для вычленения транспортных договоров могут стать два критерия. Основным признаком является субъектный состав договорного правоотношения - участие в договоре транспортной организации. В качестве второго системообразующего критерия выделяется направленность транспортных договорных обязательств на возмездное перемещение грузов, пассажиров и багажа с использованием транспортных средств либо на обеспечение такого перемещения.

Исходя из этого, под транспортным договором следует понимать такое соглашение сторон, по которому транспортная организация (индивидуальный предприниматель) обязуется оказать возмездные услуги, направленные на обеспечение или осуществление перевозки грузов, пассажиров или багажа из одного пункта в другой, а другая сторона обязуется уплатить за оказанные услуги согласованную плату.

В системе транспортных договоров можно выделить 11 основных видов договоров:

реальный договор перевозки груза;

договор фрахтования;

договор о подаче транспортных средств к перевозке и предъявлении груза к перевозке;

договор перевозки пассажира;

договоры об организации перевозок, которые, в свою очередь, подразделяются на общие договоры об организации перевозок в зависимости от видов транспорта, на договоры о подаче и уборке вагонов и договоры об эксплуатации подъездных железнодорожных путей;

договоры между транспортными организациями, которые подразделяются на узловые соглашения и договоры на централизованный завоз и вывоз грузов;

договор буксировки;

договор транспортной экспедиции.

В учебной литературе приводится подробная классификация непосредственно договоров перевозки по различным основаниям [7. С. 129, 130].

По моменту заключения договора выделяются:

реальный договор перевозки конкретного груза;

все остальные виды договора перевозки, которые носят консенсуальный характер (договор перевозки пассажира, договор на организацию перевозки грузов и т.д.).

По предмету договора выделяются:

договоры перевозки пассажиров;

договоры перевозки грузов (как реальный договор перевозки, так и консенсуальный договор на организацию перевозок);

договор фрахтования (чартер).

По субъектному составу договоры классифицируются как:

договоры, заключаемые с пассажирами;

договоры, заключаемые грузоотправителями;

договоры, заключаемые между транспортными организациями.

По цели договоров они подразделяются на:

договоры, направленные на организацию перевозок, целью которых является определение объема перевозимых грузов и количества подаваемых транспортных средств, а также порядка работы грузоотправителей и перевозчиков;

договоры между транспортными организациями, направленные на обеспечение транспортировки грузов, пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (например, узловые соглашения);

договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения (реальный договор перевозки груза и договор перевозки пассажира).

По статусу перевозчика договоры перевозки подразделяются на:

публичные договоры, перевозки по которым осуществляются транспортом общего пользования;

договоры, перевозчиком по которым являются иные транспортные организации.

По форме договора выделяются:

договоры, оформляемые транспортной накладной или коносаментом (реальные договоры перевозки конкретного груза);

договоры, заключаемые путем совершения конклюдентных действий (принятие транспортной организацией заявки или заказа грузоотправителя; договоры перевозки пассажиров, приобретающих билеты непосредственно в автобусе, и т.п.);

договоры, заключаемые в общем порядке (консенсуальные договоры).

 

Источники транспортного права

 

Понятие и виды источников транспортного права

 

Под источником права традиционно понимают юридическую форму выражения воли государства, с помощью которой она становится обязательной для исполнения.

Основополагающее значение в системе источников транспортного права имеет Конституция Российской Федерации, закрепляющая основы конституционного строя, формирующая вектор развития законодательства и принципы правоприменительной деятельности. При этом в Конституции есть прямые нормы, имеющие отношение к транспорту. Так, статья 71 Конституции относит управление федеральным транспортом и путями сообщения к ведению Российской Федерации.

Важнейшими источниками транспортного права являются федеральные законы. Первым в этом ряду стоит Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), в котором выделены в отдельную главу 40 нормы, регулирующие общие положения о перевозке грузов и пассажиров, условия заключения и исполнения договоров перевозки, ответственность перевозчика за нарушения обязательств и т.д. В главе 41 ГК РФ размещены базовые нормы, касающиеся транспортной экспедиции.

