Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система и компетенция государственных органов регулирования, экологопользования и охраны окружающей среды




Органы государственного регулирования экологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общей межотраслевой (межведомственной) и отраслевой (ведомственной) компетенции.

Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов экологопользования и охраны окружающей среды, во-первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов имеют определенные территориальные пределы действия и распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общей компетенции. Например, Правительство РФ принимает постановления по всем отраслям народного хозяйства. Правоохранительные органы занимаются лишь вопросами охраны окружающей среды, Министерство природных ресурсов РФ – вопросами использования и охраны окружающей среды. Если постановление Правительства РФ действует на всей территории Российской Федерации, то приказ Министерства природных ресурсов РФ – только на тех ее участках, где сложилось неблагоприятное экологическое положение, на ликвидацию которого и направлен данный приказ.

Как федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, так и органы местного самоуправления общей компетенции, в отличие от остальных органов, осуществляют комплексное регулирование экологопользования и охраны окружающей среды на своей территории.

Органы регулирования межотраслевой (межведомственной) компетенции – Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Министерство здравоохранения РФ, Комитет по стандартизации и метрологии РФ (Госстандарт России), Министерство внутренних дел РФ (в первую очередь ГИБДД МВД РФ) и другие классифицированы в самостоятельную группу в силу того, что акты, принимаемые этими министерствами и ведомствами, имеют обязательную силу для всех иных предприятий, министерств и ведомств. Так, стандарты, принятые Госстандартом России относительно предельно допустимых вредных выбросов автомобилей, обязательны для всех машин любого класса, в том числе и для ГИБДД МВД РФ, осуществляющей контроль за соблюдением этого стандарта автомобилями всех ведомств.

Органы управления отраслевой компетенции классифицированы по тому признаку, что, в отличие от межотраслевых органов, они осуществляют надведомственное регулирование по использованию и охране, как правило, одного природного объекта и издают обязательные к использованию акты для всех иных ведомств, осуществляющих хозяйственную эксплуатацию данного объекта.

Структура государственных органов специальной компетенция и области экологопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности находится в постоянном совершенствовании. Настоящая система этих органов в России определена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти», которым были упразднены Государственный комитет по охране окружающей среды РФ, Государственный комитет по земельной политике РФ и Федеральная служба лесного хозяйства РФ.

Часть функций упраздненного Комитета РФ по земельной политике возложена на новое ведомство – Федеральную службу земельного кадастра России. Функции упраздненного Комитета РФ по охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйства России переданы Министерству природных ресурсов РФ (МПР), которое стало федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.

Министерство природных ресурсов будет базироваться на следующих принципах охраны окружающей среды:

- децентрализация функций и финансовой ответственности, передача большей части вопросов по охране окружающей среды на уровень субъектов РФ и муниципальных образований;

- концентрация на федеральном уровне задач законодательного и нормативно-методического обеспечения; разработка и сопровождение ФЦП «Экология и природные ресурсы России»; государственный экологический контроль на шельфе, внутренних морях;

- государственный экологический контроль военных объектов;

- выборочный контроль объектов всех уровней;

- государственная экологическая экспертиза.

В качестве основных подразделений формирующейся государственной службы охраны окружающей среды (МНР) организованы Департаменты природных ресурсов (региональный уровень) и комитет природных ресурсов (уровень субъекта РФ).

В настоящее время в субъектах РФ и на уровне муниципалитете создаются экологические подразделения, осуществляющие управление и контроль за состоянием окружающей среды в соответствии с компетенцией, установленной действующим законодательством.

Функции государственного регулирования экологопользования охраны окружающей среды и охраны отдельных видов природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов осуществляют специально уполномоченные государственные органы.

К федеральным органам, наделенным экологическими функциями, в настоящее время относятся:

- Министерство природных ресурсов (МПР) РФ;

- Министерство сельского хозяйства РФ;

- Госкомитет РФ по рыболовству;

- Госкомитет по стандартизации и метрологии;

- Федеральная служба земельного кадастра России;

- Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- Федеральный горный и промышленный надзор России;

- Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности;

- Министерство здравоохранения РФ, в состав которого входит Санитарно-эпидемиологическая служба РФ, которая утверждает санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы.

Положение об этой службе утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 680. Эта служба организует и проводит санитарно-гигиеническую экспертизу и осуществляет надзор за соблюдением санитарного законодательства.

Наряду с федеральными органами экологоконтрольными функциями наделены и экологоправоохранительные органы.

