Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 7 Правовой режим использования и охраны лесов

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Основным нормативным актом является Водный кодекс РФ от 03.06.2006. в соответствии с ним регулирование водных отношений осуществляется исходя из представлений о водном объекте, как о важнейшей составляющей окружающей среды; как о среде обитания объектов животного и растительного мира; как о природном ресурсе, используемом человеком для удовлетворения своих различных потребностей и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.

Водные отношения регулируются водным законодательством. Гражданское законодательство применяется в той мере, в какой оборот водных объектов не урегулирован водным кодексом.

Водный объект – это природный или искусственный водоем, водоотток или иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные черты и признаки водного режима.

Водный режим - это изменение во времени уровней расхода и объема воды в водном объекте.

В зависимости от особенностей такого режима, а также от физико-географических, морфометрических и других особенностей водные объекты подразделяются на 2 группы:

1. Поверхностные водные объекты:

А. моря или их отдельные части - заливы, проливы, бухты, лиманы и т.д.

Б. водотоки - реки, ручье, каналы

В. Водоемы – озера, пруды, обводненные карьеры и водохранилища.

Г. Болота

Д. природные выходы подземных вод – родники, гейзеры

Е. ледники и снежники

 

Ледники – это движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности.

Снежники – неподвижные естественные скопления льда и снега, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части.

2. Подземные водные объекты (их границы определяются в соответствии с законодательством о недрах)

А. бассейны подземных вод

Б. водоносные горизонт.

Полоса земли вдоль объекта общего пользования (береговая полоса) также предназначена для общего пользования. Ее ширина по общему правилу - 20 метров. Для рек и ручьев протяженностью менее 10 км, ширина береговой полосы - 5 м.

Каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой без применения механических транспортных средств и вправе пребывать на берегах водных объектов общего пользования, в т.ч. для причаливания плавучих средств и для осуществления любительского и спортивного рыболовства.

Участниками водных отношений могут быть и сама РФ и субъекты РФ и муниципальные образования и ФЛ и ЮЛ.

Все водные объекты на территории РФ за исключением прудов и обводненных карьеров находятся в Федеральной собственности. Пруды и обводненные карьеры могу находиться во всех формах собственности.

Не допускается отчуждение прудов и обводненных карьеров без отчуждения соответствующего земельного участка.

Форма собственности на подземные водные объекты определяется законодательством о недрах(это гос. собственность, преимущественно федеральная). ФЗ и ЮЛ могут пользоваться водными объектами на основаниях и в порядке, предусмотренном либо водным законодательством, либо законодательством о недрах.

Водные объекты используются либо одним либо несколькими водопользователями в одной или нескольких целях водопользования.

Предусматриваются основания принудительного прекращения права пользования водным объектом: Нецелевое использование водного объекта – это использование водного объекта с нарушением законодательства и неиспользование водного объекта в установленные сроки

Основными документами, удостоверяющими право водопользования является договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.

По договору водопользования одна сторона (ОГВ или ОМСУ) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) водный объект или его часть в пользование за плату.

Договор признается заключенным с момента государственной регистрации в государственном водном реестре.

Договор должен содержать:

• сведения о водном объекте или его части,

• цель,

• виды и условия использования,

• срок действия (не более 20 лет),

• размер платы и условия ее вынесения,

• порядок прекращения права пользования природным объектом,

• ответственность сторон за неисполнение договора

• и другие условия.

К договору прилагаются графические материалы и пояснительная записка к ним.

На основании договоров водопользования водные объекты предоставляются для:

1. для изъятия или забора водных ресурсов из поверхностных водных объектов.

2. Для использования амбулатории водных объектов в том числе для рекреационных целей.

3. Для использования водных объектов без изъятия водных ресурсов для целей производства электроэнергии.