Особое место в системе источников транспортного права занимают транспортные уставы и кодексы, принятые в форме федеральных законов. Они основываются на гл. 40 ГК РФ и детально регламентируют отношения, возникающие при перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также при обеспечении транспортной деятельности. К ним относят: Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.) (далее - ВК РФ), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.) (далее - КТМ РФ), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.) (далее - КВВТ РФ), Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.) (далее - УЖТ РФ), Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (2007 г.) (далее - УАТ РФ). Эти документы носят комплексных характер и воздействуют на разнородные частные и публичные отношения, возникающие на различных видах транспорта. При этом следует согласиться с В.А. Дозорцевым, который полагает, что в подобных комплексных актах невозможно выделить общие правовые положения, характерные для отраслевого кодекса. Из-за отсутствия общих начал комплексные акты оправданны только для достаточно узкой сферы, только в ее рамках проявляется специфика таких актов. Узкая сфера действия комплексного акта не исключает его большого объема и значимости для обширной сферы транспортных отношений. Тем не менее действующие транспортные кодексы не образуют самостоятельно отраслевой юридической системы и подлинные функции кодекса не выполняют [8].

В системе федеральных подзаконных источников транспортного права наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации, содержащие нормативные правовые положения по важнейшим вопросам транспортной деятельности (например, Указы Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте", от 16 марта 2010 г. N 321 "О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации").

К иным подзаконным нормативным правовым актам как источникам транспортного права относятся постановления Правительства Российской Федерации и огромное количество ведомственных инструкций, положений, правил и т.п., принимаемых различными органами исполнительной власти. Правительство РФ издает постановления, имеющие нормативный характер, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ (например, Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", от 9 июня 2010 г. N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций", от 12 августа 2010 г. N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта").

В сфере транспортного нормотворчества ключевую роль играет Министерство транспорта Российской Федерации, которому в соответствии с Положением, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395, предоставлено право самостоятельно принимать многочисленные и разнородные нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области транспорта, правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; правила государственной регистрации гражданских воздушных судов; акты, устанавливающие формы бланков различных документов; порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов; правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении; положение о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания и т.д.

К ведению субъектов Российской Федерации относятся региональный транспорт и пути сообщения, управление региональной транспортной инфраструктурой. В связи с этим в регулировании транспортной деятельности немаловажную роль играют нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, прежде всего законы субъектов Российской Федерации. В качестве примера можно привести Закон города Москвы от 11 июня 2008 г. N 22 "О такси в городе Москве", Закон Курской области от 29 декабря 2005 г. N 110-ЗКО "Об автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Курской области", Закон Санкт-Петербурга от 22 апреля 2009 г. N 175-38 "О транспортном обслуживании водным транспортом Санкт-Петербурга".

Особыми источниками транспортного права являются санкционированные государством обычаи делового оборота. Их специфика состоит в том, что закон придает тому или иному обычаю общеобязательное значение. При этом сам обычай в тексте закона не приводится. Например, согласно ст. ст. 129 - 132 КТМ РФ при отсутствии соответствующего соглашения сторон время подачи уведомления о готовности судна к погрузке, сроки погрузки, размер платы за простой судна определяются на основе обычаев, принятых в порту погрузки.

В литературе ведется активная дискуссия о возможности отнесения к источникам права судебных прецедентов, т.е. судебных решений, имеющих обязательное значение при рассмотрении других аналогичных дел. Хотя официально в Российской Федерации судебный прецедент в качестве источника права не применяется [9], тем не менее на практике при разрешении споров суды учитывают решения вышестоящих судов. Возможность использования предыдущих постановлений Конституционного Суда РФ в качестве судебного прецедента прямо закреплена в конституционном судопроизводстве Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ (п. 3 ч. 1 ст. 43, ст. 47.1).

