Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование рынков фактора производства в переходный период




Рыночная система, как известно, состоит из рынка товаров (услуг) и рынка факторов производства. Формирование рынка фак­торов производства в переходной экономике – долгий и трудный процесс, потому что функционирование этого рынка требует осо­бенно сложной законодательной базы и организационной инфра­структуры.

Факторами производства являются труд, капитал, земля и пред­принимательство. Для того чтобы функционирование этих факторов приобрело рыночный характер, необходимо их свободное обраще­ние в экономике, регулируемое спросом, предложением и рыноч­ным вознаграждением каждого фактора.

Рынок капитала. Рынок капитала в форме торговли продук­цией производственно-технического назначения стал складываться в нашей стране еще в конце 80-х годов в процессе либерализации материально-технического снабжения. Однако наиболее существен­ный компонент этого рынка – обращение акционерного капитала, или фондовая торговля, – смог появиться, естественно, только в первой половине 90-х годов параллельно с акционированием, при­ватизацией и началом выпуска корпоративных ценных бумаг. Кор­поративные ценные бумагиэто акции, облигации и другие доку­менты, удостоверяющие право собственности на определенную часть имущества компании и дающие право на получение части ее дохода.

Различают, как известно, биржевой и внебиржевой оборот цен­ных бумаг. Торговля акциями и облигациями на бирже предусмат­ривает довольно жесткую регламентацию и высокие требования к надежности ценных бумаг. Поэтому на российских биржах сейчас обращается только 10 – 20% выпущенных акций и облигаций. Од­нако этот показатель выше, чем в других странах СНГ, что свиде­тельствует о быстром развитии рынка капитала в России.

Несмотря на сложности в становлении рынка капитала, этот быстрорастущий рынок имеет огромные перспективы. Он будет расширяться по мере нормализации экономического положения и улучшения финансового состояния предприятий. О потенциале рос­та этого рынка свидетельствует то, что сейчас в России ежеднев­ный оборот торговли корпоративными ценными бумагами состав­ляет 20 – 30 млн. долл., тогда как в США этот показатель при­мерно в 10 раз выше.

Рынок труда. Рынок труда, в отличие от рынка капитала, имеет значительно большую социальную составляющую. Это озна­чает необходимость учитывать и регламентировать социальные ас­пекты взаимоотношений между работниками и работодателями, ис­пользуя для этого экономические, законотворческие и судебные возможности государства.

Может показаться, что цена труда, то есть заработная плата, в России мало регламентируется (за исключением, разумеется, бюд­жетной сферы). Однако на самом деле работодатели занимают на рынке труда значительно более сильные позиции, чем работники, которые весьма ограничены в выборе места работы, особенно вне крупных городов. Кроме того, работники в нашей стране не име­ют защиты в лице сильных и эффективных профсоюзов. Эти и другие обстоятельства ведут к тому, что даже с поправкой на бо­лее низкую производительность труда средняя зарплата в нашей стране, эквивалентная 180 долл., в 15 – 20 раз ниже средней зар­платы в Западной Европе.

К положительным сторонам российского рынка труда следует отнести сравнительно низкую безработицу.

Эффективное использование трудовых ресурсов и борьба с без­работицей требуют государственной политики занятости. До сих пор эта политика в нашей стране сводится к помощи безработным в поиске работы и выплате небольших пособий. Между тем поли­тика занятости должна носить более активный характер.

Политика занятости – непременный атрибут государственного регулирования рынка труда в развитых странах. Для России акту­альность вопроса о разработке и проведении такой политики мно­гократно возрастает из-за того, что в ближайшие годы положение на рынке труда может существенно ухудшиться в связи с закрыти­ем неконкурентоспособных предприятий.

Рынок природных ресурсов. Третий фактор производст­ва – земля – экономической теорией трактуется широко, как сово­купность всех ресурсов, предоставляемых природой. К ним отно­сятся не только собственно земля, но и полезные ископаемые.

Большинство полезных ископаемых находятся в государственной собственности, но их добыча и переработка осу­ществляются частными компаниями. Речь идет, например, о нефти и газе. Добывающие компании рассчитываются с государством пу­тем уплаты специальных налогов, после чего извлеченные полезные ископаемые поступают в их собственность. Сейчас в центре внима­ния государственных органов и добывающих компаний находятся соглашения о разделе продукции. Они определяют, в какой пропор­ции извлеченные полезные ископаемые делятся между федеральны­ми, региональными властями и добывающими компаниями, в том числе иностранными. Принципы раздела установлены специальным законом. Но поскольку предметом соглашений чаще всего являются нефть и газ, реализация которых на рынке приносит огромную прибыль, пропорции раздела в каждом конкретном случае устанав­ливаются в результате напряженной борьбы между сторонами.

Предпринимательство. Наконец, последний фактор производст­ва – предпринимательская инициатива. Либерализация условий хо­зяйственной деятельности в начале 90-х годов позволила занимать­ся бизнесом миллионам граждан. Однако реальная степень разви­тия рыночных отношений в сфере предпринимательства зависит от многих дополнительных причин, в частности от порядка открытия и регистрации своего дела. В развитых странах принят заявитель­ный характер регистрации, при котором не требуется специального разрешения государства для начала коммерческой деятельности в качестве юридического лица. В России же по-прежнему широко распространен раз­решительный порядок создания юридического лица, поскольку для многих видов деятельности нужна государственная лицензия. Офи­циальный перечень насчитывает около 80 лицензионных видов деятельности.

Другой серьезной помехой развитию рынка предприниматель­ской инициативы выступает тяжелое налоговое бремя. Оно часто вынуждает граждан, желающих заниматься бизнесом, уходить в те­невую экономику. Это мешает государству собирать налоги и кон­тролировать бизнес с точки зрения экономических и социальных интересов общества.

 


Лекция №4 Инвестиции

1. Инвестиции: содержание формы.

2. Особенности развития инвестиционной сферы в переходный период экономики России.

3. Инвестиционный климат в экономике России на современном этапе.

4. Основные меры государственного регулирования повышения инвестиционной активности

 

4.1 Инвестиции: содержание и формы

Инвестиции – это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудова­ние, иное имущество, а также имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности для достижения стратегических целей инве­стора, получения прибыли и (или) иного полезного эффекта.

В составе инвестиций выделяют финансовые инвестиции и инве­стиции в нефинансовые активы.

Финансовые инвестиции – это приобретение ценных бумаг; про­центные облигации федеральных, субъектов Федерации и муници­пальных займов; долей в уставном капитале юридических лиц; займы другим юридическим лицам.

Финансовые вложения, осуществленные предприятием, в зависи­мости от срока погашения займов и кредитов подразделяются на дол­госрочные (более одного года) и краткосрочные (получение доходов в течение года).

