Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы собственности в России




Акционерная собственность является преобладающей формой соб­ственности в российской экономике. Она представляет собой много­субъектную совместную собственность, формирующуюся в процессе объединения капиталов, принадлежащих различным собственникам. Объектом акционерной собственности являются акционерный капи­тал и активы, принадлежащие акционерному обществу (АО) как юри­дическому лицу.

В большей части российских АО преобладает частный капитал. В соответствии с законодательством все АО, в том числе и с участием государственного капитала, являются юридическими лицами и их дея­тельность регулируется частным правом. Принятие решений, кон­троль за собственностью и финансовыми потоками АО всегда находят­ся в руках собственников контрольных пакетов акций, представлен­ных, как правило, ограниченным кругом частных лиц или институциональных инвесторов. В результате владельцы контрольных пакетов акций превращаются в фактических собственников всего ак­ционерного капитала и других активов АО. В то же время миноритар­ные акционеры, несмотря на формальную демократичность акционер­ной формы организации предпринимательства, на деле отчуждаются от прав собственности.

Акционерные общества создавались при отсутствии рынка ценных бумаг и правового оформления их функционирования. Массовое ак­ционирование началось с 1992 г., а Федеральный закон «Об акционер­ных обществах» был принят только в 1995 г., Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» – только в 1996 г. В этой ситуации преимуще­ства акционерной собственности не могли быть реализованы. Но и принятие названных законов не решало проблемы ее реализации, по­скольку с началом выпуска в обращение государственных краткосроч­ных обязательств (ГКО) все воспроизводственные функции фондово­го рынка были подавлены. Рынок ценных бумаг превратился в мощ­ный механизм оттока капитала из реального сектора экономики.

В общей массе акционерных обществ, сформированных в процес­се приватизации, преобладали предприятия с высокой долей трудового коллектива в акционерном капитале. Наряду с ними определенным
количеством акций обладали государство и менеджмент. Данная мо­дель структуры собственности оказалась неэффективной, поскольку права собственности были распыленными, что усиливало монополь­ные позиции менеджеров как субъектов контроля и управления, поль­зующихся всеми правомочиями собственника.

Высокий уровень концентрации собственности в процессе инте­грации корпоративных структур привел к формированию на этой ос­нове небольшого количества крупных олигархических многоотрасле­вых бизнес-групп, объединяющих корпорации самых разных отрас­лей.

Государственная собственность является неотъемлемым элемен­том рыночной экономики, повышающим ее устойчивость и гибкость, дополняющим действие рыночных регуляторов функциями государст­венного регулирования в целях предотвращения монополизации про­изводства и рынка, решения проблем социального характера, защиты окружающей среды и т.д.

В агрегированном виде основные, базовые функции государства можно представить следующим образом:

- формирование системы правовых норм, регулирующих функ­ционирование всех субъектов хозяйственной деятельности, в том чис­ле и государства, в целях обеспечения их принуждения к соблюдению прав собственности и условий контрактов, а также в целях защиты прав потребителей, охраны окружающей среды, обеспечения контроля за деятельностью монополий и т.д.;

- производство общественных благ и услуг, которые либо недели­мы по своей природе (оборона, здравоохранение, образование, соци­альная защита и др.), либо их производство предполагает использова­ние целостных, единых в масштабах страны производственных систем (естественных монополий);

- рациональное использование невоспроизводимых природных ресурсов;

- государственная поддержка научно-технической сферы на направ­лениях, связанных с фундаментальными исследованиями и реализацией крупномасштабных, высокорискованных технологических проектов;

- государственная поддержка малого предпринимательства;

- некоторые другие функции.

Необходимым условием выполнения государством своих функций является наличие в его собственности определенного объема матери­альных и финансовых ресурсов. В состав государственной собственно­сти входят практически все элементы национального богатства: при­родные ресурсы (недра, земля, леса, вода), государственные предпри­нимательские структуры (унитарные предприятия и доли государства в акционерных обществах, бюджетные учреждения и организации, не­движимость). Право государственной собственности распространяет­ся также на средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Фе­дерации, государственных внебюджетных фондов, золотовалютные резервы ЦБ РФ и другие финансовые ресурсы.