Некоторые ученые полагают, что к источникам транспортного права следует относить постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которым ст. ст. 126 и 127 Конституции РФ предоставлено право давать разъяснения по вопросам судебной практики [3. С. 24 - 33]. В качестве примера можно сослаться на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в котором детализируется законодательство и в ряде пунктов формулируются новые положения нормативного правового характера. В частности, давая толкование ст. 116 УЖТ РФ, Пленум ВАС РФ в п. 11 дополнил Закон, указав, что грузоотправитель при ссылке на аварию в целях освобождения от штрафа за невыполнение заявки должен представить в арбитражный суд акты об аварии, составленные соответствующими государственными органами, содержащие сведения о том, когда произошла авария, и доказательства, подтверждающие, что в связи с аварией осуществление основной производственной деятельности прекращено.

В транспортной деятельности необходимо учитывать действующие положения инструктивных указаний Государственного арбитража СССР и Государственного арбитража Российской Федерации, связанные с регламентацией отношений между транспортными организациями и их клиентурой. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 15 апреля 1992 г. N 7 разъяснил, что эти инструктивные указания по применению законодательства при разрешении споров и их доарбитражном урегулировании сохраняют свое действие на территории Российской Федерации в той части, в которой они не противоречат законодательству Российской Федерации.

 

Особенности транспортного законодательства

 

Транспортное законодательство как система нормативных правовых актов обладает особенностями, обусловленными спецификой регулируемых им отношений.

Транспортное законодательство относится к наиболее стабильным комплексным отраслям законодательства. Многие нормативные правовые конструкции в сфере перевозок были разработаны еще в советское время и продолжают оставаться неизменными многие годы. Это касается, например, заключения договора перевозки, подачи транспортных средств под погрузку, ответственности сторон, предъявления претензий и т.д.

Транспортное законодательство является одним из самых систематизированных (кодифицированных) и значительных массивов в российском законодательстве. В отношении всех видов транспорта приняты транспортные уставы и кодексы, а также детализирующие их подзаконные нормативные правовые акты (правила, инструкции и т.п.), в которых сосредоточено огромное количество положений, регулирующих отношения между перевозчиками и их контрагентами.

В транспортном законодательстве отражается публичный характер деятельности транспортных организаций, необходимость учета того, что заключение договоров осуществляется перевозчиками с большим кругом лиц. Так, перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, и основные условия их деятельности публикуются в установленном порядке, за нарушение условий договора перевозки применяются правила об ограниченной ответственности перевозчика, обязательно предъявление претензии к транспортной организации в пределах срока исковой давности, и т.д.

В транспортном законодательстве используется много императивных норм, обязательных к соблюдению всеми участниками транспортных правоотношений. Например, законодательство в области железнодорожного транспорта устанавливает обязательные требования к оформлению, порядку представления и согласования заявки на перевозку грузов, детально регламентирует обязанности грузоотправителя по подготовке грузов для перевозок и обязанности перевозчика по подаче вагонов под погрузку, сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков и т.п.

Большую долю в транспортной деятельности занимают международные перевозки. В связи с этим на российское транспортное законодательство оказывает существенное влияние международное право в сфере транспорта. Например, при принятии Воздушного кодекса РФ учитывались положения Чикагской конвенции о международной гражданской авиации (1944 г.), а в Кодексе торгового мореплавания РФ отражены нормы Брюссельской конвенции 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаменте. Это основано на том, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ правила международных договоров Российской Федерации имеют приоритет перед национальным законодательством.

 

Система транспортного законодательства

 

Транспортное законодательство представляет собой сложившуюся систему иерархически взаимосвязанных нормативных правовых актов, сгруппированных относительно отдельных отраслей транспорта и различных видов транспортной деятельности (транспортная деятельность на железнодорожном, автомобильном, морском, речном, воздушном транспорте; перевозки грузов, пассажиров, грузобагажа на отдельных видах транспорта; погрузочно-разгрузочные работы; работы по техническому обслуживанию транспортных средств и т.п.).