Инвестиции в нефинансовые активы – вложения капитала, вклю­чающие инвестиции в основной капитал, затраты на капитальный ре­монт основных фондов, инвестиции в нематериальные активы, расхо­ды на прирост запасов материальных оборотных средств, приобрете­ние других нефинансовых активов.

- Инвестиции в основной капитал – это единовременные затраты на создание, воспроизводство и приобретение основных фондов: но­вое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, обо­рудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские рабо­ты, формирование основного стада, многолетние насаждения и другие затраты.

- Инвестиции на капитальный ремонт основных фондов – это за­траты на ремонт оборудования, машин, транспортных средств, зданий и сооружений. Капитальный ремонт выражается в восстановлении и незначительном улучшении потребительских свойств элементов ос­новных фондов.

- Инвестиции в нематериальные активы – приобретение патентов, лицензий, прав пользования земельными участками и других объектов природопользования, авторских прав, торговых марок, товарных зна­ков, программных продуктов и др.

- Инвестиции в прирост запасов материальных оборотных средств – это расходы на формирование запасов материальных оборотных средств, необходимые для обеспечения устойчивой работы предпри­ятия и определяемые как разность поступлений оборотных средств в за­пасы и их выбытием.

- Инвестиции в другие нефинансовые активы – затраты на приоб­ретение в собственность земельных участков и объектов природополь­зования, других нефинансовых активов.

В составе инвестиций выделяются также интеллектуальные инве­стиции – вложения средств в подготовку специалистов, приобретение патентов, лицензий, ноу-хау, проведение научных исследований и раз­работок

Участниками инвестиционной деятельности могут быть как физи­ческие, так и юридические лица, в том числе иностранные, а также го­сударства и международные организации.

Инвестор – это юридическое или физическое лицо, осуществляю­щее вложение собственных или заемных денежных, а также иных при­влеченных имущественных или интеллектуальных ценностей в инве­стиционный проект и обеспечивающее их целевое использование.

 

4.2. Особенности развития инвестиционной сферы в период трансформации экономической системы

Инвестиционная сфера российской экономики в период транс­формации экономической системы прошла через этап глубокого и продолжительного инвестиционного кризиса. В результате в 1999 г. объем инвестиций в сопоставимых ценах в основной капитал составил 22,1%, в том числе в промышленность 19,7%, к уровню 1990 г.

Период трансформации экономической системы сопровождался принципиальными изменениями в инвестиционной сфере.

В советской экономической литературе термин «инвестиции» отож­дествлялся с термином «капитальные вложения». Однако за основу была взята более широкая трактовка, которая рассматривала инвестиции как вложения не только в основные фон­ды, но и в прирост оборотных средств. Для плановой экономики Советского Союза были характерны на­личие государственной собственности на капитальные вложения, вы­сокая централизация инвестиционной сферы и жесткое государствен­ное регулирование, выражающееся в определении объемов, направле­ний и форм осуществления капитальных вложений.

В советской экономике в течение длительного периода норма на­коплений была чрезвычайно высокой, а отдача с каждой единицы на­коплений – чрезвычайно низкой. При этом эффективность капиталь­ных вложений из года в год снижалась.

Однако советская экономика таких экономических явлений, как инвестиционный кризис, не знала. Основная проблема заключалась в обеспечении эффективности капитальных вложений, улучшении их структуры и росте фондоотдачи.

Реформирование инвестиционной сферы осуществлялось в ре­зультате резкого и быстрого сокращения государственных инвестиций без существенной замены их частными инвестициями. Государство стало активно покидать инвестиционную сферу. Это привело к резко­му сокращению объемов особенно в реальный сектор, так как не произошло одновременно замены субъектов инвестиционной деятельности и источников накоплений.

В условиях разгосударствления инвестиционной сферы инвести­ционный потенциал государственного сектора экономики оказался незначительным. Государство существенно снизило свое участие в ин­вестиционной сфере.

Основными направлениями государственной инвестиционной по­литики являются: создание благоприятного инвестиционного клима­та; разработка и реализация государственных инвестиционных программ; развитие национального инвестиционного законодательства; развитие инфраструктуры инвестиционного рынка; увеличение объе­мов инвестиций, повышение их эффективности и улучшение структу­ры за счет роста инновационных инвестиций.

 

4.3. Инвестиционный климат в экономике России

Динамика инвестиций во многом определяется состоянием инве­стиционного климата.

Инвестиционный климат – это совокупность политических, социо­культурных, финансово-экономических и организационно-правовых факторов, определяющих качество условий осуществления инвестици­онной деятельности и степень возможных инвестиционных рисков.

Состояние инвестиционного климата определяется инвестицион­ными рисками. Формой выражения инвестиционных рисков является инвестиционный имидж страны.

Инвестиционный имидж – это выражение инвестиционного кли­мата национальной экономики, складывающее под воздействием про­водимых внутри страны и за рубежом мер поощрения или ограничения притока инвестиций и создания условий для осуществления инвести­ционной деятельности.

К основным факторам, предопределяющим состояние инвестици­онного климата в российской экономике, относятся:

- политический риск характеризующийся недостаточной эффективностью важнейших институтов – государственного аппарата, су­дебной и правоохранительной системы, достаточно обременительным вмешательством государства в экономическую жизнь хозяйствующих субъектов, механизм принятия решений остается непрозрачным для общества, не существует эффективных механизмов гражданского кон­троля за их деятельностью;

- экономический риск характеризуется неустойчивостью макро­экономической ситуации, зависимостью национальной экономики от конъюнктуры мирового рынка, высокой долей нерыночного сектора, низким уровнем конкуренции, непрозрачной является деятельность естественных монополий, низким является уровень интеграции рос­сийской экономики в мировое хозяйств, участие России в мировой экономике характеризуется невысокой степенью диверсификации экспорта, слабым использованием конкурентных преимуществ в экс­порте услуг, прежде всего, транспортных, медицинских, образователь­ных, продукции наукоемких отраслей, ограничен объем трансграничного сотрудничества

- медленный рост реального платежеспособного спроса населе­ния в результате недостаточных темпов роста реальных денежных до­ходов населения;

- недостаточное развитие рыночной инфраструктуры;

- недостаточное участие банковской системы в финансировании реального сектора экономики;

- низкий уровень квалификации управленческих кадров, регули­рующих вопросы инвестиционной деятельности.

Одновременно в экономике России действуют факторы, которые способствуют улучшению инвестиционного климата:

- меры государственного регулирования по стабилизации макро­экономической ситуации;

- регулирующая деятельность Банка России в области эмиссион­ной политики, политики ставок рефинансирования и обязательных нормативов резервирования;

- осуществление налоговой реформы, предусматривающей сни­жение налогов с юридических и физических лиц;

- дальнейшая либерализация экономики в связи с вступлением в международные экономические и финансовые организации;

- значительный научно-технический потенциал российской эко­номики.

