Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Япония




На рубеже эр население островов Японского архипелага находилось на стадии разложения первобытнообщинных отношений. Существовало 2 крупных союза племен: Кумассо и Эбису. В первые века нашей эры с развитием мореплавания в Японских островах появились переселенцы манчжуро-тунгусского происхождения. Тем не менее, никаких крупных вторжений не происходило. Поэтому источники рабства были крайне ограничены. Из племенных союзов выделяется знать, главой которой был представитель наиболее сильного рода, выполнявший функции вождя, военного представителя, верховного судьи и жреца. Он получает титул Сумэраги. Наряду со свободными общинниками появляются зависимые категории населения, получившие название бэ мин. Они выполняли функции домашней прислуги или ремесленные работы. Из ремесла было развито ткацкое дело, гончарное и кузнечное. Основной с/х продукцией был рис. Основной религией был синтоизм. Он основан на почитании культа предков, сил природы и наделением неживых предметов сознанием. С развитием торговых контактов в Корее и Китае в Японию проникает буддизм. Распространение буддизм оказало большое влияние на политическую жизнь страны. Буддизм проповедовал равенство всех людей. Что нашло широкую поддержку среди бэ. Один из родов, ведущих борьбу за верховную власть, Сога использовал буддизм в качестве идеологии, пообещав бэ свободу и полноправие после прихода к власти. При поддержке бэ мин в конце 6 века к власти приходит род Сога, издавший в начале следующего века два первых письменных свода закона «Закон семнадцати статей» и «Табель 12 рангов». Эти документы юридически оформили возникновение государственности в Японии. Была провозглашена неограниченная власть монарха, опиравшегося на чиновничество, состоявшее из 12 рангов. В 645 году произошел государственный переворот, род Сога был полностью вырезан, к власти пришла новая династия Сумераги. Один из правителей этой династии Котоку провел ряд реформ, получивших название тайка – великая реформа. Глава государства был провозглашен сыном неба. Однако в отличие от китайской традиции японский императорский род имел божественное происхождение и не мог быть свергнут. При императоре был верховный орган госсовет, который возглавлял канцлер, административное деление было трехуровневое. Страна делилась на провинции, провинция делилась на уезды, уезды на деревни. Вся земля в государстве объявлялась гос. собственностью и раздавалась в наделы. Привилегированные наделы достигали 300 га. Каждому рангу соответствовал свой земельный надел и количество крестьянских дворов, переданных в кормление. Земли буддистских монастырей и синтоистских храмов не облагались налогом. Крестьяне назывались рё мин – добрые люди, прикреплялись к своим наделам, платили государству поземельный налог в натуральной форме (в основном рисом и изделиями ремесла – тканями, солью). Помимо поземельного налога 30-36 дней в году крестьяне несли трудовую и/или воинскую повинность. Сумма налога была достаточно высока, что, в конечном итоге, привело к разорению крестьян, вплоть до того, что не оставалось семян на посев. Государство ввело принудительный заем для крестьян зерном под 50% от нового урожая. Это способствовало еще большему разорению крестьян, многие были вынуждены закладывать свои наделы, отдавать в рабство жен и детей. Это вызвало волну крестьянских восстаний и сепаратизм ряда регионов. В 9-11 веках почти все государственные посты оказались в руках рода Фудзивара. Императорская власть была сохранена, но сам император был исключен из управления государством. Род Фудзивара проводил политику, способствовавшую складыванию крупного землевладения. Перераспределение земель, происходившее до этого раз в 6 лет, прекратилось. Земля стала объектом купли-продажи. Все это способствовало окончательному распаду земельной системы и формированию крупного землевладения сёэн. В масштабах страны это обусловило резкий рост сепаратизма и частые войны между отдельными местными правителями. Гражданские войны способствовали становлению нового самурайского сословия. Самураи служили своим князьям, являлись привилегированным сословием и стали активно вмешиваться в политическую жизнь страны. В 1192 году один из военачальников Миномото Еритомо захватил власть в стране, объявив себя сёгуном, т.