Ранжированные по юридической силе нормативные правовые акты образуют вертикальную структуру системы транспортного законодательства применительно к каждому виду транспорта (устав или кодекс, правила перевозок, инструкции, тарифы и т.д.). Такая иерархия актов обусловлена компетенцией правотворческого органа власти, принявшего акт. В то же время в нормативном правовом массиве выделяются положения общего характера, касающиеся всех видов транспортной деятельности, а также нормы, регулирующие сходные отношения на отдельных видах транспорта. Они образуют горизонтальную структуру транспортного законодательства, отличающуюся разнообразием актов по содержанию и форме, во главе которой выделяется гл. 40 ГК РФ, посвященная перевозке.

Кроме того, по своему содержанию в транспортном законодательстве выделяются комплексные кодификационные акты и простые акты. К комплексным кодификационным относятся такие акты, которые содержат нормы, использующие различные методы правового регулирования отношений в отдельной сфере. Это транспортные уставы и кодексы. Простыми признаются акты, которые дополняют или конкретизируют положения кодифицированных актов (например, правила перевозок грузов, пассажиров), либо касаются отдельных не урегулированных ранее вопросов.

Учитывая комплексный характер транспортного законодательства, его невозможно в целом отнести к подсистеме гражданского законодательства. Транспортное законодательство является единой взаимосвязанной комплексной системой законодательства, содержащей нормативные правовые положения, относящиеся к различным отраслям законодательства (гражданского, административного, предпринимательского, земельного и т.д.).

Анализируя систему транспортного законодательства, необходимо обратить внимание на проблемы совершенствования транспортного законодательства.

В условиях действия принципа равенства сторон гражданско-правовых отношений вызывает сомнения обоснованность сохранения положений транспортных кодексов и уставов об ограничении ответственности транспортных организаций. Действительно, в соответствии со ст. 400 ГК РФ по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность). В то же время в транспортных правоотношениях грузоотправитель, грузополучатель, пассажир являются менее защищенной стороной по сравнению с перевозчиком. Поэтому предоставление последнему дополнительной правовой защиты в виде ограничения ответственности заведомо ставит перевозчика в более выгодное положение перед контрагентом, что является неоправданным ни в правовом, ни в экономическом отношении. В связи с этим специалисты предлагают четко определить в ГК РФ, в каких случаях возможно ограничение размера убытков для одной из сторон договора [4. С. 10].

Острой проблемой в транспортном законодательстве остается наличие противоречий между ГК РФ и некоторыми нормами транспортных законов. Это касается, например, предусмотренной транспортными уставами и кодексами обязанности получателя принять от перевозчика доставленный груз, сроков предъявления претензии. Имеются существенные разночтения в части регулирования ответственности экспедитора нормами Федерального закона о транспортно-экспедиционной деятельности и ст. 803 ГК РФ.

Существуют противоречия и между отдельными транспортными законами. Например, согласно ст. 75 УЖТ РФ в случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность за просрочку доставки грузов несет перевозчик транспорта соответствующего вида, выдавший груз. В то же время в ст. 109 КВВТ РФ предусмотрено, что в этом случае ответственность несет сторона, по вине которой допущена такая просрочка.

Специалистами обращается внимание на необходимость унификации норм транспортного законодательства. Многие положения транспортного законодательства содержат различные правовые конструкции в отношении сходных правоотношений. Это касается принципов оформления и условий договора перевозки, ответственности перевозчика, исчисления претензионных сроков и т.д. В связи с этим активно обсуждается вопрос о создании единого Транспортного кодекса.

 

Виды транспорта. Управление транспортом

 

Виды транспорта

 

Весь транспорт может классифицироваться по различным основаниям, например числу и типу колес, типу движителя, среде перемещения, виду собственности и количеству пассажиров, грузоподъемности, назначению. Вместе с тем различают пять основных видов транспорта: автомобильный; железнодорожный; воздушный; внутренний водный; морской. Каждый вид транспорта имеет свои особенности, которые отражаются в правовом регулировании.

