Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сфера правового регулирования




Вполне очевидно, что право, выполняя свои функции, не охватывает всей совокупности общественных отношений. Это показывают сама практика реальной жизни и весь опыт исторического развития общества. Например, отношения дружбы, товарищества, религиозные отношения, отдельные внутрисемейные отношения остаются за пределами действия права. Какие общественные отношения подлежат регулированию нормами права? Каковы критерии выделения этих отношений? Кто должен устанавливать эти критерии? Это дискуссионные вопросы. По сложившейся юридической практике установление пределов правового регулирования осуществляется государством.

Сфера правового регулирования представляет собой область общественных отношений, на которые государство способно воздействовать, и в регуляции которых есть необходимость. Сфера правового регулирования подразделяется на сферу возможного регулирования и сферу законодательного регулирования.

Сфера возможного регулирования представляет собой область общественных отношений, на которые государство способно воздействовать, но к регуляции которых (с точки зрения государства) пока нет необходимости. Государство при этом не исключает возможности своего вмешательства в эти отношения. Как определить круг общественных отношений, на которые государство способно воздействовать? Государство способно воздействовать только на общественные отношения, имеющие нормативный характер и отличающиеся следующими признаками:

1) типичность – отношения, постоянно повторяющиеся (воспроизводящиеся) при определенных обстоятельствах;

2) массовость – отношения, в которых одновременно участвуют большие группы людей;

3) контролируемость – отношения, поддающиеся контролю со стороны государства;

4) формализованность – отношения, поддающиеся формализации, иначе говоря, такие, которые могут быть закреплены (зафиксированы) на письме в виде конкретных стандартных форм (формул, схем, статей и т.п.).

За пределами сферы возможного регулирования остаются общественные отношения, в которые государство при всем своем желании не может вмешаться (т.е. не способно регулировать).

Сфера законодательного регулирования представляет собой круг общественных отношений, которые государство может регулировать и которые в силу своей особой общественной значимости должны регулироваться или уже регулируются нормами права.

Таким образом, в сферу возможного регулирования входят общественные отношения, которые могут регулироваться, но не должны регулироваться и не регулируются, а в сферу законодательного регулирования входят общественные отношения, которые условно можно разделить на три группы:

1) могут регулироваться, должны регулироваться и уже регулируются;

2) могут регулироваться, должны регулироваться, но еще не регулируются;

3) могут регулироваться, но не должны регулироваться и тем не менее регулируются.

В идеале в сфере законодательного регулирования должна иметь место только первая из перечисленных групп, так как вторая группа общественных отношений свидетельствует о наличии «пробелов» в законодательстве, а третья группа общественных отношений указывает на неправовой (недемократический) характер государства.

С точки зрения государственного и общественного интереса, обязательному регулированию подлежат:

1) отношения в сфере государственного устройства и управления;

2) имущественные отношения граждан, предприятий и организаций, так как эти отношения составляют основу экономики;

3) отношения по охране правопорядка, поскольку регуляция этих отношений важна с точки зрения обеспечения общественной безопасности и устранения угрозы развала государства.

Невозможно дать исчерпывающий перечень общественных отношений, подлежащих в обязательном порядке регуляции со стороны государства, так как общество в ходе своего развития порождает новые социальные связи. Право включать в этот перечень или исключать из него те или иные отношения принадлежит законодательным органам государства. Поэтому граница между сферой законодательного регулирования и сферой возможного регулирования достаточно гибкая и открытая. Столь же гибкая грань между сферой правового регулирования и всеми остальными общественными отношениями. Однако, если сфера законодательного регулирования включает в себя всю сферу возможного регулирования, это свидетельствует о тоталитарной форме государственного режима.

 

 

Лекция 3

Закон и подзаконные акты

 

 

3.1. Закон: понятие, виды.

3.2. Подзаконные акты: понятие, виды.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.