На основании решений о предоставлении водных объек4тов в пользование, водные объекты предоставляются для:

 Для обеспечения обороны и безопасности страны (Решения Правительства РФ)

 Для сброса сточных или дренажных вод

 Для размещения причалов и судоремонтных сооружений

 Для размещения плавучих платформ и искусственных островов

 Для размещения и эксплуатации гидротехнических сооружений.

 Для разведки и добычи полезных ископаемых.

 Для проведения дноуглубительных, взрывных и буровых работ.

 Для подъема затонувших судов.

 Для сплава древесины в плотах

 Для изъятия водных ресурсов для орошения земель сельхоз назначения.

 Для организованного отдыха детей, ветеранов, инвалидов и граждан пожилого возраста.

Решение должно содержать: сведения о водопользователе, цели, виды и условия водопользования, сведения о водном объекте и срок водопользования.

Не требуется заключение договора водопользования иди принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, если водный объект используется для:

o Судоходства, в т.ч. для плавания маломерных плавательных средств

o Для осуществления разовых взлета или посадки воздушных судов

o Если водные объекты используются для изъятия из подземного водного объекта водных ресурсов, в т.ч. природных лечебных ресурсов.

o Для изъятия водных ресурсов для обеспечения пожарной безопасности для предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

o Для изъятия водных ресурсов в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств.

o Для воспроизводства водных биоресурсов.

o Для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов.

o Для проведения геологического изучения, в т.ч. водолазных работ.

o Для рыболовства и охоты

o Для осуществления традиционного природопользования в местах проживания коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока.…..

o Для санитарного, каратийного или иного контроля

o Для научных учебных целей

o Для промывания или удовлетворения личных и бытовых нужд населения.

Основной единицей управления в сфере использования водных объектов являются бассейновые округа, которые состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов, а также морей.

Установлены 20 бассейновых округов:

1. Балтийский

2. Баренцево-Беломорский

3. Двинско-Печерский

4. Днепровский

5. Донской

6. Кубанский

7. Западно-каспийский

8. Верхне-Волжский

9. Омский

10. Камский

11. Нижневолжский

12. Уральский

13. Верхне-обский

14. Иртышский

15. Нижнее обсекий

16. Ангаро- байкальский

17. Енисейский

18. Ленский

19. Аногдыро- калымский

20. Амурский.

В целях обсечения рационального использования водных объектов создаются бассейновые советы, которые действуют в границах, установленных бассейновых округов.

В рамках данного управления осуществляются следующие функции:

1. государственный мониторинг природных объектов. Состоит из:

1. мониторинг поверхностных водных объектов

2. мониторинг состояния дна и берегов водных объектов.

3. Мониторинг подземных водных объектов.

4. Мониторинг водо-хозяйственных систем.

2. Государственный водный реестр. Данном реестре осуществляется:

1. регистрация договоров водопользования

2. Регистрация решений о предоставлении водных объектов в пользование.

3. Регистрация перехода прав и обязанностей от одного субъекта водопользования к другому.

4. Регистрация прекращения действия договоров водопользования.

3. Гидрографическое и водохозяйственное районирование территории РФ.

Гидрографическими единицами являются речной бассейн и подбассейн реки, впадающий в главную реку речного бассейна.

4. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов.

Данные схемы являются систематизированным итогом гидрографического и водохозяйственного районирования.

5. Резервирование источников питьевого водоснабжения.

В качестве таких источников как правило, выступают подземные водные объекты, защищенные от загрязнения и засорения.

6. Разработка и установление нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах.

7. Государственный надзор за использованием и охраной водных объектов.

Порядок всех вышеперечисленных функций устанавливается правительством РФ.

Исходя из условий предоставления водных объектов пользование, водопользование можно подразделить на: совместное и обособленное.

Совместное водопользование осуществляется двумя и более субъектами в различных целях, предусмотренных водным законодательством.

В отличие от него обособленное водопользование может осуществляться на водных объекта или их частях, находящихся и государственной и в муниципальной и в частной собственности.

