Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 9

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Правовой режим охраны атмосферного воздуха.

1. Атмосферный воздух как объект правового регулирования.

2. Государственное управлении охраны атмосферного воздуха.

3. Правовые меры охраны атмосферного воздуха.

4. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха.

Атмосферный воздух является жизненноважным компонентом окружающей природной среды и неотъемлемой частью среды обитания человека, животных и растений.

Он представляет собой естественную семь газов атмосферы, находящуюся за пределами производственных и иных помещений. Именно в этом смысле атмосферный воздух является объектом правового регулирования экологического законодательства.

Воздух в жилых, производственных и иных помещениях, установках, компрессорах, баллонах и т.п., изъятые из окружающей среды или обделенной из нее являются объектом регулирования гражданского, трудового, санитарного и иного законодательства.

Основными компонентами АВ являются азот, кислород и углекислый газ. Эти компоненты должны находиться с друг другом, не должны превышать допустимого уровня, чтобы обеспечивалось нормальное функционирование всех форм жизни на земле.

АФ служит незаменимым источником кислорода. Воздух является проводником энергии солнца. Он же служит барьером, защищающим землю от губительных космических излучений.

Воздух образует основу погодных и климатических условий на земле.

В экономической деятельности атмосфера эксплуатируется как транспортная коммуникация.

Атмосфера служит средой для удаления газообразных и пылевидных отходов человеческой деятельности.

Озоновый слой – часть атмосферного воздуха, расположенного на высоте от 20 до 50 км.

Отдельному правовому регулированию подлежат:

1. Производство и применение озоноразрушающих веществ.

2. Изменение целостности озонового слоя.

В силу своих физических свойств Атмосферный воздух не может быть объектом права собственности.

Государство не являясь собственником атмосферного воздуха, находящегося в конкретный момент над территорией государства, имеет на него суверенные права (п. Н ст 21 КРФ).

Нормативная база в данной сфере весьма обширна (НЕ ВКЛ воздушный кодекс РФ).

В нее входят многочисленные международно-правовые акты:

• - Венская Конвенция об охране озонового слоя 1985.

• Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния – Женева 1979

• Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992

• Хеотский протокол этой конвенции

• Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г

• И др.

Среди национального законодательства основная роль принадлежит ФЗ от.4 мая 1999 Об охране атмосферного воздуха.

Гос управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляет Правительство РФ непосредственно либо через специально уполномоченный орган по охране атмосферного воздуха как федерального, так и регионального уровней.

Правительство РФ:

• Обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности

• Принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду

• Принимает меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения

• Организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ.

• Координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий и ликвидации их последствий

• Руководить работой федеральных министерств, агентств и служб.

Специальным полномочным является федеральная служба по надзору в сфере природопользования подчиняется структуре министерства природных ресурсов 0 РОСПРИРОДНАДЗОР.

Росприроднадзор:

 Организует и осуществляет гос эколог надзор в области атмосферного воздуха

 Организует подготовку гос докладов о состоянии окружающей среды и использовании ресурсов в РФ

 Обеспечивает проведение работ по стандартизации, сертификации и метрологическому контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

 Осуществляет в пределах своей компетенции международное сотрудничество в данной сфере

 Обеспечивает совместно с ОГВ разработку экологических требований для их учета в нормативно-технических документах

 Разрабатывает и по согласовании с соотв-ми федеральными органами утверждает инструктивно-методическую документацию по взимаю платы за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и определению размера вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха

 Осуществляет квотирование и контроль за производством и потреблением озоноразрушающих веществ

 Осуществляет руководство и общее методическое обеспечение работ по нормированию выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и по определении методов размещения отходов и допустимых уровней воздействия на окружающую среду.

 Устанавливает порядок государственного учета объектов, загрязняющих окружающую среду и оказывающих на нее негативное воздействие

 Оргнанизует проведение оценки воздействия намечаемой хоз-ной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОЗ).

 Иные функции

Росприроднадзор взаимодействует с федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по вопросам соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, требований охраны атмосферного воздуха от загрязнения о строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированный предприятий, сооружений и иных объектов, влияющих на качество атмосферного воздуха. А также взаимодействует со службой производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

Росприроднадзор взаимодействует Росгидрометром (– ФС по гидрометеорлогии и…) по вопроса использования данных о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха и прогнозов из изменения его качества при установлении предельно допустимых и временносогласованных выбросов и вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по вопросам проведения наблюдений за загрязнение атмосферного воздуха, по вопросам информирования иных гос органов об аварийных выбросах вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, по вопросам регулирования выбросов в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Росприроднадор взаимодействуем по вопросам охраны АВ и с другими федеральными органами.

