Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика административных правонарушений против порядка управления




Виды административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти.

Правовые основы административной ответственности за правонарушения, посягающие на институты государственной власти.

Глава 17 КоАП РФ содержит 15 статей, включающих 25 составов административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, к которым относятся:

- статус членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы РФ;

- статус Уполномоченного по правам человека в РФ;

- полномочия судей или судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

- деятельность суда по отправлению правосудия с участием народных или присяжных заседателей;

- полномочия прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;

- полномочия судебных приставов – исполнителей;

- государственная символика РФ

- государственные награды РФ;

- форменная одежда со знаками различия;

- меры государственной защиты судей и должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны.

Статус члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ, в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 г. № 133-ФЗ (с изм. и доп.).

В соответствии с п. 4 ст. 2 данного Закона должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления обязаны обеспечивать члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы условия для осуществления ими своих полномочий, установленных Конституцией РФ и указанным выше Законом.

Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти, избирательных комиссий и комиссий референдума, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений положений Закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в том числе предоставление ими ложной информации или несоблюдение установленных законом сроков и порядка предоставления информации, нарушение положений указанного Закона, регулирующих вопросы неприкосновенности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, влекут за собой ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством.

Конституция РФ предусматривает учреждение должности Уполномоченного по правам человека. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (с изм. и доп.) подчеркнул, что должность Уполномоченного учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Он обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.

Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы, документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий в установленный законодательством срок. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия. Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с участием данного присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока - на все время рассмотрения этого дела. На этот период администрация по месту работы (учебы) гражданина должна освобождать его от выполнения обязанностей по занимаемой должности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп.) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, в том числе перечисленные в ст. 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Реализуя функции надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор или его заместитель вносит протест на противоречащий закону акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления в соответствующий орган. Еще одной формой реагирования прокурора на факты нарушения закона, причины и условия, им способствующие, является представление прокурора, а также постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (см. ст. 21 - 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по уголовным делам производится следователями Следственного комитета РФ, а также следователями органов внутренних дел, следователями органов Федеральной службы безопасности и следователями органов по контролю за оборотом наркотиков.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. В целях реализации данного правила закон предусматривает возможность применения уголовно-процессуального принуждения, например при выемке, обыске, освидетельствовании, собирании образцов для сравнительного экспертного исследования.

Перечень органов дознания дан в ст. 40 УПК РФ. Дознание вправе осуществлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) и других федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», главные судебные приставы РФ и субъектов РФ, главный военный пристав, их заместители, старшие судебные приставы, командиры воинских частей, начальники военных учреждений и гарнизонов.

Правонарушение по статье 17.7. КоАП РФ заключается в нарушении (или невыполнении) законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении. Правонарушение может быть выражено как в активном действии, так и в бездействии граждан, должностных лиц, обязанных исполнять требования указанных выше лиц.

Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен порядок принудительного исполнения актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов возлагается на Федеральную службу судебных приставов (ФССП России), которая находится в ведении Министерства юстиции РФ, и ее территориальные органы.

Полномочия Федеральной службы судебных приставов, порядок ее организации и деятельности определяются указанным выше Законом, а также Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и Положением о Федеральной службе судебных приставов (ФССП России), утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 (с изм. и доп.).

Обязанности по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», возлагаются на судебных приставов-исполнителей, деятельность которых регулируется указанным выше Законом.

Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок.

Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях.

Налоговые органы обязаны в трехдневный срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию.

В соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Описание и порядок официального использования государственных символов Российской Федерации установлены соответственно Федеральными конституционными законами от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»; от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»; от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации».

Упомянутым выше Законом от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ установлены правила использования (в том числе - запреты и ограничения) Государственного флага РФ в местах его постоянного размещения, размещения в дни государственных праздников на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений, резиденций глав дипломатических представительств и консульских учреждений, на судах, включая военные корабли и суда, на транспортных средствах, во время торжественных мероприятий, в воинских частях и формированиях, в дни траура и во время траурных церемоний, при его одновременном подъеме (размещении) с флагом субъекта РФ, муниципального образования или организации, а также нанесения изображения Государственного флага РФ на воздушные суда РФ, на военно-транспортные воздушные суда, используемые для полетов за пределы Российской Федерации, а также на космические аппараты, запускаемые Российской Федерацией.