Целью установления такого водопользовании является обеспечение государственных или муниципальных нужд, т.ч. нужд обороны и безопасности страны.

В данном случае исключается возможность использования этих водных объектов или их частей и иными лицами, даже для целей рыболовства.

По способу использования водных объектов, водопользование можно подразделить на 3 вида:

1. Водопользование с изъятием водных объектов при условии возврата воды в водные объекты.

2. Водопользование с изъятием водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты. (например, для производства 1 тонны мыла требуется 1 тонна воды, для производства 1 тонны сахар – 9 тонн воды, для 1 тонны фруктовых консервов- 20 тонн воды.)

3. Водопользование без изъятия водных ресурсов из водных объектов.

В законодательстве установлены следующие цели водопользования:

1. Использование водных обетов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения.

2. Использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод. Полностью запрещается сброс таких вод в те водные объекты. Ресурсы которых отнесены к природным лечебным ресурсам и те водные объекты, которые имеют статус охраняемых.

3. Использование водохранилищ (статья 45 Водного кодекса РФ).

4. Использование водных объектов для производства электроэнергии.

5. Использование водных объектов для молесплава и лесосплава. Сплав древесины без удой тяги осуществляется в плотах. Молевой сплав осуществляется россыпью, но только для тех водных объектов, где нет судоходства.

6. Использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых.

7. Использование водных объектов для лечебных, оздоровительных и рекреационных целей.

8. Использование водных объектов для обеспечения пожарной безопасности.

9. Изъятие водных ресурсов для этой цели осуществляется без каких-либо разрешительных документов бесплатно и любом количестве.

10. Использование водных объектов для охоты и рыболовства.

11. Использование водных объектов для поддержания традиционного образа жизни народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Алеуды, камчадалы, коряки, манси, нанайцы, ненцы, чукчи, эвекты, эскимосы и некоторые другие.

Все меры по охране водных объектов можно подразделить на 2 группы:

1. Ограничительные меры:

• Установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

Водоохранные зона- зон территория, которая примыкает к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер и водохранилищ, на которой устанавливается специальный режим водоохранных объектов. Ширина … от протяженности одного объекта. Для рек до 10 км протяженностью – 50 м. от 10 до 50 км- 100 м. более 50 км -200 м. Для водохранилища ширина зоны устанавливается в 50 м, если его акватория менее 0,5 км 2. Ширина водоохраной зоны моря – 50 м.

Ширины водоохраной зоны озера Байкал устанавливается ФЗ от 1 мая 1999 «Об охране озера Байкал». Байкальская природная территория делится на центральную экологическую зону, буферную экологическую зону атмосферного влияния. Максимум протяжности всех 3 зон Составляет 200 км на запад и сероверо-запад. Т.е. термина водоохраной зоны нет здесь.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на которых вводятся дополнительные ограничения к тем, которые устанавливаются для водоохранных зон. В границах прибрежных защитных полос запрещается: распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас с/х животных.

В границах водоохранных зон запрещается: использование сточных вод ля удобрения почв, размещение складов и скотомогильников, размещение мест захоронения токсичных и иных опасных отходов, осуществление авиационных мер борьбы с вредителями и болезненными растениями. А также запрещается движение и стоянка транспортных средств, за исключением спецсредств и тех мест, которые имеют твердое покрытие.

• Придание статуса особо охраняемых водных объектов тем объектам, которые имеют особое природоохранное научное культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

• Установление зон и округов санитарной охраны для тех водных объектов, ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами.

• Установление охранных зон гидроэнергетических объектов.

2. Запретительные меры:

• Запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в т.ч. выведенных из эксплуатации судов и иных плавательных средств.

• Запрещается захоронение водных объектов, радиоактивных веществ и ядерных материалов.

• Запрещается сброс сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека вредных веществ превышает нормативное-допустимое воздействие на водные объекты.

