Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ЧТЕНИЯ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

Виды ошибок чтения Возможные причины
Замены близких по конфигурации букв Несформированность зрительного восприятия и/или зрительного образа буквы, недостатки методики обучения
Трудности различения буквенных знаков Нарушения зрительного восприятия, зрительной памяти, трудности формирования зрительного образа букв, недостатки методики обучения
Побуквенное чтение Недостаточная сформированность зрительного образа букв, трудности дифференцирования букв, несформированность навыка слогослияния и/или фонематического слуха, недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
Искажения (перестановки, вставки, пропуски) Нарушения зрительного восприятия и зрительной памяти, форсирование скорости чтения, трудности концентрации внимания, выраженное утомление, функциональная слабость центральной нервной системы
«Застревания» Несформированность зрительной дифференциации букв, неадекватный темп работы (форсирование скорости обучения), трудности автоматизации навыка
Ошибки при чтении по догадке Проявления общего недоразвития речи (незнание языковых норм), неадекватный темп работы, трудности восприятия незнакомого текста, трудности концентрации внимания
Трудности понимания прочитанного Трудности автоматизации навыка чтения, неадекватный темп (форсирование скорости), трудности концентрации внимания, низкий уровень оперативной памяти, несформированность контроля деятельности
Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое без продвижения в течение года) Недостаточная сформированность зрительного восприятия и/или звуко-буквенного анализа, трудности артикуляции, трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление)
Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года) Индивидуальные особенности темпа деятельности
Трудности воспроизведения текста (пересказ) Несформированность вербально-логического мышления, трудности кратковременной слухо-речевой памяти, непонимание прочитанного, трудности концентрации внимания, выраженное утомление

Качественная оценка предполагает оценку как сформированности навыка чтения (на уровне слога, слова, предложения), так и общего звучания речи (скорость, голос, разборчивость, темп). У детей, испытывающих трудности обучения чтению, как правило, наблюдаются различные нарушения общего звучания речи (в основном это «скачкообразный» темп – то быстрее, то медленнее в пределах одного предложения, иссякающий голос, торопливость). Нарушения общего звучания речи являются специфическим показателем трудностей формирования навыка чтения. Возникновение подобных ошибок свидетельствует о несформированности навыка чтения, трудностях автоматизации, и дальнейшее усложнение материала может привести к возникновению более грубых ошибок. Следовательно, педагогу следует быть более внимательным к ребенку с подобными нарушениями и не форсировать темп обучения. Подобная дифференцированная оценка позволяет качественно составить коррекционную работу с учетом характера трудностей.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Бланк № 1

Задания для оценки навыка письма учащегося 1-го класса*

Фамилия, имя ______________________________________________ Класс ____________

Задание 1. Диктант.

Задание 2. Списывание двух предложений. 1-й класс.

Небо затянули тяжёлые осенние тучи. На деревьях скоро появятся листочки.

Задание 3. Самостоятельно подписать 2 картинки (составить по 1 предложению).

 

Бланк № 2

Задания для оценки почерка учащегося 1-го класса*

Фамилия и имя _____________________________________________ Класс ____________

Задание 1. Списывание слов с рукописного текста.

сова, вода, будка, топор, круги, Ника, Лиля, щит

Задание 2. Списывание двух предложений с рукописного текста.

Зимы ждала, ждала природа. Нам надо было идти домой через дубраву.

Задание 3. Списывание слов с печатного текста.

сосна, книга, птица, туча, чаща, жизнь, сушить

Задание 4. Списывание двух предложений с печатного текста.

На улице и во дворе много снега. Рита варила кашу.