 

Направлениями улучшения инвестиционного климата являются:

1. снижение уровня инфляции;

2.снижение налоговой нагрузки на экономику;

3.повышение эффективности деятельности государства;

4. усиление инвестиционной и инновационной составляющих бюджетной политики;

5.стимулирование притока иностранных инвестиций;

6. стимулирование репатриации ранее вывезенного капитала за рубеж;

7. повышение доверия бизнеса к экономической политике госу­дарства.

Инвестиционный климат национальной экономики может оцени­ваться как благоприятный и неблагоприятный и изменяться в направ­лении его улучшения или ухудшения.

Свидетельством улучшения инвестиционного климата в россий­ской экономике можно считать повышение международными рейтин­говыми агентствами долгосрочных суверенных кредитных рейтингов России в национальной и иностранных валютах.

Повышение рейтинга было обусловлено политической стабильно­стью, высокими показателями российского бюджета, Стабилизацион­ного фонда, торгового баланса, активной политикой государства по снижению внешнего долга, ростом золотовалютных запасов.

Рейтинг отражает баланс между улучшающимися макроэкономи­ческими показателями страны и ее структурными недостатками. По­вышение рейтинга до инвестиционного уровня свидетельствует о зна­чительном улучшении ее кредитоспособности за последние годы. Имеет место также заметное снижение показателей общего и государ­ственного внешнего долга, накопление значительных золотовалютных резервов и увеличение Стабилизационного фонда.

Существующие рейтинги инвестиционной привлекательности яв­ляются максимальными уровнями рейтингов, когда-либо присваивае­мых России. Уровень этих рейтингов отражает относительно высокую способность страны своевременно и полностью выполнять свои дол­говые обязательства, показывает кредитоспособность России.

 

4.4. Основные меры государственного регулирования повышения инвестиционной активности

За последнее время Россия осуществила, значительные меры госу­дарственного регулирования по развитию и активизации инвестици­онной деятельности, в то числе меры по:

- развитию российского законодательства;

- совершенствованию информационного обеспечения;

- либерализации валютного регулирования;

- снижению налоговой нагрузки;

- созданию новых институтов банковской системы;

- созданию новых инвестиционных механизмов;

- либерализации амортизационной политики;

- снижению административных барьеров и уровня «дебюрократи­зации» экономики.

Вступили в силу федеральные законы «Об инвестиционной дея­тельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капи­тальных вложений», «О бюджете развития Российской Федераций», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге имущества)», «Об иностранных ин­вестициях в Российской Федерации», «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», «О концессионных соглашениях», по- становление Правительства РФ «Об инвестиционном фонде Россий­ской Федерации».

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» регламенти­рует порядок заключения, изменения и прекращения договоров кон­цессии. Договор концессии позволяет государству привлечь частные инвестиции в развитие инфраструктуры, сохраняя доминирующие по­зиции в этом секторе национальной экономики, а частным инвесто­рам получить возможность организации бизнеса в сфере государствен­ной собственности.

На повышение инвестиционной активности в обрабатывающих производствах, развитие и применение новых технологий в экономике России направлен Федеральный закон «Об особых экономических зонах Российской Федерации». В соответствии с Законом инвесторам предоставляются значительные налоговые льготы, возможности при­менения ускоренной амортизации, таможенные преференции, уста­новлены особые условия административного режима и землепользо­вания.

Начиная с 2006 г. в национальной экономике функционирует но­вый государственный механизм поддержки инвестиционной деятель­ности – Инвестиционный фонд Российской Федерации. Объем допол­нительных средств федерального бюджета, направленных на финанси­рование инвестиционных проектов, составил в 2006 г. 69 млрд руб.

Важным инструментом инвестиционной деятельности стало фор­мирование института ведомственных целевых программ, обеспечи­вающего значительное увеличение доли бюджетных расходов, реали­зуемых на основе программно-целевого метода. Положение о разра­ботке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ утверждено постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реа­лизации ведомственных целевых программ».

Вступил в действие новый План счетов бухгалтерского учета. Ука­занный План приближает российские бухгалтерские стандарты к меж­дународным стандартам.

Осуществляется налоговая реформа, направленная на снижение налогового бремени. Важным шагом, налоговой реформы стало введение упрощенной системы налогообложения для малых предприятий.

С 1 января 2004 г. вступил в действие новый Таможенный кодекс РФ. Новый кодекс в большой степени обеспечивает защиту прав уча­стников внешнеторговой деятельности. В кодексе определен перечень таможенных документов, необходимых для таможенного оформления, упрощена его процедура.

Осуществляются меры по «дебюрократизации» экономики. В этой связи был принят ряд федеральных законов, направленных на снижение административных барьеров в области лицензирования, государственно­го контроля и надзора, процедур регистрации новых предприятий.

Так, приняты федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц», «О порядке проведения государственного контроля (надзора) при производстве товаров, услуг и их реализации», «О техническом ре­гулировании».

В результате существенно сокращено количество лицензируемых видов деятельности, определен единый и упрощенный порядок прове­дения лицензирования на всей территории Российской Федерации.

С целью привлечения в экономику финансовых ресурсов населе­ния принят Федеральный закон «Об инвестировании средств для фи­нансирования накопительной части трудовой пенсий в Российской Федерации», разрешающий размещать пенсионные накопления в: государственные ценные бумаги;

- облигации и акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

- паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов;

- ипотечные ценные бумаги.

Предпринимаемые меры государственного регулирования по улучшению инвестиционного климата, прежде всего, направленные на защиту прав собственности, по внедрению международных стан­дартов бухгалтерской отчетности, устранению излишних администра­тивных барьеров и другие будут способствовать росту инвестиционной активности и динамичному развитию национальной экономики.

 

Лекция №5 Аграрно-промышленный комплекс России

1. Понятие и определение АПК.

2. Изменение АПК в период реформ.

3. Основные тенденции развития АПК в России на современном этапе.

5.1. Понятие и определение агропромышленного комплекса

Агропромышленный комплекс состоит из трех сфер: первая – про­мышленность по производству средств производства, вторая – сель­ское хозяйство и третья – пищевая промышленность.

Формирование такого комплекса является объективным процес­сом, основывающимся на переходе сельского хозяйства на машинные технологии и переработку большей части полученной сельскохозяйст­венной продукции в пищевой промышленности. На этот процесс ока­зало влияние и развитие современных методов торговли с созданием мощных вертикально-интегрированных фирм и кооперативов с мага­зинами самообслуживания, которые торгуют лишь переработанной и упакованной продукцией.

Впервые агропромышленный комплекс сформировался в США с их высоким уровнем индустриализации сельского хозяйства и мощной пищевой промышленностью, с превращением фермера в поставщика сырья, работающего на покупных средствах производ­ства. Одновременно стали создаваться вертикально интегрирован­ные фирмы отраслевого типа с фермерами, работающими с ними по контрактам.

