Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные формы научного исследования

Основная задача логики системного анализа - откры­тие путей движения к достижению новых системных ре­зультатов. Для этого она оперирует следующими категориями: проблема, научная проблема, гипотеза, теория, научная теория.

Проблема. Важнейшей категорией логики является проблема. Чтобы занятия имели научный характер, пишут канадские эксперты в области образования Л.Эллиот и У.Уилкокс, они должны начинаться с постановки проблемы и заканчиваться выводами. Между нача­лом и концом занятия надо уметь выдвигать гипотезы, проверять их наблюдением и экспериментом.

В самом общем случае под проблемой понимается не­соответствие между необходимым (желаемым) и факти­ческим положением дел.

В науке выбор конкретной проблемы для исследования - начало всех начал. Использование системного анализа может помочь лик­видировать узкое место, поскольку одним из его назначений является правильная и четкая постановка про­блемы.

Проблемы различают по степени их структуризации, т.е.:

· по ясности, осознанности их постановки;

· степени детализации и конкретизации представлений об их составляющих и взаимосвязях;

· соотношению количественных и качественных факторов, отмечаемых в постановке проблемы.

В соответствии с этим выделяют три класса проблем:

1. Хорошо структурированные, или количественно сформулированные.

2. Слабо структурированные, или смешанные, содержащие количественные и качественные оценки.

3. Неструктурированные, или качественные проблемы.

Для решения проблем первого класса в науке существует хорошо развитый математический аппарат исследования операций.

Для решения проблем второго класса нужны системные методы. В частности, системный анализ, который применяется для того, чтобы сначала хотя бы слабо структурированную проблему превратить в хорошо структурированную, к решению которой можно приложить аппарат исследования операций и теорию оптимизации.

Для решения проблем третьего класса применяются эвристические методы (например, в Древней Греции - это система обучения путем наводящих вопросов).

Для корректной постановки проблемы необходимо понимание проблемной ситуации, которое трактуется как усвоение смысла и способности ее воспроизведения. Здесь требуется адаптация общего знания к конкретному объекту. Перегруппировка и адаптация информации, как правило, осуществляется в виде переформулировки описания проблемной ситуации, так как оно оказывается противоречивым.

В результате либо описание проблемной ситуации, во-первых, дополняется новыми вопросами, которые возникают в процессе ее анализа, либо, во-вторых, совокупность вопросов систематизируется посредством выявления новых отношений между ними. Оперируя первым или вторым приемами, можно находить новые элементы и структуры проблемной ситуации.



Если представить себе проблему как иерархически упорядоченную совокупность вопросов, то ядром проблемной ситуации являются противоречия. Противоречие - это показатель того, что знание, зафиксированное в общепринятых положениях неконкретное или одностороннее. Отношение к противоречию - точный критерий культуры ума, точнее - показатель его наличия.

Проблемные ситуации возникают в следующих случаях (факторы проблемной ситуации):

· результаты деятельности не соответствуют желанным целям;

· ранее выработанные, теоретически обоснованные и практически проверенные методы решения не дают должного эффекта или не могут быть использованы;

· в практической деятельности обнаруживаются факты, которые не укладываются в рамки существующих теоретических представлений;

· одна из частных теорий вступает в логическое противоречие с более общей теорией или другими областями жизни в пределах данной отрасли знаний.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Основные формы научного исследования

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 182; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 23.20.147.6
Генерация страницы за: 0.088 сек.