ФЗ об охране АВ выделяет следующие функции управления в данной сфере:

1. Мониторинг АВ (ст 23 ФЗ)

2. Гос надзор в области охраны АВ (ст. 24)

3. Производственный контроль за охраной АВ. Данный вид контроля осуществляется на каждом объекте, который является источником химического, биологического или физического вредного воздействия на атмосферный воздух. Он возлагается на специально созданную экологическую службу либо поручается назначенному ответственному лицу.

4. Общественный контроль за охраной АВ

 

Охрана АВ – система мер, осуществляемых ОГВ РФ,ОГВ субъектов РФ, ОМСУ, ЮЛ и ФЛ, в целях улучшения качества АВ и предотвращение его вредного воздействия на оскуржающую среду и здоровье человека.

Среди мер охраны можно выделить следующие:

1. Нормирование качества АВ. Здесь выделяют:

a. Гигиенический норматив качества АВ. Данный норматив представляет собой критерий. Который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных загрязняющих веществ в АВ, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека.

b. Экологический норматив качества АВ. Это критерий, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных загрязняющих веществ в АВ, при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду.

c. Предельно допустимые уровни физического воздействия на АВ.

2. Нормативы выбросов вредных загрязняющих в атмосферный воздух и нормативы вредных физических воздействий на него. Здесь осуществляется:

a. Технические нормативы выбросов. Их устанавливает специально-уполномоченный орган (росприроднадзор) для отдельных видов стационарных источников выбросов, а также для являющихся источниками выбросов или источниками загрязнения АВ транспортных и иных передвижных средств и установок всех видов.

b. Предельно допустимые выбросы: они устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора для конкретного стационарного источника выбросов или для их совокупности (организации в целом).

c. Нормативы вредного физического воздействия на АВ. Под вредным физическим воздействием понимается мера воздействия на человека и окр природ среду шума, вибрации, инозирующего излучения. Температурного и других физических факторов которые изменяют энергетические, фоновые, радиационные, температурные и другие физические свойства воздуха.

Постановление правительства рФ от 2 марта 2000 о нормативов выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

3. гос регистрация вредных загрязняющих веществ и потенциально опасных веществ. Данная регистрация осуществляется на основе токсико гигиенических, эколого токсикологических исследований на основе гигиенической регламентации, а также гигиенических и экологических нормативов, разрабатываемых профильными учреждениями и организациями. Аккредитованными для этих целей МИнздаф и соц развития и мин природных ресурсов и экологии РФ. В России ведется федеральный регистр потенциально опасных веществ, производимых, ввозимых и применяемых на территории РФ. А также создается информационная система и база данных о токсиологических свойствах, биологическом действии и поведении этих средств в окружающей среде, а также данных о мерах безопасности при производстве и применении, а также о методах лечения оказания и 1 необходимой помощи при случаях острых отравлений. Пост Пр-ва от 2 марта 2000 г о порядке установления и пересмотра экологических и гигиениеских нормативов качества АВ, предельно допустимого уровня физ возд на АВ и гос регистрации загрязнящих в-в и предельно опасных веществ.

4. Разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в АВ и разрешение на вредное физическое воздействие на АВ. Выброс вредных загрязняющих веществ стационарным источникам допускается только на основании разрешения выдаваемого территориального органа рос природ надзора, в пор рядке, определяемом Правительством РФ. Вр5дно физическое воздействие на атмосферный воздух также допускается только на основании разрешения. За выдачу и тех и разрешений взимается соответствующая плата. Внесение данной платы не освобождает субъектов хоз д-ти от выполнения мероприятий по охране окр среды и не освобождает от возмещения ущерба, причиненного окр среде. Пост Прав-ва 12.06.2003 о нормативах платы за выбросы в АВ загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные объекты, размещение отходов производства и потребления. Нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества или отхода, а также по каждому виду вредного воздействия с учетом их степени опасности для окружающей среды и здоровья населения.

5. Коэффициент. Регулирование выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств. Данные транспортные и иные передвижные средства подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам в порядке, определенном Правительством РФ. Посмотреть на основании каких НА в настоящее время проводится такая проверка!

6. Регулирование выбросов вредных веществ при хранении, захоронении обезвреживании и сжигании отходов производства и потребления. Запрещается хранение, захоронении и обезвреживание на территориях организации и населенных пунктов. В том числе сюда относятся дурно пахнущие вещества. Запрещается сжигание таких отходов без специальных установок. Территория городов и других населенных пунктов подлежат постоянной отчистке от отходов в соответствии с экологическими санитарными и иными требованиями. Данную деятельность осуществляют ОМС. Они вправе определять порядок сбора отходов и их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и тому подобное).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема №8 | Ответственность за нарушение законодательства о животном мире
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.