Так, морской и внутренний водный транспорт использует естественные пути, отличается высокой грузоподъемностью флота и небольшими энергозатратами, что обеспечивает самую низкую себестоимость перевозок (например, средняя себестоимость перевозок грузов морским транспортом ниже на 20% по сравнению с железнодорожным). Благодаря своим преимуществам водный транспорт охватывает около 60% мирового грузооборота. При этом по водным путям перевозят в основном массовые грузы (строительные материалы, уголь, руду, нефть и нефтепродукты и т.п.), доставка которых не требует высокой скорости. В отличие от морского речной транспорт характеризуется определенными ограничениями: сезонностью, эксплуатацией судов на мелководье, сложностями в прохождении извилистых рек и т.п.

К особенностям железнодорожного транспорта относятся надежность и регулярность перевозок, значительная грузоподъемность, универсальная провозная способность, позволяющая перевозить самые разные грузы и пассажиров. Конкурентоспособность железных дорог повысила введение контейнерных перевозок, создание системы скоростных железных дорог, обеспечивающих значительную долю пригородных перевозок пассажиров, развитие метрополитена в городах. Электрифицированные железные дороги намного экологичнее остальных видов транспорта.

Автомобильный транспорт как самый распространенный вид транспорта характеризуется высокой маневренностью, возможностью подачи транспортного средства к месту погрузки или выгрузки, сравнительно высокой скоростью доставки грузов и пассажиров. Автомобилем могут перевозиться практически любые виды грузов, особенно востребованна транспортировка ценных грузов и скоропортящихся продуктов. В то же время средняя себестоимость перевозок грузов на автомобильном транспорте в 20 - 25 раз выше, чем на железнодорожном.

Воздушный транспорт является самым быстрым видом транспорта, использующим естественную воздушную среду. Основная сфера его применения - пассажирские перевозки на дальние расстояния и в практически любые точки земли, в том числе труднодоступные. К недостаткам воздушного транспорта относят высокую себестоимость перевозок, зависимость от погодных условий, ограниченность габаритов и веса перевозимого груза, значительный шум современных самолетов, оказывающий негативное влияние на людей, проживающих рядом с аэропортами.

В целом транспортная система подразделяется на транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования. При этом на различных видах транспорта по-разному определяются виды сообщений.

Например, на железнодорожном транспорте выделяют:

перевозки в прямом железнодорожном сообщении - перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной и более инфраструктуры по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования (в данном случае используется один вид транспорта - железнодорожный - и единый перевозочный документ);

перевозки в прямом смешанном сообщении - перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортной накладной), оформленному на весь маршрут следования (смешанное сообщение означает использование нескольких видов транспорта, что во всех случаях предполагает перегрузку (хотя бы однократную) грузов, следующих в прямом смешанном сообщении, с одного вида транспорта на другой);

перевозки в непрямом смешанном сообщении - перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.

Аналогично различаются перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта: перевозки в прямом и непрямом международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу Российской Федерации. Кроме того, выделяются специальные железнодорожные перевозки, предназначенные для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд или для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также воинские железнодорожные перевозки.

На морском транспорте используется понятие каботажа, под которым понимаются перевозка и буксировка, осуществляемые судами между морскими портами одной страны. Различают: малый каботаж - перевозку или буксировку между российскими портами, находящимися в пределах одного моря, и большой каботаж - перевозку или буксировку между портами на территории Российской Федерации, находящимися в разных морских бассейнах, в том числе при транзите через воды иностранного государства. Морские перевозки из российских портов в иностранные порты или обратно признаются перевозками в заграничном сообщении.

На морском и внутреннем водном транспорте различают формы судоходства: линейное - регулярное, по заранее установленным направлениям и объявленному расписанию, с оплатой по действующему тарифу; трамповое - нерегулярное судоходство, осуществляемое преимущественно по случайным направлениям, без определенного расписания движения, на условиях, определенных при фрахтовании судна.