В первоначальный период перестройки в СССР был реализован ряд мер – это увеличение хозяйственной самостоятельности сельско­хозяйственных предприятий, снятие искусственных ограничений с развития личных подсобных хозяйств и участников садово-огородных товариществ, которые играли все большую роль в общей структуре сельскохозяйственного производства. В качестве одного из путей ре­форм колхозно-совхозного строя был предложен семейный подряд, который в ряде типов производства, особенно в относительно техноло­гически простых, показал свою эффективность. Однако в целом не был выработан комплексный план реформ как производственного, так и социально-экономического характера.

Теоретической основой реформ после распада Советского Союза было представление о всевластии рынка как такового, его саморегули­рующей роли и минимизации вмешательства государства в процессы производства и распределения.

В аграрной сфере эти принципы формулировались в следующих постулатах:

1. сельское хозяйство является самодостаточной отраслью и долж­но быть полностью самоокупаемым, без государственных субсидий и дотаций;

2.рынок продовольствия выступает саморегулирующимся за счет колебания цен, которые выравнивают спрос и предложение;

3. будут происходить радикальная трансформация существовав­ших колхозов и совхозов, создание многочисленных частных предприятий, особенно фермерских и крестьянских хозяйств, которые и будут основными поставщиками продовольствия; причем в качестве основного канала реализации сельскохозяйственной продукции предпола­гались оптовые рынки.

Эти постулаты совершенно не соответствовали ни современной экономической теории, ни хозяйственной практике стран с развитой рыночной экономикой. Сельское хозяйство и вообще продовольст­венный сектор существенно отличаются от всех остальных отраслей экономики, что объясняется самим характером сельскохозяйственно­го производства как биологического процесса и потребления продо­вольствия, как первейшей функции жизнеобеспечения.

Современное сельское хозяйство, работающее на промышленной основе, является очень капиталоемким. Органический состав капита­ла в таком сельском хозяйстве, как правило, выше, чем в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности, не говоря уже о торговле и сфере обслуживания. Рентабельность же сельского хозяйства, как правило, низка, что объясняется как самим характером производства, так и неравновесным положением на рынке, где фермерскому хозяйст­ву противостоят мощные машиностроительные, торговые фирмы и корпорации пищевой промышленности, зачастую имеющие трансна­циональный характер.

Рынок же продовольствия характеризуется низкоэластичным харак­тером поставщика (сельского хозяйства как относительно консерва­тивной отрасли, с трудом и существенным временным лагом пере­страивающей производство) и покупателя (населения), спрос которо­го относительно устойчив, довольно слабо реагируя на уровень доходов и цен, так как потребность в продовольствии является первей­шей жизненной потребностью. При двух малоэластичных контраген­тах (спроса и предложения) цены на продовольствие являются чрезвы­чайно эластичными и подвержены быстрым и серьезным колебаниям. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования и финансовой поддержки как самого сельского хозяйства, так и рынка продовольствия, за счет систем поддержания цен, гарантирования сбыта и поставок, стабилизационных запасов, прямых государствен­ных капиталовложений в инфраструктуру и т.д. На эти цели тратятся огромные средства. В целом по всей группе наиболее развитых стран, входящих в ОЭСР, государственная поддержка сельского хозяйства и рынка составляет 33% стоимости сельскохозяйственной продукции. В Европейском союзе на реализацию аграрной политики тратится 48% общего бюджета.

Таким образом, без мощной государственной поддержки и регулирования ни сельское хозяйство, ни рынок продовольствия существовать не могут. Отказ от этих принципов и государственной практики во имя каких-то упрощенных догм не мог не иметь серьезных последст­вий, что и было продемонстрировано в России в период реформ.

5.2. Изменение агропромышленного комплекса в период реформ

Важнейшей целью всей аграрной политики в 1990-х гг., особенно в первую половину этого десятилетия, было реформирование сельско­хозяйственных предприятий, причем одной из главных целей было создание массового числа крестьянских (фермерских) хозяйств. Одна­ко, не говоря уже о необходимости преодоления влияния действовавших социальных, исторических факторов, сложившегося крупного производства, создания новой психологии хозяйствования, требова­лись еще колоссальные средства на обустройство фермерских хозяйств и создание соответствующей инфраструктуры. Таких средств у госу­дарства, особенно в период длительного финансового кризиса, естест­венно, не было, и материальная помощь этим хозяйствам была весьма ограниченной. Данное обстоятельство сказалось на всем этом процес­се, который после роста в начале 1990-х гг. потом практически прекра­тился; крестьянские (фермерские) хозяйства играют весьма скромную роль. Число фермерских (крестьянских) хозяйств дошло до 260 тыс., но они поставляют на рынок лишь небольшую часть товарной продук­ции (за исключением зерна и подсолнечника).

Несмотря на то, что наибольшее сокращение производства про­изошло в крупных хозяйствах и сейчас больше половины валовой про­дукции дают хозяйства населения (в основном личные подсобные хо­зяйства), основным поставщиком товарной продукции (около 3/4) яв­ляются крупные хозяйства, большинство из которых прошли тот или иной путь реформирования. Сейчас вместо двух типов прежних круп­ных хозяйств – колхозов и совхозов – имеется широкий спектр самых разнообразных по своему юридическому статусу предприятий.

Однако, несмотря на широкое разнообразие юридических форм этих крупных предприятий, можно выделить, прежде всего кооперативы (46% общего числа хозяйств, которые представляют собой бывшие колхозы) и нереформированные колхозы, которые вместе и занимают доминирующее место по численности хозяйств. Кроме того, существу­ют товарищества с ограниченной ответственностью (13%), закрытые акционерные общества (11%). Значительно сократилось число государст­венных хозяйств различных типов. Реформы привели к значительным структурным изменениям в системе АПК при общем спаде сельскохозяйственного производства и поставок продовольствия.

Особенно болезненно сказался ход реформ на первой сфере АПК – производстве средств производства. Радикальное изменение паритета цен, общее ухудшение экономического положения хозяйств привели к резкому сокращению закупки сельскохозяйственной техни­ки и соответственно к уменьшению ее производства и сокращению парка в хозяйствах. Меры по организации лизинга техники и ограниченный льготный кредит пока не играют значительной роли в общем весьма существенно ухудшившемся положении в сельскохозяйствен­ном машиностроении и в обеспеченности сельскохозяйственных предприятий техникой.

В значительной степени по-иному обстоит дело в другой важней­шей отрасли первой сферы АПК – в химической промышленности по производству минеральных удобрений.

