Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, функции и структура рынка




Рынок объединяет в себе несколько понятий:

1. Рынок – это любое место торговли товарами.

2. Рынок представляет собой сферу товарного обмена, где складывается система экономических отношений между продавцами и покупателями.

3. Рынок рассматривается как способ функционирования всей экономики и ассоциируется с рыночной экономикой в целом.

 

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства (ТП) и товарного обращения (ТО), форма общественной связи между людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров.

Рынок – это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенных принципах.

Главными из которых являются свобода экономической деятельности и использование конкурентного равновесия цен спроса и предложения.

Основные черты рынка:

1. Экономическая свобода, которая проявляется по двум направлениям:

• свобода предпринимательства;

• свобода потребительского выбора.

2. Связь и взаимодействие спроса и предложения.

3. Свобода конкурентной борьбы

Конкуренция – это “душа” рынка.

4. Свободное ценообразование.

5. Всеобщность рынка

Развитие наряду с товарными рынками рынка труда, рынка капитала, валюты, ценных бумаг и т.д.

 

Цена – это денежная форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

Функции цены:

1. Ориентирующая

Цены предоставляют информацию для действия покупателей и продавцов.

2. Стимулирующая

Цены способствуют наиболее экономичным способам производства и рациональности спроса.

3. Распределительная

Цены играют ключевую роль в распределении доходов между участниками рыночной экономики.

 

Функции рынка:

1. Информационная

Рынок дает объективную информацию о количестве, качестве поставляемых товаров через изменение цен. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять свое производство с меняющимися условиями рынка.

2. Посредническая

Рынок сводит вместе производителей и потребителей.

3. Регулирующая

Через рынок осуществляется регулирования общественного производства, т.е. решаются проблемы “что?”, “как?”, и “для кого производить?”.

4. Ценообразующая

На рынке на основе баланса интересов производителей и потребителей, соотношения спроса и предложения устанавливаются свободные цены.

 

5. Дифференцирующая

В процессе конкуренции происходит дифференциация товаропроизводителей, развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.

 

 

 

Классификация функциональной структуры рынка:

1. По географическому положению:

• местный (региональный) рынок;

• национальный (внутренний) рынок;

• мировой (внешний) рынок.

2. С точки зрения соответствия действующему законодательству:

• легальный (официальный) рынок;

• нелегальный (теневой) рынок.

3. В зависимости от государственного воздействия на рынок:

• свободный рынок;

• регулируемый рынок.

4. По степени ограниченности конкуренции выделяют следующие модели рынка:

• рынок совершенной конкуренции;

• рынок несовершенной конкуренции.

5. По экономическому назначению объектов рыночных отношений выделяют два относительно обособленных вида рынка:

• рынок продуктов;

• рынок ресурсов.

Эти рынки можно разделить еще на частные рынки.

Например, рынок продуктов – на рынок автомобилей, обуви, мебели и т.д.

Рынок ресурсов – на рынок земли, рабочей силы, капитала и т.д.

6. По субъектам:

рынок покупателей

(предложение превышает спрос, есть конкуренция производителей);

рынок продавцов

(значительное превышение спроса над предложением, конкуренция покупателей).

7. По характеру продаж:

• оптовый рынок;

• розничный рынок.

Организационная структура рынка (или инфраструктура) – это совокупность институтов и организаций, обслуживающих его нормальное функционирование.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.