Экологоправоохранительные органыэто специальные субъекты государственного регулирования в области охраны правопорядка, образованные и функционирующие на основании федеральных законов и действующие в целях обеспечения выполнения, в том числе природоохранного законодательства.

Экологоправоохранительная деятельностьэто осуществление специальными органами функций природоохранного назначения, определенных для них государством.

К этим органам относятся:

- подразделения Министерства внутренних делРФ;

- органы прокуратуры РФ;

- суды обшей юрисдикции и арбитражные суды.

Функции государственного регулирования использования и охраны сдельных видов природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов осуществляют специально уполномоченные государственные органы РФ в области регулирования использования и охраны окружающей среды. К ним относятся: Федеральная служба земельного кадастра России и Министерство имущественных отношений РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Федеральная служба по геодезии и картографии России, Комитет РФ по рыболовству, Министерство сельского хозяйства РФ и др.

Министерства и ведомства, осуществляющие государственное управление развитием хозяйственной и иной деятельности, обязаны вносить изменения и дополнения в отраслевое законодательство РФ в соответствии с федеральным экологическим законодательством.

Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы, специально уполномоченные государственные органы РФ в области регулирования, использования и охраны отдельных видов природных ресурсов наряду с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления несут ответственность за благоприятное качество окружающей среды на территории РФ.

Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы в субъектах РФ осуществляют во взаимодействии со специально уполномоченными органами РФ регулирование экологопользования и охраны окружающей среды; координируют деятельность специально уполномоченных органов РФ в области регулирования, использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, а также других министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций в области охраны окружающей среды; осуществляют государственный экологический контроль.

В ведении специально уполномоченных государственных органе РФ находится регулирование использования отдельных видов природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, а также государственный контроль за использованием и охраной указанных объектов.

К ведению органов местного самоуправления в сфере экологопользования и охраны окружающей среды относятся владение, пользование и распоряжение природными ресурсами и природными объектами, находящимися в муниципальной собственности; выдача разрешений экологопользователям на ведение хозяйственной и иной деятельности в соответствии с порядком, установленным законодательством; принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований.

Экологическим законодательством определены объекты охраны окружающей среды в целом, как это предусмотрено новой Конституцией РФ, а не только природной среды, являющейся объектом охраны по Закону «Об охране окружающей среды». Теперь речь идет о всей совокупности материальных (в том числе и природных) и культурно-исторических объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья. При таком подходе субъектами правоотношений должны выступать инициаторы хозяйственной и иной деятельности, органы власти и контроля (надзора), граждане, право которых на благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией РФ.

Структурная перестройка центральных природоохранительных органов РФ и его органов на местах проводится почти ежегодно. Однако деятельность этих органов и сейчас не соответствует требованиям времени.

Поэтому актуальнейшей проблемой является создание полноценных центральных, областных и местных природоохранительных органов, наделенных соответствующей компетенцией.

На федеральные органы охраны окружающей среды и регулирования использования природных ресурсов возложены следующие задачи.

1. На МПР РФ через Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности возложено комплексное управление и регулирование в области охраны окружающей среды в РФ; проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;

оценка и прогнозирование антропогенного воздействия на окружающую среду, а также состояния и использования природных ресурсов;

формирование нормативно-методической базы в области охраны окружающей среды, регулирование экологопользования, обеспечение экологической безопасности, организация единой государственной системы экологического мониторинга; организация и проведение государственной экологической экспертизы; организация и осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также за соблюдением норм экологической безопасности; обеспечение населения экологической информацией; организация природно-заповедного дела, управление природно-заповедным фондом РФ, ведение Красной книги РФ; реализация обязательств РФ, вытекающих из членства РФ в международных организациях и участия в международных договорах по охране окружающей среды и природных ресурсов, осуществление международного сотрудничества в этой области; развитие и эффективное использование материально-технической базы территориальных органов и подведомственных организаций министерства.

2. Министерство природных ресурсов РФ осуществляет в установленном порядке контроль за ведением работ по геологическому изучению недр, рациональным, комплексным, экологически безопасным использованием недр и их охраной, соблюдением порядка и условий пользования недрами; осуществляет во взаимодействии с государственными органами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, включая наблюдение за качеством подземных вод, мониторинг экогенных и эндогенных геологических процессов, контроль за охраной подземных вод от загрязнения и истощения, ведение государственного водного кадастра по разделу «Подземные воды»; определяет совместно с органами государственного горного надзора возможности сброса в недра сточных вод и захоронения в глубоких горизонтах вредных веществ и отходов производства и размещение сети наблюдательных скважин; устанавливает правила и нормы геологического изучения недр, а также совместно с органами государственного горного надзора, министерствами и ведомствами в области использования и охраны недр определяет порядок и условия их применения.

