Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №3: Перспективные пути реформирования социальной защиты населения

Социальная зашита — политика и целенаправленные действия, а также сред­ства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в це­лом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обу­словленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социаль­ного благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приоб­ретения.

Основные формы социальной защиты:

• законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на
основе базовых стандартов и программ;

• регулирование доходов и расходов населения;

• социальное страхование;

• социальное вспомоществование;

• социальные услуги;

• целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

• поощителыюсти, — властными структурами с целью обществено-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившиеобщественную оценку, либо для поддержания государственных важных дея­ний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку от­дельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях — ин­дивидов;

• заячитеяьности, — социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляю­щего его интересы;

• патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и груп­пам населения.

Политически ангажированная поощрите л ьность, в совокупности с патернализ­мом, привела к масштабной численности и большому актуальному значению в со­циальной защите населения России разнообразных льгот. Эти льготы в действи­тельности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то же время длительно большинство россий­ских граждан было не в полной мере осведомлено О льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах. В условиях гласности и рыночных | отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной различ­ным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В на­стоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным осно­ваниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России во­прос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал цен­тральным в реформировании системы социальной защиты населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государственных обяза­тельств но выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых экономическим и социальным позитивным результатам. В России льготы, начиная: 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как >ы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, 'язвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами: доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности; реформирования пенсионной системы; ' упорядочения медицинского и пенсионного страхования;

соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых га­рантированных социальных обязательств;

создания рынка социальных товаров и услуг, зашиты населения от недобросо­вестных производителей социальных товаров и услуг;

воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в со­циальной сфере.

Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту про­блему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государствен­ных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.

Роль и место социальной работы и социальных служб в социальной защите населения

Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуаци­ях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.

В мировой практике история формирования социальной работы и социальных служб начинается с 1750 года до н.э., когда в Вавилоне создавались коды справед­ливости — гражданские акты, призывавшие людей к любви к ближнему, заботе о бедных. В библейские времена социальная работа выражается как благотворитель­ность, религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающим­ся. Благотворительность, как социальный феномен, характеризуется проявлением целенаправленного внимания к людям, не способным в силу субъективных или объективных причин осуществлять собственное жизнеобеспечение, хотя бы на минимальном уровне, своими силами.

В своем историческом развитии благотворительность приобрела различные формы: милостыня, общественное призрение, попечительство. Милостыня — это подаяние в виде денег или иных материальных средств нуждающимся гражданам. Она подается тому, кто протягивает руку. Милостыня определяется личными свойствами, подающего ее индивида, его субъективным ощущением, вызываемым встречей с просящим подаяние. Оказание ему посильной помощи и является целью милостыни. Однако щедрые подаяния могут спровоцировать, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, развитие профессионального нищенства. Об­щественное призрение — одна из наиболее цивилизованных, по сравнению с ми­лостыней, форм благотворительности, которая осуществляется государством, цер­ковью, обществом или частными лицами и выражается в предоставлении нуждающимся приюта и пропитания. От своей первичной формы — подаяния ми­лостыни нищему — общественное призрение отличается организацией, мотивами и целями, в соответствии с которыми для получающих помощь создаются различ­ные заведения в зависимости от категории нуждающихся в призрении: интернаты, больницы и т.п. Структурами, оказывающими такую помощь, могут быть как го­сударственные и ведомственные учреждения, так и общественные организации. Общественное призрение распространяется на тех, кто действительно нуждается в помощи и не делает из своей нужды промысла, т.е. не стимулирует свое бедствен­ное положение с целью злоупотребления человеческим состраданием во имя не­обоснованной помощи как основного источника своего существования. Мотивами данной формы благотворительности являются гражданская солидарность и забота о благе нуждающихся людей. Попечительство, как форма благотворительности, изначально ставило перед собой цель открывать людей действительно нуждающихся в помощи, особенно тех, кто стыдился просить подаяние, и оказывать им помощь, сообразно обстоятельствами по мере возможности. Попечительство ори­ентировано на защиту личных и имущественных прав и интересов лиц из числа не­совершеннолетних детей и не дееспособных совершеннолетних граждан. Эта фор­ма благотворительности нашла применение путем создания попечительских советов из числа наиболее уважаемых граждан для оказания содействия социаль­ным учреждениям. Постепенно, именно на основе благотворительности как систе­мы общечеловеческих ценностей, и была создана организованная государственная система социальной защиты населения.

В конце XIX в. социальные реформаторы и лидеры благотворительных органи­заций в Европе и США приходят к выводу о необходимости специальной подго­товки лиц, которые будут заниматься оказанием помощи бедным и иным нуж­дающимся. В 90-е г. XIX в. в Великобритании была организована специальная лекционная и практическая работа, связанная с деятельностью общества благотво­рительности в Лондоне. Первой школой, ориентированной на подготовку социаль­ных работников, стал Институт подготовки социальных работников, основанный в 1899 г. в Амстердаме. С это1*о времени во всех цивилизованных странах начинают активно развиваться социальные службы, совершенствуются виды и формы соци­альной работы.

В России оформление социальной работы, как самодостаточного профессио­нального института стало происходить в конце 1980-х г., когда специалисты сред­него звена, — социальные работники, начали обслуживание пожилых людей и ин­валидов на дому. В 1991 г. в квалификационный справочник вносится новая профессия — специалист по социальной работе и с этого времени начинается ста­новление системы социального обслуживания.

В 1994-96 гг. в Министерстве социальной защиты населения России разрабаты­вается и принимается концепция развития этой новой отрасли, отрабатываются типовые положения различных видов социальных служб.

С 1995 по 1999 гг. принимаются Федеральные законы «Об основах социально-то обслуживания населения)!,«О социальном обслуживании пожилых людей и ин­валидов», «О социальной помощи».В развитие этих законодательных актов при­нимаются нормативные и методические документы по нормативам и стандартам социального обслуживания населения. Учитывая конституционное положение о разграничении социальных полномочий, формируется законодательная основа этого направления деятельности в регионах России. В стране повсеместно созда­ются различные типы социальных учреждений, разрабатываются и реализуются федеральные и региональные социальные программы, финансируемые из бюдже­тов различных уровней. Активизируется формирование негосударственных орга­низаций социальной направленности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №2. Стратегия и приоритеты развития здравоохранения | Вопрос №4: Современная культурная политика в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.