Бланк № 3

Протокол оценки навыка письма учащегося 1-го класса

Фамилия, имя _______________________________________________________________

Дата исследования ______________________ Класс _________________

Дата рождения _________________________ Возраст _______________

Виды ошибок Задания ИТОГ
Ошибки звуко-буквенного анализа Перестановки        
Пропуски      
Вставки      
Недописывания      
Контаминации      
Смешение букв по акустико-артикуляционному сходству Глухие – звонкие        
Свистящие – шипящие      
Лабиализованные      
Соноры      
Аффрикаты      
Ошибки конфигурации букв Разное количество элементов        
Пространственное расположение элементов      
Зеркальное письмо      
Обозначение мягкости Гласными 2 ряда        
Буквой ь      
Персеверации/антиципации        
Пропуск слова/предлога        
Отграничение речевых единиц Слитное написание слов        
Раздельное написание слова      
Неправильный перенос слова      
Пропуск точки      
Нет заглавной буквы      
Каждое предложение с новой строки      
Аграмматизмы. Нарушения Словообразования        
Согласования      
Управления      
Употребления предлогов      
Орфографические ошибки          
Нарушения почерка Тремор        
Нарушения конфигурации букв      
Нестабильная высота и ширина букв      
Границы письма      
Общий итог

Заключение: ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

Бланк № 4

Задания для оценки навыка чтения учащегося 1-го класса*

Задание 1. Распознавание букв.

а, о, с, з, е, д, л, м, у, и, ш, ж, х, в, р, ф, П, Л, Б, В, Р, Г, М, И, Н, о, с, е, м, л, и, ш, ц, щ, ж, х, д, у, з, П, Л, М, Г, Р, Н, К

Задание 2. Чтение слогов.

се, бы, ми, ню, явн, пла, фро, вздро, быстр, скла, се, ду, ос, пи, уз, вод, пне, гни, дро, тря, шли

Задание 3. Чтение печатных и письменных слов простого и сложного слогового состава.

сон, мак, пол, мал, зуб, пот, полюс, карнавал, забор, дрова, тряпка, водопад

Задание 4. Чтение простого текста.

Розы На клумбе росли красные розы. Цветы были очень красивые. Лена поливала их каждый день.

Бланк № 5

Протокол обследования навыка чтения учащегося 1-го класса

Фамилия, имя _________________________________________________

Дата исследования ______________________ Класс _________________

Дата рождения _________________________ Возраст _______________

Задание 1. Распознавание букв.

ПЕЧАТНЫЕ балл а о с з е д л м у и ш ж х в р ф П Л Б В Р Г М И Н Итог
Узнает сразу                                                    
Заменяет                                                    
Не узнает                                                  

 

ПИСЬМЕННЫЕ балл о с е м л и ш ц щ ж х д у з П Л М Г Р Н К Итог
Узнает сразу                                            
Заменяет                                            
Не узнает                                            

Общий балл ____________

Задание 2. Чтениеn слогов.

ПЕЧАТНЫЕ балл се бы ми ню явн Пла фро вздро быстр скла Итог
Читает правильно                      
Искажения                      
Застревания                    
Не читает                    

Общий балл ____________

Задание 2. Чтениеn слогов.

ПЕЧАТНЫЕ балл се бы ми ню явн Пла фро вздро быстр скла Итог
Читает правильно                      
Искажения                      
Застревания                    
Не читает                    

 

ПИСЬМЕННЫЕ балл се ду ос пи уз вод пне гни дро тря шли Итог
Читает правильно                        
Искажения                        
«Застревания»                      
Не читает                      

Общий балл _________

Задание 3. Чтение слов.

3.1. Простого слогового состава

ПЕЧАТНЫЕ балл сон мак пол Итог
Читает правильно        
Искажения        
«Застревания»      
Не читает      

 

ПИСЬМЕННЫЕ балл мал зуб пот Итог
Читает правильно        
Искажения        
Застревания»      
Не читает      

3.2. Сложного слогового состава

ПЕЧАТНЫЕ балл полюс карнавал забор Итог
Читает правильно        
Искажения        
«Застревания»      
Не читает      

 

ПИСЬМЕННЫЕ балл дрова тряпка водопад Итог
Читает правильно        
Искажения        
«Застревания»      
Не читает      

Общий балл ___________

Задание 4.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ЧТЕНИЯ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1163; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования!
Генерация страницы за: 0.087 сек.