• Запрещается на водных объектах проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий, взрывных работ, при которых выделяется радиоактивные и токсичные вещества.

• ….. а также загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами.

• Запрещается несанкционированный сброс сточных вод на ледники и смежные…. а также загрязнение нефтепродуктами и другими веществами.

• Запрещается размещать места захоронения отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и тп. Объекты, которые могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

• Не допускается размещать новые поселения и строить капитальные здания на территориях, подверженных затоплению без проведения специальных защитных мероприятий.

• Не допускается проэктирование систем технического водоснабжения.

Ст. 20 Водного кодекса гласит, что плата за пользование водным объектом устанавливается в договоре водопользования на основе следующих принципов:

1. стимулирование экономного использования водных ресурсов

2. дифференциация ставок платы в зависимости от речного бассейна.

3. Равномерность поступления платы в течение всего календарного года.

В настоящее время с красной строки ставки платы устанавливаются на основании паты следующих постановлений Правительства: 1. Постановление Пр-ва РФ от 14.12.2006 об утверждении правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, от 30.12.2006 о ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в Федеральной собственности.

В соответствии с вышеназванными постановлениями различают 4 вида ставок платы:

Во-первых, это СП за изъятие водных ресурсов, из поверхностных водных объектов или их частей за исключением морей в пределах объёма, установленного договором водопользования.
В данном случае ставки устанавливаются по речным бассейнам, с учётом конкретного субъекта РФ в рублях за 1000 куб./м водных ресурсов.

Во-вторых, это ставки платы за изъятие водных ресурсов из водных объектов или их частей в пределах объёма установленного договором водопользования.
В данном случае ставки платы устанавливаются по водным объектам в пределах территориального моря РФ в рублях за 1000 куб/м водных ресурсов.

В-третьих, это ставки платы за использование водных объектов или их частей без изъятия водных ресурсов для цели и производства электроэнергии.
В данном случае ставки устанавливаются по речным бассейнам в рублях за 1000 киловатт в час произведённой электроэнергии.
В-четвёртых, это ставки платы за использование акватории или их частей.
В данном случае ставки устанавливаются конкретно по каждому водному объекту в 1000 руб. за 1 кв. км. используемой акватории вод.

Лица, виновные в нарушении водного законодательства несут УО и АО, что не освобождает их от обязанности устранить их допущенные нарушения и возместить причинённый вред.
УО предусмотрена следующими ст. УК – 250, 252 (загрязнение вод, загрязнение морской среды).
АО предусмотрена следующими ст. КоАП 7.2 (уничтожение специальных знаков), 7.6 (самовольное занятие водного объекта или пользования им с нарушение установленных условий), 7.7 (повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения установки или устройства), 7.8 (самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта, либо зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового источника водоснабжения), 7.10 (самовольная переуступка права пользования землёй, недрами, лесными участками или водным объектом), 8.13 (нарушение правил охраны водных объектов), 8.14 (нарушение правил водопользования), 8.15 (нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений или устройств).
Вред причинённый водным объектам исчисляется в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.04.2009 г «Об утверждении методики исчисления размера вреда. Причинённого водным объектам в случае нарушения водного законодательства».
Данная методика применяется в случаях причинения размеров вреда, причинённого водному объекту загрязнением или засорением водных объектов, нарушением эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, повлекших за собой аварийный сброс в водные объекты загрязняющих веществ, а так же в следствии аварии на предприятиях, на транспорте и на других объектах, включая аварийные разливы нефти.

 

 

1. Объекты и субъекты лесных отношений

2. Право собственности и иные права на лесные участки

3. Виды использования лесов

4. Документы на лесопользование. Лесные аукционы

5. Управление в сфере лесных отношений

6. Правовые меры охраны лесов

7. Плата за использование лесов

8. Ответственность за нарушение лесного законодательства

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема №6. Правовой режим использования и охраны природных объектов | Резервные
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.