В период реформ эта отрасль, целиком приватизированная, вступи­ла с весьма значительными мощностями, введенными в строй в 1970 – 1980-х гг., дешевыми сырьем, энергией и рабочей силой. Это позволило отрасли после первого шока реформ в основном восстановить уровень дореформенного производства с учетом выбытия некоторых амортизи­рованных мощностей. Однако это производство сейчас в основном ори­ентировано на экспорт, а не на поставки отечественному потребителю из-за его низкой платежеспособности. Существуют также высокий уровня спроса на удобрения на мировом рынке и ограничения во многих развитых странах на такое экологически вредное производство.

В результате отрасль работает в основном на мировой рынок. При низких нормах внесения минеральных удобрений внутри страны и с учетом значительного сокращения (в 4 раза за последние десятилетия) внесения органических удобрений идет процесс последовательного ухудшения плодородия почв.

Серьезное отрицательное влияние на положение сельского хозяй­ства оказало изменение соотношения цен на продукцию отрасли и на средства производства. В течение ряда десятилетий проводилась поли­тика (как одна из форм поддержки сельского хозяйства) удержания на низком уровне цен на средства производства по сравнению с сельско­хозяйственной продукцией. При этом исходили из реальной продук­тивности и рентабельности сельского хозяйства. Учитывался также и тот фактор, что средняя естественная продуктивность земли в Совет­ском Союзе была в 2,7 раза ниже, чем в США, и в 2,0 – 2,2 раза ниже, чем в Западной Европе. Поэтому только при дешевых средствах произ­водства сельское хозяйство могло работать рентабельно. Однако в ходе рыночных реформ это благоприятное соотношение было ликвидиро­вано, и сейчас паритет цен в России близок к тому, как и в США, не­смотря на огромную разницу в продуктивности и эффективности про­изводства.

Все это не могло не сказаться на самом сельскохозяйственном про­изводстве. Площадь посевов сократилась на 35 млн га, поголовье скота уменьшилось вдвое. Существенно снизился и объем сельскохозяйственного производства.

Массовый забой скота привел к резкому снижению производства молока и мяса. Животноводство отступило на позиции сорокапятилетней давности.

Однако за последние годы наметились определенная стабилизация и даже рост производства (в основном в растениеводстве) в результате ряда прагматических мер – лизинга сельскохозяйственной техники, снижение процента по кредитам – в целом некоторого увеличения фи­нансирования сельского хозяйства.

Существенную модификацию в правовую, экономическую и фи­нансовую базу функционирования АПК вносит Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». В Законе были сформулированы некоторые новые принципы (аналогичные общепринятой практике в странах с развитой рыночной экономикой). В нем, во всяком случае теоретически, признаются принципы необходимости проведения по отношению к сельскому хозяйству протекционистской политики, го­сударственной поддержки, прежде всего в виде дешевых кредитов, го­сударственного регулирования рынков, путем товарной интервенции и внешнеторгового регулирования. Признается принцип более льготного налогообложения сельскохозяйственного производителя. Кроме того государство ставит своей задачей развитие сельского страхова­ния, развития племенного дела и семеноводства, мелиорации земель и оказание содействия в восстановлении и развитии сельской инфра­структуры. С идеологической точки зрения этот Закон важен как отход от принципа финансовой самодостаточности сельского хозяйства и саморегулирования рынка. Однако в Законе не предусмотрены коли­чественные параметры такой государственной поддержит. Предпола­гается, что это будет сделано в плане реализации Государственной про­граммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сель­скохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Основной проблемой является то, в каких реальных размерах будут осуществляться государственная поддержка и регулирование сельско­го хозяйства, а также развитие сельской инфраструктуры. Для осуще­ствления аграрной политики, аналогичной западным странам, потре­бовался бы коренной пересмотр финансовой и бюджетной политики.

В определенной мере шаг за шагом по пути конкретизации и мате­риальной реализации этого нового законодательства является приня­тие Приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Государст­во тем самым признает приоритетную важность восстановления сель­ского хозяйства и необходимость содействия в развитии сельской местности.

Разумеется, этот национальный проект не может решить всех сложных проблем АПК, накопившихся в период реформ. Поэтому из­бран путь решения нескольких задач, которые рассматриваются как ключевые в аграрной сфере. Прежде всего, с учетом постоянно сокра­щающегося поголовья скота и уменьшения в ряде отраслей животно­водства выхода продукции, ставится задача ускоренного развития жи­вотноводства. Предполагается субсидировать на 2/3 процентную кре­дитную ставку за счет госбюджета на строительство животноводческих построек, за счет бюджетных средств будет осуществляться система лизинга племенного скота и будут отменены таможенные пошлины на импортное оборудование для животноводческих ферм. Одновременно устанавливаются дополнительные квоты и пошлины на импорт мяса для защиты отечественного производителя.

Вторым направлением является оказание помощи мелким хозяй­ствам (личным подсобным хозяйствам, крестьянским и фермерским и другим мелким производителям), с учетом их роли (в первую очередь личных подсобных хозяйств) в производстве, но они имеют весьма ог­раниченные финансовые ресурсы и работают с низкой товарностью. Отсюда введение льготных кредитов, развитие заготовительной и снабженческо-сбытовых кооперативов с оказанием им бюджетной поддержки.

Третьим направлением является обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе. Основной целью этого направления проекта является закрепление на селе нового поколения молодых спе­циалистов в целях реализации научно-технического прогресса. Это предполагается проводить путем предоставления целевых субсидий субъектам Российской Федерации.

Таким образом, этот национальный проект носит хотя и целевой, но довольно выборочный характер, и требуются значительно большие бюджетные ассигнования на восстановление и развитие сельского хо­зяйства и помощь в создании сельской инфраструктуры.

В третьей сфере АПК – пищевой промышленности – в ходе ре­форм произошли также весьма значительные изменения.

Положение в различных отраслях пищевой промышленности да­леко не одинаково, хотя на нее в целом воздействуют два основных фактора – уменьшение сырьевой базы в связи со спадом сельскохо­зяйственного производства и значительное сокращение платежеспо­собного спроса населения, особенно групп с низкими доходами. Су­щественную роль играл и такой фактор, как приток капитала, в том числе иностранного, в ряд отраслей – пивоварение, табачная, конди­терская, частично в мясо-молочную на модернизацию производства. Значительно расширился ассортимент выпускаемой продукции, но в целом, за отдельными исключениями, произошел значительный спад производства. Однако за последние годы выпуск ряда видов продук­ции существенно возрос, особенно растительного масла, мяса, колбас и цельномолочной продукции.

Таким образом, в течение длительного периода в пищевой про­мышленности наблюдался существенный спад производства, связан­ный как с сокращением поставок сельского хозяйства, так и с конку­ренцией импорта.