При характеристике государственной собственности наибольшее внимание чаще всего уделяется ее сегменту, представленному государ­ственными предприятиями.

Государственные унитарные предприятия являются коммерческими организациями, не наделенными правами собственности на закрепленное за ними имущество. Собственником имущества унитарных предприятий выступает государство.

Унитарные предприятия делятся на две категории: предпри­ятия, которым предоставлено право хозяйственного ведения, и пред­приятия, основанные на оперативном управлении, называемые казен­ными.

Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, не вправе продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отда­вать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал других орга­низаций и распоряжаться иным способом без разрешения собственни­ка, т.е. государства. Остальным имуществом предприятия данной группы имеют право распоряжаться по своему усмотрению. За госу­дарством закреплено право на часть прибыли, получаемой этими пред­приятиями.

Предприятия, основанные на оперативном управлении (казенные предприятия), обладают значительно меньшим объемом полномочий. Самостоятельно они вправе распоряжаться лишь производимой ими продукцией. Остальным имуществом предприятия этой группы могут распоряжаться исключительно с согласия собственника. Порядок рас­пределения их доходов определяется уполномоченными на то органа­ми власти федерального уровня или субъектов Федерации.

Приоритетное значение для развития экономики имеют функции государственного регулирования и те сегменты государственной соб­ственности, которые материально и финансово обеспечивают их реа­лизацию. Это прежде всего финансовые ресурсы, природные ресурсы, стратегические предприятия в сегменте предпринимательских структур, государственные предприятия и учреждения социальной инфраструктуры (здравоохранение, социальная защита, образование и др.).

Муниципальная собственность или собственность самоуправляю­щихся территорий представляет собой экономическую основу местного самоуправления. В Гражданском кодексе РФ она трактуется как «иму­щество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям».

Муниципальная собственность является источником материаль­ного и финансового обеспечения реализации функций муниципаль­ного сообщества, по организации жизнедеятельности населения терри­тории данного сообщества.

В соответствии с Федеральным законом о местном самоуправлении в муниципальную собственность включаются: средства местного бюдже­та; муниципальные внебюджетные фонды; имущество органов местного самоуправления; муниципальные земли и другие природные ресурсы; предприятия и организации; муниципальные банки; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, культуры, спорта и некоторое другое имущество.

Российская муниципальная собственность представлена в основ­ном объектами социальной сферы. Муниципалитетам были переданы районные учреждения образования, здравоохранения, культуры. Кро­ме того, в процессе осуществления приватизации промышленные и сельскохозяйственные предприятия в массовом порядке передавали местным органам власти свои объекты социальной инфраструктуры.

Ключевую роль в структуре муниципальной собственности играют средства местных бюджетов, поскольку от финансового обеспечения местного самоуправления, от возможностей местных бюджетов, от объема бюджетных полномочий местного самоуправления в значи­тельной степени зависит возможность и эффективность выполнения муниципалитетами их функций.

Функционирование муниципальной собственности дестабилизи­руется в результате передачи все большего объема полномочий госу­дарственных органов на местный уровень без соответствующего наде­ления местных органов власти материальными и финансовыми ресур­сами.

Собственность некоммерческих организаций – необходимый эле­мент экономического и социального механизма рыночной системы хозяйствования. Роль собственности некоммерческих организаций в рыночной системе хозяйствования определяется институциональны­ми особенностями этих организаций.

Некоммерческие организации (НКО) – это юридические лица, не ставящие основной целью своей деятельности извлечение прибыли и распределение ее между учредителями и членами. Они создаются для решения социальных, благотворительных, культурных, образователь­ных, научных и управленческих задач, которые фиксируются в законах и учредительных документах (как правило, в уставах).

К некоммерческим организациям относятся общественные и ре­лигиозные организации (объединения), фонды, учреждения, неком­мерческие партнерства, государственные корпорации, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассо­циации и союзы), потребительские кооперативы, садовые, огородни­ческие и дачные некоммерческие товарищества и др. НКО распространены преимущественно в странах с развитой экономикой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.