е. военным предводителем. Фудзивара были лишены власти, сам император был как религиозный глава государства. Резиденция императора город Киото стал духовным центром страны. Все ведомства сосредоточились в ставке сёгуна в городе Камакура. Камакура стал фактически столицей Японии. В нем было сосредоточено управление по делам самураев, верховный суд, высший законодательный орган. Отношения между сёгуном и князьями строились по принципу вассалитета. Непослушание сёгуну жестко пресекалось. Зависимость от центра выражалась в уплате налогов. В остальном вассалы обладали всей полнотой военной и гражданской власти. Ставками князей-наместников являлись города, которые по своему устройству отличались от западноевропейских. Если в Западной Европе город возникал, как центр ремесла и торговли, то в Японии город являлся административным центром, возникавшим вокруг ставки местного правителя, почтовой станции или храмов. Это отразилось и на строении города. Если в центре западноевропейского города была рыночная площадь, то в центре японского города находились административные здания. Японские города никогда не имели самоуправления, всегда находясь под государственной юрисдикцией. Отдельные вольности получали лишь редкие портовые города, осуществлявшие торговли с материком. Одним из таких городов был город Нанива (ныне Осока). В 1199 году Еритомо умирает. Сёгуном становится его малолетний сын Санэмото, регентом при котором стал его тесть Ходзё. Ходзё отстранил Санэмото от власти и сам принял титул сёгуна. Потомки Ходзё правили до 1333 года. Наиболее важным событием в их правлении явилось опасность монгольского завоевания. Хан Хубилай, завоевав Китай и Корею, потребовал от Ходзё признание вассальной зависимости. Однако японцы отказались. Первая попытка монголов доплыть до Японии с помощью корейского флота закончилась неудачно. В 14 веке Япония вступает в период междоусобных войн. Один из военачальников Ходзё Асикага поднимает мятеж, в 1333 году свергает власть Ходзё и спустя 2 года провозглашает себя сёгуном. Власть Асикага не признали правители отдельных территорий, что вылилось в длительную междоусобную борьбу, которая привела к распаду государства. До конца 16 века Япония находилась в состоянии феодальной раздробленности, представляя собой конгломерат мелких автономных княжеств, не подчинявшихся ни сёгуну, ни императору. В середине 16 века в Японии появились европейцы (португальцы), которые принесли с собой огнестрельное оружие и христианство. Опасность европейской экспансии способствовала централизации Японии. Один из крупных правителей Ода Нобунага сумел заключить союз с двумя другими правителями домами Такеда и Токугава. В результате удалось объединить 30 провинций из 66. Ода Нобунага стал проводить реформы, способствовавшие консолидации Японии. После его смерти в 1582 году реформы продолжил его соратник Тойотоми Хидэёси. Для успокоения крупных феодалов из их числа был создан коллегиальный представительный орган. Все внутренние таможни были ликвидированы, началось строительство дорого между провинциями. Была проведена перепись населения и унифицирована налоговая система. Размер налога варьировался от урожайности и плодородия почв, платился рисом, достигал иногда 2/3 части урожая. Крестьянам было запрещено иметь оружие. Была проведена унификация мер и весов. Во внешней политике Тойотоми поставил цель завоевания Кореи и Китая. Но в 1598 году, высадившись в Корее, он умирает. Его наследнику было всего 3 года. Между регентами начинается борьба, и в 1603 году сёгуном становится Токугава Иэясу. Род Токугава был последним сёгунским родом, сохранял власть до середины 19 века.

В 1615 году было завершено политическое объединение Японии. Столицей стал город Эдо (Токио). В случае малолетства наследника регентом становился канцлер, что исключало борьбу между регентами. Страна была закрыта для европейцев. В 1616 году христианство было запрещено. Внешняя торговля осуществлялась только через 2 портовых города Нагасаки и Хирадо. В 1630 году была запрещена европейская литература. Выезд японцев и въезд иностранцев были запрещены. Торговля с внешним миром осуществлялась только китайцами и голландцами и только через Нагасаки. Закрытие страны обусловило отсталость Японии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.