Прежде всего важнейшим показателем спада было резкое сниже­ние производства мяса. Это объясняется весьма значительным сокра­щением поголовья скота, конкуренцией со стороны импортного мяса, забоем скота в хозяйствах, а также не в последнюю очередь снижением платежеспособного спроса. В гораздо меньшей степени сократилось производство колбасных изделий, но нужно учесть, что они в большей мере готовятся из импортного мяса.

Те же причины, которые привели к резкому снижению производ­ства мяса, объясняют и аналогичное сокращение производства цель­номолочной продукции. Резко сократилось производство животного масла как под воздействием импорта, так и в первую очередь в связи с переходом населения на питание более дешевыми маргарином и рас­тительным маслом, что объясняет и рост их производства. Увеличение производства сахара объясняется прежде всего стабильным спросом, даже у низкодоходных групп населения, и переходом большей части сахарной промышленности с переработки более дорогого отечественного сырья – сахарной свеклы – на более дешевый импортный сахар- сырец.

Показатели последних лет демонстрируют определенное увеличение выпуска продукции. прежде всего молочной и растительного мас­ла. Однако; в ряде отраслей продолжают в общем сохраняться прежние низкие уровни производства.

Примечательно резкое сокращение производства хлебной продук­ции, несмотря на то, что у обедневшего потребителя хлеб остается важ­нейшим продуктом питания. Частично такое сокращение производст­ва фабричного хлеба объясняется переходом, особенно в сельских рай­онах, на хлеб домашней выпечки, а частично – прекращением использования прежде очень дешевого хлеба на корм скоту и птице. Таким образом, при общем сокращении производства в пищевой про­мышленности отдельные его отрасли реагируют по-разному в ответ на сокращение платежеспособного спроса, уменьшение сырьевой базы и конкуренции импорта.

Если рассматривать систему распределения и торговли, входящей в сферу АПК, то это та часть агропромышленного комплекса, где на­блюдается существенный рост деловой активности. Уровень рента­бельности в торговле существенно выше, чем в промышленности, и особенно в сельском хозяйстве, гораздо ниже фондоемкость. Это и привлекает в нее как отечественный, так и иностранный капитал, на­чиная от примитивных ларьков и базаров до крупных западных фирм с мощными системами распределения продовольствия. Таким образом, под влиянием рыночных сил произошло существенное, хотя далеко не всегда положительное, изменение структуры АПК с перемещением ка­питала из сферы производства в сферу обращения.

Сокращение в течение длительного времени внутреннего произ­водства в значительной степени покрывалось за счет импорта, чему также способствуют низкие импортные пошлины (в среднем 14%), а также субсидирование экспорта из Европейского союза, США и ряда других стран, из которых поступает основное ввозимое продовольст­вие. При этом по сравнению с дореформенным периодом коренным образом изменилась структура импорта. Если раньше в первую очередь ввозилось зерно, то теперь в основном продукты животноводства, осо­бенно мясо. При оценке внутреннего производства в пересчете на дол­лары оно составляет 38 млрд. Импорт достиг 11 млрд долл., т.е. более четверти внутреннего производства; причем он идет главным образом в крупнейшие города России, где составляет основную часть постав­ляемого продовольствия. Это, несомненно, представляет серьезную проблему с точки зрения продовольственной безопасности.

Однако этот импорт не перекрывал внутреннее падение производ­ства, что в конечном счете привело к снижению потребления продо­вольствия, которое существенно ниже, чем рациональные нормы и до­реформенный уровень потребления, хотя и несколько увеличился за последнее время.

При общем сокращении потребления важно и изменение его структуры – с меньшим удельным весом мясомолочных продуктов и большим картофеля и хлеба, что особенно характерно для слоев на- селения с низкими доходами. Однако важно при этом и увеличение по­требления фруктов, в значительной мере импортных.

 

Лекция №6 Формирование бюджетно-налоговой системы в России

Бюджетное регулирование:

Экономическая роль бюджетных отношений, формирующих основу финансовой базы государственного регулирования. Механизм бюджетного регулирования. Принципы построения современной бюджетной системы РФ. Реформирование социальной сферы. Социальная направленность федерального бюджета.

Налоговая система в РФ на современном этапе развития

Сущность, функции и виды налогов. Реформирование налоговой системы в РФ. Налоговый кодекс и его совершенствование.

 

БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Среди финансовых регуляторов, с помощью которых государство обычно пытается воздействовать на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный механизм, наиболее распространенными являются бюджетные отношения.

 

6.1.1. Экономическая роль бюджетных отношений, формирующих основу финансовой базы государственного регулирования

 

Государственные финансы – это система управления финансовыми ресурсами, изъятыми у хозяйственных субъектов и граждан (налоги или доходы от использования государственной собственности) и предназначенными для выполнения задач правового регулирования государственных финансовых потоков.

В рамках регулирующей государственной функции формируются различные виды государственной политики. Но при этом важно, что в данной своей функции (регулирующей) государство не выступает ни как продавец услуг, ни как благотворитель. Здесь задача государства сводится к поиску компромисса интересов субъектов различных отно­шений (экономических, политических, демографических, социаль­ных) и закреплению этих компромиссов в виде определенных законо­дательных норм (правил игры).

Групповые интересы экономических субъектов всегда противоре­чивы и разнонаправлены, поэтому компромиссы этих интересов не должны формироваться только исходя из интересов большинства эко­номических субъектов. Компромисс – это целевая установка интере­сов (порог отсечения тех или иных интересов), формулирующая при­оритеты государственной политики.

Главным приоритетом государства в сфере экономической поли­тики является максимизация вновь созданной стоимости не только потому, что это единственный источник развития экономики, но и по­тому, что это единственный источник формирования финансовых ре­сурсов общества (в том числе и государственных).

Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений складывающихся между государством и юридическими и фи­зическими лицами, состоит в том, что они:

- во-первых, возникают в распределительном процессе, непре­менным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса;

- во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованных фондов денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности чиновничьего аппарата государственной власти, а как потребности граждан и хозяйствующих субъектов в государственных услугах.

Таким образом, финансовые отношения, которые формируют бюд­жетную политику государства (а не наоборот), строятся прежде всего на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении

от государства тех или иных услуг, которые они, по существу, уже опла­тили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязатель­ных платежей. Но при этом и государство, и его граждане в равной мере заинтересованы и в макроэкономической стабилизации, и в экономи­ческом росте воспроизводственного потенциала всего общества.

Во втором случае (при реализации регулирующей функции госу­дарства) целевой установкой является максимизация вновь созданной стоимости, здесь государство не выступает как хозяйствующий субъ­ект, и его задача – с помощью нормативно-правовых рычагов и фи­нансовых инструментов воздействовать либо как стимулятор на те зоны (болевые точки) воспроизводственного процесса, которые тор­мозят его развитие (инвестиционная, промышленная, структурная, региональная, и другие политики), либо как инструмент подавления нежелательных процессов (через контроль, запреты, санкции и т.д.).