На автомобильном транспорте перевозки по видам сообщения классифицируются следующим образом:

перевозки в городском сообщении - осуществляются в границах населенных пунктов;

перевозки в пригородном сообщении - осуществляются между населенными пунктами на расстояние до 50 км;

перевозки в междугородном сообщении - осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов;

перевозки в международном сообщении - осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.

Кроме того, на автомобильном транспорте выделяются отдельные виды перевозок пассажиров и багажа: регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.

Каждый вид транспорта характеризуется наличием субъектов правоотношений, свойственных только этому виду транспорта. На морском транспорте к таким субъектам отнесены судовладелец, выступающий в качестве перевозчика, и различные виды морских портов. На речном транспорте выделяются судовладелец, перевозчик, причал и речной порт. На железнодорожном транспорте в качестве возможных участников транспортных правоотношений определены перевозчик, владелец инфраструктуры и железнодорожная станция. На воздушном транспорте к числу специфических субъектов относятся эксплуатант и авиационное предприятие. Последнее не следует путать с аэродромом или аэропортом.

 

Органы государственного управления

транспортной деятельностью

 

Государственное управление транспортной деятельностью осуществляется прежде всего, на уровне федеральных органов исполнительной власти. В структуре этих органов создано Министерство транспорта Российской Федерации, Положение о котором было утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395.

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах.

Министерству транспорта подведомственны федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственные функции по контролю (надзору), оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере транспорта: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор); Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация); Федеральное дорожное агентство (Росавтодор); Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор); Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Особо следует охарактеризовать управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, которое координируется ОАО "Российские железные дороги". Все акции общества находятся в собственности Российской Федерации. ОАО "РЖД" появилось в 2003 г. в результате структурной реформы федерального железнодорожного транспорта, проводимой на основании Постановления Правительства РФ от 18 мая 2001 г. N 384. Главными целями деятельности акционерного общества являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

В результате структурной реформы железнодорожного транспорта сформирован конкурентный рынок оперирования грузовыми вагонами путем создания дочерних общесетевых ("Первая грузовая компания", "Вторая грузовая компания") и специализированных ("Трансконтейнер", "Рефсервис", "Русская Тройка", "РейлТрансАвто") операторских компаний и полного вывода из ОАО "РЖД" парка грузовых вагонов посредством его передачи в капитал дочерних операторов и продажи иным собственникам подвижного состава. Создана Федеральная пассажирская компания, осуществляющая дальние пассажирские перевозки в России и в сообщении с зарубежными странами. Практически завершена работа по созданию на полигоне железных дорог пригородных пассажирских компаний. Разработана Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, определяющая стратегические цели, основные направления развития государственной политики в отношении грузовых железнодорожных перевозок и развития инфраструктуры, целевое состояние рынка оперирования подвижным составом и грузовых железнодорожных перевозок и принципы взаимодействия его основных участников; основные направления совершенствования тарифной системы и нормативной правовой базы деятельности железнодорожного транспорта.

 

Государственное регулирование транспортной деятельности

 

Непосредственные отношения между транспортными организациями и их контрагентами, как правило, регулируются на основе договора, что исключает вмешательство третьих лиц. Вместе с тем транспортная деятельность затрагивает интересы подавляющего большинства граждан и юридических лиц. В целях обеспечения публичной защиты этих интересов, недопущения злоупотреблений со стороны перевозчиков, контроля над транспортной безопасностью, создания конкурентной среды в транспортной отрасли государство должно осуществлять публично-правовое регулирование транспортной деятельности, в том числе путем применения в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Одним из направлений государственного регулирования в сфере транспорта является лицензирование деятельности, связанной с осуществлением перевозок грузов, пассажиров и багажа. Количество лицензируемых видов деятельности постоянно уменьшается и в настоящее время распространяется на деятельность, при осуществлении которой необходима максимальная защита интересов пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей. Так, в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат: перевозки пассажиров внутренним водным, морским, воздушным и железнодорожным транспортом; перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном, железнодорожном транспорте и в морских портах; деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом. Лицензирование перевозок грузов теперь применяется в полном объеме только на воздушном транспорте, а на внутреннем водном, морском и железнодорожном транспорте касается исключительно перевозки опасных грузов.