Государственный герб РФ в многоцветном и одноцветном вариантах может использоваться на бланках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, а также на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти; на печатях государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями; на фасадах зданий, залах заседаний и служебных помещениях, на пограничных знаках и в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; на штандарте Президента РФ; боевых знаменах воинских частей, знаменах федеральных органов исполнительной власти, определяемых Президентом РФ; военных кораблях I и II ранга; на денежных знаках, государственных наградах Российской Федерации и документах к ним.

Допускается размещение Государственного герба РФ на знаках различия и форменной одежде лиц, состоящих на военной или иной государственной службе. Установлены также правила использования Государственного герба РФ при его одновременном размещении с другими гербами (геральдическими знаками). Гербы (геральдические знаки) субъектов РФ, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному гербу РФ (ст. 8 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2001 г. № 2-ФКЗ).

Государственный гимн РФ должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом. Законом установлены перечень случаев исполнения Государственного гимна РФ, а также правила поведения граждан при официальном исполнении Государственного гимна.

В соответствии с п. «б» ст. 89 Конституции РФ Президент РФ награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.

В Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном в новой редакции Указом Президента РФ от 6 января 1999 г., содержится перечень государственных наград, определяется порядок возбуждения ходатайств о награждении или вручении наград, выдачи дубликатов наград и документов к ним, лишении государственных наград, восстановлении в правах на государственные награды и др.

В п. 20 упомянутого выше Положения указано, что на граждан РФ, удостоенных государственных наград СССР, распространяются правила, предусмотренные настоящим Положением и законодательством РФ. Сохраняется порядок ношения орденов, медалей СССР, орденских лент и лент медалей на планках и других знаков отличия.

Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством. Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации. Награжденному выдается удостоверение к государственной награде. В случае награждения посмертно государственные награды и документы к ним передаются для хранения как память супругу, отцу, матери, сыну, дочери без права ношения государственных наград. Государственные награды, а также документы к ним после смерти награжденного остаются у наследников для хранения как память без права ношения государственных наград, а при отсутствии наследников подлежат возврату в соответствующее подразделение Администрации Президента РФ.

Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, награжденные государственными наградами, выезжающие за границу, имеют право вывозить эти государственные награды при наличии документов, подтверждающих их награждение.

Право ношения ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию, знака отличия Российской Федерации, РСФСР, СССР, а равно орденских лент или лент медалей на планках предоставлено лишь тому лицу, которое удостоено этих наград и званий. Ношение их лицом, не имеющим на то права, является незаконным и влечет административную ответственность по настоящей статье.

Незаконным является также ношение государственных наград, если указ Президента РФ о награждении был им отменен в связи с необоснованностью представления к награждению либо лицо было лишено государственной награды Президентом РФ по представлению суда в случае осуждения награжденного за тяжкое преступление.

Право ношения форменной одежды военнослужащими, сотрудниками или работниками, как правило, определяется законами РФ и федеральными законами, регламентирующими порядок прохождения службы в названных органах и организациях. Например, в соответствии со ст. 25 Федерального Закона №3 РФ от 07 февраля 2011 г. «О полиции» сотрудники полиции имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством РФ.

Статьей 39 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия. При этом военная форма одежды и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов утверждаются Президентом РФ, а знаки различия по видам Вооруженных Сил РФ, родам войск и службам, конкретным воинским формированиям по их функциональному предназначению, персонифицированные знаки различия, а также правила ношения военной формы одежды и знаков различия определяются Министром обороны РФ, руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Форменное обмундирование в соответствии со ст. 41.3 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривается для прокурорских работников. Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» определяет, что для сотрудников таможенных органов предусматривается ношение форменной одежды, форма которой и знаки различия устанавливаются Правительством РФ.

Аналогичные нормы установлены для судебных приставов, должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, для должностных лиц органов Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

В соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (с изм. и доп.) в целях государственной защиты лиц, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательством на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями установлена система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких.