При выполнении этой функции государства расходование бюд­жетных средств не обязательно, но вполне возможно, и оно осуществ­ляется в следующих формах:

• как пусковой механизм для решения конкретной задачи в сфере инновационных технологий и т.д.;

• как государственные гарантии при решении инвестиционных задач, связанных с целевыми установками структурной политики;

• при решении проблем регионального выравнивания (финансо­вая помощь) и т.д.

В решение этих задач должны быть вовлечены хозяйствующие субъекты, и государство не финансирует полностью решение этих за­дач, но участвует в финансировании на условиях субсидиарной ответ­ственности и на принципах долевого финансирования.

При административно-распределительной системе первостепен­ная регулирующая роль принадлежала плану экономического и соци­ального развития. В современных российских условиях она перешла к бюджету – единственному экономическому инструменту, утверждае­мому на государственном уровне в качестве закона. Поэтому сам закон о бюджете не ограничивается количественными характеристиками до­ходных и расходных статей, он представляет собой систему встроен­ных друг в друга регулирующих механизмов (и в виде текстовых статей, и в виде структурных соотношений, и в виде финансовых нормативов), обеспечивающих целевую направленность движения финансовых ре­сурсов (вновь созданной стоимости).

В этих условиях бюджет должен стать не только основой государст­венного финансового планирования, он превращается в один из важней­ших инструментов, обеспечивающих экономический рост государства.

В связи с этим меняются и целевые установки функций бюджета, и его стоимостная структура, и роль в экономической жизни страны, При этом на первый план выходит такая его характерная особенность, / как регулирующая роль бюджета.

Регулирующая функция бюджета должна работать в сочетании с регулирующими механизмами свободных рыночных процессов, обес­печивая оптимальную концентрацию финансовых ресурсов в бюджет­ной системе страны Объем этих финансовых ресурсов должен прежде всего соотноситься с потребностью в общественных товарах и услугах, предоставляемых государством всем участникам рыночных отноше­ний наряду с теми товарами и услугами, которые создаются частным сектором, занимающим основное место в экономике.

Содержание функции бюджетного регулирования характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, всеми субъектами бюджетных отношений. В отношения с бюджетом вступают практически все участники общественного производства.

Таким образом, бюджетное регулирование – это, по существу, система управления бюджетным устройством государства.

Под бюджетным устройством понимается организация взаимо­связи между звеньями бюджетной системы и участниками бюджет­ного процесса, основанная на правовых нормах. Бюджетное устрой­ство включает: структуру бюджетной системы; принципы построе­ния бюджетной системы, бюджетов и организации бюджетного процесса.

Бюджетное регулирование должно обеспечивать достаточно ус­тойчивое динамическое равновесие не только самой бюджетной систе­мы как составной части финансовой системы государства, но и всей системы конкурентного рыночного равновесия.

Одновременно бюджетное перераспределение финансовых ресур­сов – это объективно обусловленная система оказания финансовой помощи нижестоящим уровням бюджетной системы, которые в силу исторически сложившихся экономических условий не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий. Кроме того, ресурсы вышестоящих бюджетов могут и должны исполь­зоваться для того, чтобы воздействовать на процесс формирования структуры расходов нижестоящих органов власти, отражающих при­оритеты более высоких уровней власти.

Таким образом, содержание функции бюджетного регулирования реализуется в процессе формирования доходных источников всех уровней бюджетной системы на всех стадиях бюджетного процесса и их использования для проведения экономической политики государства, ориентированной на обеспечение макроэкономической стабиль­ности и рост общественного воспроизводства.


6.1.2 Механизм бюджетного регулирования. Принципы построения бюджета

Механизм бюджетного регулирования – это набор экономических методов, приемов, нормативов и правовых норм, действие которых на­целено на реализацию принципов бюджетного устройства страны и обеспечение их взаимосвязи и взаимодействия.

Это достигается путем закрепления определенного порядка движе­ния финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства (направления этих потоков, пропорции их распределения по уровням бюджетной системы, целевое назначение и т.д.) и организации эконо­мических отношений, возникающих по этому поводу.

Изменяя принципы и методы формирования бюджетных дохо­дов и расходов, государство корректирует установленные бюджет­ные взаимосвязи, регулирует каналы прохождения и направления бюджетных потоков, уточняет пропорции распределения централи­зованных ресурсов и механизмы реализации их целевого назначе­ния и таким образом обеспечивает управление бюджетным устрой­ством страны.

Изложенное выше означает, что совокупность методов бюджетно­го регулирования должна представлять собой стройную систему, ори­ентированную на поиск компромисса интересов всех участников бюд­жетного процесса в направлении решения главной задачи – экономи­ческого развития общества и роста благосостояния его граждан.

Принципы построения бюджетной системы – это целевые уста­новки, определяющие вектор развития определенных отношений. Це­левая направленность этих принципов реализуется посредством ис­пользования определенных экономических рычагов – методов бюд­жетного регулирования.

Принцип единства бюджетной системы Российской Феде­рации обеспечивается управлением государственным бюджетом через единую социально-экономическую, в том числе бюджетную и налого­вую; политику государства. Это предполагает организацию взаимодей­ствия бюджетов всех уровней с помощью следующих методов бюджет­ного регулирования:

- определение в законодательном порядке методических основ построения бюджетов всех уровней на базе единой правовой формы построения бюджетов всех уровней и использования единой бюджет­ной классификации РФ;

- установление единых форм бюджетной документации и правил ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюдже­тов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

- определение единых условий и правил организации бюджетного процесса, гарантирующих единый порядок применения санкций за на­рушение бюджетного законодательства РФ, финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Единство бюджетной системы РФ не предполагает слияния или поглощения бюджетов более низких уровней вышестоящими бюдже­тами. Напротив, каждое бюджетное звено функционирует самостоя­тельно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты субъектов Федерации, а последние не входят в федеральный бюджет. (Но в Случае необходимости поддержки бюджетов более низ­ких уровней для обеспечения реализации стоящих перед ними задач из бюджетов вышестоящих уровней (федерального и регионального) им могут передаваться дополнительные доходные ресурсы. Это позволяет более рационально неэффективно использовать финансовые ресурсы в масштабе всего государства.

К основным требованиям, предъявляемым к построению бюдже­тов любого уровня, относятся:

• единство правовой базы;

• полнота учета бюджетных доходов;

• сбалансированность бюджета;

• эффективность и экономность бюджета.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

• во-первых, право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каж­дом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятель­но осуществлять бюджетный процесс;

• во-вторых, право органов государственной власти и органов ме­стного самоуправления самостоятельно определять направления рас­ходования средств соответствующих бюджетов;

• в-третьих, право органов государственной власти и органов ме­стного самоуправления самостоятельно определять источники финан­сирования дефицитов соответствующих бюджетов;

• в-четвертых, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов, а также недопустимость компенсации за счет бюд­жетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации по­терь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполне­ния законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связан­ных с изменением законодательства.

