Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы общей компетенции




Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

История правового регулирования отношений по использованию природных ресурсов насчитывает несколько столетий, а природоресурсное право по сути является одним из древнейших отраслей права.

Первоначально регулирование отношений общество-природа определялось по преимуществу только природными факторами, т.к. растения и животные рассматривались в основном как пищевые ресурсы.

Феодальный этап развития человечества также был активно насыщен воздействием и на животный, и на растительный мир.

Дикие животные в частности использовались не только в качестве дичи, но и массово отлавливались для публичных зрелищ. Это вело к уничтожению определенных видов и подвидов.

Одновременно, получает развитие идея охраны природы посредством установления частной собственности на некоторые природные объекты. Это относилось к земельным участкам, лесам и охотничьим угодьям.

Нарушение чужих владельческих прав каралось достаточно жестоко.

В период Русской Правды эквивалентом денег выступали меха и кожа, что опять же привело к массовой убыли численности соответствующих животных.

В целом же охрана природы напрямую зависела от того, нарушались или нет частнособственнические права на определенные природные объекты.

Развитие в России буржуазных отношений привело к росту промышленного производства в общегосударственных масштабах. Возникла необходимость государственной охраны ценных природных ресурсов и для населения они стали заменяться менее ценными и более распространенными.

Например, Указом Петра 1 от 1705г. использование дубовых деревьев для бытовых нужд каралось штрафом в размере 300% от действительной стоимости древесины, т.к. она была нужна для нужд флота.

Екатерина 2 продолжила аналогичную политику. В основном это касалось конкретных ресурсов (лес).

В конце 19 века интенсивное развитие промышленности, транспорта и энергетики привело к росту негативного воздействия на окружающую среду. Причем, это негативное воздействие выражалось в совершенно различных формах. Например, мода на украшения из перьев птиц привела к резкому сокращению их численности. Причем в их число попали даже вороны, галки и воробьи. Изобретение гарпунной пушки привело к резкому сокращению китообразных. По этой же причине белый медведь на мурманском побережье был полностью выбит, а загрязнение вод нефтепродуктами привело к массовой гибели рыб.

Общественное сознание поднялось до понимания охраны природы и это нашло отражение в соответствующем законодательстве. Например, в Уголовном Уложении 1903г., во Врачебном Уставе 1905г., Строительном Уставе 1900г. и др.

 

Советский период ознаменовался формированием государственных органов, осуществляющих экологическое управление. При этом, сначала функции природопользования были переданы местным властям на основании Декрета о Земле, Но затем они снова были централизованы на уровне хозяйственных наркоматов и комиссариатов: Народный Комиссариат Здравоохранения, Народный Комиссариат по продовольствию и т.д.

Необходимо отметить, что единого центрального органа управления создано не было.

Великая Отечественная война нанесла природным объектам ощутимый объективный ущерб и обострила противоречия в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Например, военные расходы покрывались за счет увеличения потребления природных ресурсов, в том числе практически полностью был отстрелен крупный копытный зверь и медведь для пищевых нужд.

Властями были приняты отдельные меры в отношении отдельных природных ресурсов. И соответственно, были приняты специальные н/а. Например, Постановление Совета министров СССР 1954г. «Об улучшении охраны рыбных запасов и регулировании рыболовства в водоемах СССР»; Постановление Совета министров СССР 1960г. «О мерах по упрочению использования и усилению охраны водных ресурсов СССР».

В период с 1957г. по 1975г. в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Литве, Молдавии и Украине были созданы республиканские государственные комитеты по охране природы.

1981г. – создана комиссия Президиума Верховного Совета СССР по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

1988г. – создан государственный Комитет СССР по охране природы.

В результате его создания предполагалось сократить количество контролирующих природу органов. Но главное, предполагалось разделить функции руководства в сфере использования природных ресурсов и функции контроля за их охраной. Уже в 1991г. данный Комитет был упразднен, а вместо него образовано Министерство природопользования и охраны окружающей среды, кроме которого в систему специально уполномоченных органов входило еще 10 министерств и ведомств, поэтому задачи, поставленные в 1988г., выполнены не были.

Министерство природопользования и охраны ОС было реорганизовано в Министерство экологии и природных ресурсов РФ, которое в свою очередь было преобразовано в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов (1992г.).

Были образованы министерства природных ресурсов? отдельно и отдельно Государственный комитет по охране окружающей среды (1996г.) и наконец отразило суть проводимой политики.

2000г. Комитет был упразднен, его функции переданы Министерству, которое в настоящее время именуется Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

 

Управление – это руководство чем-либо или кем-либо.

Экологическое управление (ЭУ) представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований экологического законодательства.

Применительно к предмету отрасли экологического права речь идет о распоряжении природными ресурсами, о рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов о восстановлении и сохранении благоприятного состояния окружающей среды, а также речь идет о защите и соблюдении экологических прав и законных интересов ФЛ и ЮЛ.

Важнейшим элементом экологического управления являются функции, представляющие собой деятельность по обеспечению природопользования и охраны окружающей среды.