Государственное регулирование транспортной деятельности проявляется в осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере транспорта контрольных и надзорных функций. С целью реализации своих полномочий Ространснадзор имеет право проверять деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность, организовывать проведение необходимых расследований (за исключением авиационных и дорожно-транспортных происшествий), запрашивать и получать необходимые сведения, давать разъяснения, применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере транспорта.

Важнейшим инструментом обеспечения безопасности и качества транспортной деятельности, внедрения инноваций в сферу транспорта является техническое регулирование отношений, возникающих при установлении, применении и исполнении обязательных требований к продукции и связанным с ней процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, при установлении и применении на добровольной основе требований к продукции, указанным процессам, выполнению работ или оказанию услуг, а также отношений в области оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям.

Формой подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров является сертификация. С сертификацией неразрывно связана стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Подтверждение соответствия продукции, процессов, выполнения работ или оказания услуг требованиям, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров может носить добровольный или обязательный характер.

Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" осуществляется регулирование деятельности субъектов естественных монополий, в том числе в сфере транспорта. К числу субъектов естественных монополий относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере: железнодорожных перевозок; предоставления услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий. Основным федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий является Федеральная служба по тарифам (ФСТ России). Она осуществляет функции по определению или установлению цен (тарифов) и контролирует их применение в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Кроме того, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов и контролю над соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Указанными органами могут применяться специальные методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения или установления цен (тарифов) или их предельного уровня;

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом или реализуемом субъектом естественной монополии.

Поскольку транспортные средства являются источниками повышенной опасности, государство уделяет значительное внимание правовому регулированию безопасности движения и перевозок на транспорте. Например, в целях обеспечения авиационной безопасности Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2011 г. N 42 были утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры. Для железнодорожного транспорта Правительством РФ утверждены технические регламенты о безопасности железнодорожного подвижного состава, безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта, безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта.

 

Правовое положение земель транспорта

 

При осуществлении транспортной деятельности необходимо учитывать специальный правовой режим земель, на которых расположены транспортные организации, пути сообщения и иная инфраструктура транспорта.

В соответствии со ст. 90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации и реконструкции зданий и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон железных дорог. Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611.

Для осуществления дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского и внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения искусственно созданных внутренних водных путей; размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений и других объектов водного транспорта; выделения береговой полосы.

Для обеспечения функционирования воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос и других наземных объектов воздушного транспорта.

В целях создания условий для размещения объектов транспорта осуществляется резервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целей установлен Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561).

 

* * *

 

Перейдем к содержательной характеристике некоторых основных договоров, используемых в транспортной деятельности. С учетом того что ряд договоров является предметом детального рассмотрения в рамках курса гражданского права, отметим лишь наиболее значимые для транспортной деятельности положения.

 

Перевозка грузов

 

Понятие, предмет и краткая характеристика

договора перевозки грузов

 

Перевозка грузов занимает центральное место в деятельности транспортных организаций. В связи с этим в системе транспортных договоров в качестве основного выделяется договор перевозки грузов, который детально урегулирован транспортным законодательством.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ; ср.: ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК РФ, ст. 67 КВВТ РФ).

По своей юридической природе он относится к двусторонним договорам, заключаемым в пользу третьего лица - грузополучателя, за исключением случаев, если последний совпадает в одном лице с грузоотправителем. Договор перевозки грузов сконструирован по модели реального договора, поскольку он регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику.

Договор перевозки груз

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура правоотношений | Экологические правоотношения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.183 сек.