Эти права обеспечиваются наличием собственных источников до­ходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Фе­дерации, определяемых в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации, а также законодательным закреплением регулирую­щих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом и налоговым законодательством Российской Федерации.

Методы бюджетного регулирования, которые используются для реализации этого принципа, – это, прежде всего, четкое и стабиль­ное разграничение доходных и расходных бюджетных полномочий мёжду властями разных уровней в соответствии с определенными критериями.

Принцип равноправия, согласования интересов и взаимной ответственности участников бюджетного про­цесса на всех уровнях бюджетной системы реализуется в эффективном управлении бюджетными потоками, осуществляемом двумя равно­правными сторонами – федеральными и региональными органами власти и управления – посредством нормативно-законодательного ус­тановления правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов), методов частичного перераспределения бюджетных ресур­сов между уровнями бюджетной системы и регионами.

При осуществлении бюджетной политики в России как федератив­ном государстве необходимо одновременно решать две ключевые зада­чи: с одной стороны, обеспечивать динамичное развитие экономики на основе единых для всего экономического пространства страны принципов бюджетного устройства; с другой стороны, учитывать ре­гиональные особенности и соблюдать сбалансированное разделение бюджетных полномочий и ответственности между уровнями власти, выполняющими свои функции.

Федеральное правительство может и должно заниматься выравни­ванием бюджетной обеспеченности регионов, но в конечном итоге от­ветственность за балансирование региональных бюджетов, за обеспе­чение нормального уровня потребления государственных услуг ложит­ся на органы государственной власти субъектов Федерации. И для них проблема самодостаточности экономического потенциала региона становится главной. Поэтому приоритетной целью бюджетного регу­лирования должно быть формирование способности региона к само­обеспечению и саморазвитию на базе активного использования потен­циалов всех форм собственности.

Полного соответствия налогового потенциала и других бюджетных доходов потребностям региональных и местных органов власти прак­тически не встречается. Поэтому недостаток средств, как правило, компенсируется за счет ресурсов вышестоящих бюджетов путем оказа­ния финансовой помощи нижестоящим уровням бюджетной системы.

Таким образом, система методов бюджетного регулирования, обеспе­чивающих реализацию принципов бюджетного устройства в рамках пра­вового поля бюджетного регулирования – это статический срез модели бюджетного регулирования. Но бюджетное регулирование одновременно является инструментом, обеспечивающим управление и динамикой бюд­жетного процесса. И здесь используются специальные экономические регуляторы, позволяющие управлять движением финансовых потоков.

6.1.3 Социальная направленность федерального бюджета

Несмотря на постоянно декларируемые приоритеты социальных преобразований, параметры, заложенные в прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, свидетельствуют о затухании активности государства в социальной сфере. Начиная с 2007 г. практически все показатели, характеризующие жизненный уро­вень населения, идут на спад, но при этом прогнозируется рост интен­сификации труда работающего населения.

На фоне этого достаточно четко выраженного тренда затухающей динамики социальных характеристик говорить о том, что прослежива­ется четкая тенденция повышения роли государства в системе разви­тия человеческого капитала и повышения заинтересованности бизнеса в инвестициях в человека, как минимум, преждевременно.

Национальные социальные проекты реально не решают задачи по­вышения благосостояния общества, во-первых, потому, что выделен­ные на них финансовые ресурсы недостаточны, и. во-вторых, потому, что они нацелены на «косметический эффект» и не встроены в систему государственного регулирования воспроизводства рабочей силы в стране. Основная база, на которой может строиться социальная поли­тика государства, – это рост заработной платы.

Политика регулирования воспроизводства рабочей силы в стране должна строиться на системе взаимосвязанных социальных показате­лей, таких как продолжительность жизни, уровень рождаемости, уро­вень образования доля заработной платы в себестоимости продукции, доля доходов населения в ВВП, сокращение разрыва между наиболее бедными и наиболее богатыми гражданами по уровню дохода. Количе­ственные параметры показателей этой системы ежегодно должны за­являться Правительством РФ и быть реально встроены в перспектив­ный финансовый план страны.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

6.2.1. Сущность, функции и виды налогов

Налоги – это обязательные платежи хозяйствующих субъектов и граждан в бюджеты соответствующего уровня по ставкам, установлен­ным в законодательном порядке.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков, а так­же норм и правил, определяющих правомочия и ответственность уча­стников налоговых правоотношений, образует налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. В современном обществе за счет налоговых поступлений формируется, основная часть доходов государственного бюджета. Помимо такой бюд­жетной или финансовой функции в условиях рыночной экономики на­логовый механизм используется для государственного воздействия на общественное производство, его динамику и структуру, для активиза­ции инвестиционной, внешнеэкономической или иной деятельности, малого предпринимательства, поддержки социальной сферы.

Согласно Налоговому кодексу РФ под налогом понимается обяза­тельный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с органи­заций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения дея­тельности государства и муниципальных образований.

Сущность налогов проявляется через их функции – фискальную, перераспределительную, регулирующую, контрольную, социальную.

Фискальная функция обеспечивает формирование финансовых ре­сурсов государства путем перечисления налогов и сборов в бюджеты разных уровней и во внебюджетные фонды.

Перераспределительная функция позволяет за счет налогов перерас­пределять доходы между различными категориями граждан и сферами деятельности. Перераспределение доходов тесно связано с реализаци­ей социальной функции налогов, которая предусматривает наличие льгот для лиц с невысокими доходами, инвалидов и других групп насе­ления, освобождение от налога расходов на образование, лечение и другие цели.

Регулирующая функция реализует косвенное или экономическое воздействие государства на развитие различных сфер хозяйственной жизни страны. Налоговое регулирование может быть стимулирующим или сдерживающим в зависимости от величины налоговых ставок и наличия льгот по отдельным налогам.

Контрольная функция налогов позволяет государству контролиро­вать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.

Российская налоговая система, принятая в 1992 г., включает нало­ги трех уровней – федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные, перечень которых определяется Налоговым кодексом РФ.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей террито­рии России. К ним относятся:

- налог на добавленную стоимость (НДС);

- акцизы на отдельные группы и виды товаров;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- государственная пошлина;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользова­ние объектами водных биологических ресурсов.

В состав региональных налогов входят:

- налог на имущество организаций;

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес.

К местным налогам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

В настоящее время основу налоговой системы России составляют НДС, акцизы, налог на прибыль организаций и налог на доходы физи­ческих лиц. При этом преобладающую долю в доходах консолидиро­ванного бюджета за




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.261 сек.