Так, профессор М.М. Бринчук к функциям управления в этой сфере относит:

1. создание системы органов управления

2. подзаконное нормотворчество

3. координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды

4. управление природопользованием

5. экологическое планирование

6. экологическая экспертиза

7. экологическое лицензирование

8. экологический аудит

9. экологический мониторинг

10. экологический контроль и надзор

 

Профессор Н.Н. Виденин к основным функциям относит:

1. нормотворческая деятельность по природопользованию и охране окружающей среды

2. организационная деятельность, к которой он причисляет

a. планирование

b. финансирование

c. лицензирование

d. мониторинг окружающей среды

e. экологическая экспертиза

f. контроль и надзор за соблюдением экологического законодательства

 

В зависимости от статуса субъектов, осуществляющих экологическое управление выделяют виды:

v Государственное (ведомственное) ЭУ – представляет собой наиболее значимый, существенный вид ЭУ, т.к. государственные органы в отличие от остальных обладают специфическими правовыми и административными средствами для обеспечения реализации требований экологического законодательства. Именно на эти органы возложена экологическая функция государства в целом. Данное управление осуществляется соответствующими министерствами, агентствами и службами в рамках их компетенции. Поэтому ведомственное управление является разновидностью именно государственного управления.

v Муниципальное ЭУ – деятельность ОМС, направленная на сохранение и восстановление окружающей среды, на рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, а также на предотвращение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

К деятельности муниципальных органов в данной сфере можно отнести:

ü организацию мероприятий по охране окружающей среды местного значения, в том числе субботники,

ü организацию утилизации и переработки промышленных отходов, бытовых отходов

ü организацию мероприятий по озеленений муниципальных территорий и т.д.

 

ü Производственное ЭУ – его сущность определяется задачами конкретного предприятия по выполнению адресованных ему экологических требований. Эти задачи могут быть связаны с обеспечением рационального использования недр, с использованием лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, с обращением с производственными отходами и т.д.

Управление этого уровня осуществляется либо функциональными службами, куда относятся инженеры, технологи, механики и др.; либо руководителями производственных подразделений, либо специально создаваемыми отделами по охране окружающей среды. Зависит от вида деятельности и масштаба конкретного предприятия.

Регулируется производственное экологическое управление по преимуществу локальными н/а.

 

o Общественное ЭУ – осуществляется общественными объединениями и гражданами.

Масштабы и эффективность такого управления, с одной стороны, свидетельствует об уровне правосознания граждан, а с другой – о степени демократизации в обществе.

 

Наиболее значимыми функциями общественного управления являются:

1. участие общественных объединений и граждан в подготовке экологически значимых хозяйственных решений, в рамках оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности (ОВОС)

2. организация и проведение референдумов по экологически значимым вопросам

3. организация и проведение общественной экологической экспертизы

 

Регулируется общественное управление как ФЗ, так и региональным, а также уставами общественных объединений.

 

Органы государственного управления.

 

Органы государственного экологического управления по объему и характеру присущих им полномочий подразделяются на органы общей и специальной компетенции.

a. Президент РФ – определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе, политики экологической.

i. В целях ее реализации президент РФ по представлению Правительства РФ определяют структуру органов исполнительной власти РФ, куда входят и органы в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

ii. Кроме того, Президент определяет компетенцию и назначает руководителей некоторых из этих органов самостоятельно, например, это касается Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ).

iii. Президент РФ определяет государственную стратегию РФ в области охраны окружающей среды, выступает субъектом законодательной инициативы по экологически значимым вопросам, вправе издавать указы соответствующего профиля, а также ведет переговоры и подписывает международные договоры по глобальным проблемам международно-правовой охраны окружающей среды (проблемы мирового океана, Антарктики, ближнего космоса и ряд других).

b. Правительство РФ – обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии, а также правительство осуществляет меры по обеспечении реализации экологических прав граждан.

i. В этих целях правительство занимается разработкой государственных экологических программ

ii. координирует деятельность федеральных министерств, агентств и служб в области охраны окружающей среды

iii. Организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, а также деятельность по развитию минерально-сырьевой базы РФ

Большинство из перечисленных вопросов регулируются на уровне Постановлений Правительства.

c. органы исполнительной власти субъектов РФ - Аналогичные полномочия присущи и им, но в пределах их юрисдикции. Они осуществляют деятельность в этой сфере с учетом социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей своих регионов. К их полномочиям относятся:

i. принятия нпа регионального уровня в области охраны окружающей среды и природопользования (закон Саратовской области «Об охране окружающей среды»)

ii. реализацию региональных программ в области охраны окружающей среды

iii. развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры на региональном уровне.

iv. Образование особо охраняемых природных территорий регионального значения

v. Ведение красной книги субъекта РФ

vi. Обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды региона (доклад – ежегодный – о состоянии окружающей среды и природопользования в Саратовской области) и другие полномочия

 

Разграничение полномочий федеральных и региональных государственных органов, как правило, осуществляется по 2 направлениям:

1. посредством детального перечисления в н/а или договорах полномочий федеральных органов и органов власти субъектов РФ (ст. 81, 82, 83 Лесного Кодекса РФ).

2. посредством разграничения полномочий по территориальному принципу (ст.28 Водного Кодекса РФ перечисляет 20 бассейновых округов в качестве основных единиц управления в области использования и охраны водных объектов).

 

К органам специальной компетенции относятся органы государственной власти, специально уполномоченные Президентом РФ или Правительством РФ выполнять определенные экологические функции.

Общая структура органов исполнительной власти РФ в настоящее время определена Указом Президента РФ от 12.05.2008г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».

Основные министерства:

1. Министерство природных ресурсов и экологии РФ». В его структуру входят:

a. ФС по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

b. ФС по надзору в сфере природопользования

c. Федеральное агентство водных ресурсов

d. Федеральное агентство по недропользованию

2. Федеральное агентство лесного хозяйства

3. ФА по рыболовству

4. ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору

Эти три органа непосредственно подчиняются правительству РФ.

 

Министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий – когда речь идет о природных катастрофах.

 

Министерство здравоохранения и социального развития

• ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – выполняет функции по санипеднадзору, и др.

• Федеральное медико-биологическое агентство – функции связанные с обеспечением деятельности работников на вредных производствах и ряд других

 

Министерство внутренних дел РФ

 

ФСБ – в ее составе пограничные органы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.