Министерство природных ресурсов РФ' разрабатывает и реализует основные направления федеральной политики в области водного хозяйства, воспроизводства, охраны водных ресурсов и восстановления водных объектов бассейнового регулирования использования водных ресурсов; обеспечивает реализацию положений Федерального договора о совместном осуществлении полномочий в области водопользования федеральными органами государственной власти и органами государственной власти республик в составе РФ и других субъектов РФ;

проводит единую научно-техническую политику в области водного хозяйства, водопользования, воспроизводства, охраны водных ресурсов и восстановления водных объектов, бассейнового регулирования водных ресурсов; обеспечивает разработку и реализацию мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий паводков и других видов вредного воздействия вод; организует эксплуатацию и строительство водохранилищ и других водохозяйственных объектов комплексного назначения; совершенствует экономический и правовой механизм управления водным хозяйством, водопользованием и охраной водных ресурсов; защищает интересы РФ в использовании и охране трансграничных вод; осуществляет международное сотрудничество в области водного хозяйства, использования и охраны водных ресурсов.

3. Министерство природных ресурсов РФ разрабатывает основные направления федеральной политики в области использования, воспроизводства, охраны лесов и развития лесного хозяйства; обеспечивает постоянство лесопользования, сбережения и приумножения лесных богатств, усиления защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных функций леса; защищает федеральные интересы при регулировании лесопользования, восстановлении и охране лесов; совершенствует экологические методы управления в лесном хозяйстве.

4. Федеральная служба земельного кадастра России осуществляет государственную политику в области рационального использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды; организует и проводит работы, связанные с приватизацией земель; осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель, ведение государственного земельного кадастра и проведение мониторинга земель; организует и проводит работы по землеустройству; организует выполнение НИР по проблемам землеустройства, государственного земельного кадастра и мониторинга земель; создает банки данных о федеральных и других землях; разрабатывает меры по экономическому стимулированию рационального использования земель и развитию всех форм хозяйствования на земле.

5. Государственный комитет РФ по рыболовству осуществляет единую политику в области рационального использования запасов рыб, других водных животных и растений, их сохранению и воспроизводству; регулирует использование водных живых ресурсов, отнесенных к объектам федеральной собственности, а также совместно с субъектами Федерации – водных живых ресурсов, не отнесенных к объектам федеральной собственности; готовит предложения по управлению рыбными запасами в открытых районах Мирового океана за пределами экономической зоны РФ с целью заключения международных договоров, соглашений и конвенций; организует изучение состояния запасов рыб, других водных животных и растений, устанавливает объемы допустимых уловов, разрабатывает научно обоснованные режимы промысла и комплексные мероприятия по повышению биопродуктивности рыбохозяйственных водоемов; осуществляет комплексный анализ социально-экономического и научно-технического развития рыбного хозяйства страны; ведет контроль за работой капитанов рыбных портов, безопасностью мореплавания на рыбохозяйственных судах; руководит деятельностью Представительства Роскомрыболовства РФ за рубежом.

6. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет гидрометеорологическое и гелиогеофизическое обеспечение народного хозяйства, органов государственной власти, населения и Вооруженных Сил РФ и мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод, суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, комплексный фоновый мониторинг и космический мониторинг состояния природных объектов;

оценивает климатические изменения агроклиматических и поверхностных водных ресурсов РФ и субъектов РФ; исследует гидрометеорологические и геофизические процессы в атмосфере, на поверхности суши и в Мировом океане, включая Арктику и Антарктику, околоземное космическое пространство, осуществляет активное воздействие на гидрометеорологические и другие геофизические процессы и явления в интересах народного хозяйства; ведет государственный надзор за проведением предприятиями, учреждениями и организациями работ по активному воздействию на гидрометеорологические и другие геофизические процессы и явления; выполняет в установленном порядке международные обязательства РФ по вопросам гидрометеорологии и гелиогеофизики, климата и его изменений, мониторинга загрязнения окружающей среды, состояния верхних слоев атмосферы и ее озонового слоя, изучения Мирового океана, Арктики и Антарктики, активного воздействия на гидрометеорологические процессы.

Особое место среди органов государства, занимающихся охраной окружающей среды, занимает Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям, Положение о котором утверждено Правительством РФ 2 августа 1999 г.

Согласно указанному Положению, МЧС принимает чрезвычайные меры в случае возникновения катастроф, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями и др.

Охрану окружающей среды обязаны обеспечивать также правоохранительные органы (милиция, прокуратура, Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.