Обеспечение государственной защиты судей и должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных указанным выше Федеральным законом мер государственной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников указанных лиц, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

Применение государственных мер безопасности возложено на органы внутренних дел, ФСБ, таможенные органы, федеральные органы государственной охраны, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, на командование воинской части или начальника военного учреждения.

Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности: 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещение об опасности; 3) временное помещение в безопасное место; 4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; 5) перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; 6) переселение на другое место жительства; 7) защита документов, изменение внешности.

О принятом решении о применении мер безопасности органом, обеспечивающим безопасность, выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер безопасности и сроков их осуществления, о чем сообщается защищаемому лицу и руководителю соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, обратившемуся с просьбой о применении мер безопасности в отношении указанного лица.

Такие решения обязательны для исполнения должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, в адрес которых они направлены (например, предоставление жилья, работы, соответствующих документов).

Защищаемое лицо, а также должностные лица органов, обеспечивающих безопасность, и должностные лица предприятий, учреждений и организаций, реализующих принятые по этому поводу решения, обязаны не разглашать сведения о принимаемых в отношении защищаемого лица мерах безопасности без разрешения органа, осуществляющего эти меры.

 

Статья 17.1. Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

Данная статья включена в главу 17 Кодекса как предусматривающая ответственность за административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.

Общим объектом являются общественные отношения в сфере государственной власти.

Родовым объектом являются отношения в сфере деятельности органов законодательной власти.

Непосредственным объектом выступают законные требования члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение выражается в действии либо бездействии должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, организаций или общественных объединений, которые обязаны выполнять законные требования члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Субъектами ответственности по данной статье являются должностные лица, не выполняющие законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, а также не соблюдающие сроков предоставления информации.

С субъективной стороны невыполнение законных требований члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, а также создание препятствий в осуществлении их деятельности характеризуется тем, что виновное лицо реально осознает противоправный характер своего поведения и действует умышленно.

Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1) на основании протоколов, составляемых должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Статья 17.2. Воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Общим объектом являются общественные отношения в сфере государственной власти.

Родовым объектом являются отношения в сфере деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Непосредственным объектом выступают законная деятельность, требования Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено как в виде конкретных действий, так и бездействия соответствующих должностных лиц, государственных служащих, создающих различные препятствия для осуществления Уполномоченным его правозащитных функций.

Субъектами административной ответственности могут быть должностные лица государственных и муниципальных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, государственные служащие, вмешивающиеся в деятельность Уполномоченного, не исполняющие свои обязанности, установленные Законом, либо иным путем мешающие Уполномоченному выполнять свои функции по за щите прав граждан.

С субъективной стороны воспрепятствование деятельности Уполномоченного характеризуется тем, что лицо реально осознает противоправный характер своего поведения, действует умышленно.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Ст. 17.3 - Неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Общим объектом являются общественные отношения в сфере государственной власти.

Родовым объектом являются отношения в сфере деятельности судебных органов.

Непосредственным объектом выступает порядок отправления правосудия, законные распоряжения судьи, судебного пристава.

Объективная сторона - состоит в том, что виновный не исполняет законное распоряжение судьи (мирового судьи, судьи районного суда, военного суда, иного суда общей юрисдикции или судьи арбитражного суда) или законное распоряжение судебного пристава о прекращении действий (например, громкого разговора, видеосъемки, включение звуковых устройств, митинг), нарушающих установленные в суде правила.

Анализируемое правонарушение охватывает нарушение установленных правил в суде и в иных местах (например, в коридоре, в холле явки в суд, во время получения копии судебных актов).

Оконченным считается с момента совершения. Совершается как в форме действия, так и бездействия.

Субъектом административного правонарушения являются вменяемые физические лица, достигшие 16 лет.

Субъективная сторона характеризуется только умышленной виной в форме прямого или косвенного умысла.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также судебными приставами (п. 77 ч.2 ст. 28.3.).

Ст. 17.7 - Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Общим объектом являются отношения в сфере государственной власти.

Родовым объектом являются отношения в сфере деятельности органов правопорядка.

Непосредственным объектом являются законные требования прокурора, следователя, дознавателя…

Объективная сторона состоит в том, что виновный не выполняет требования прокурора (начиная от районного и кончая Генеральным прокурором РФ, в т.ч. и военных прокуроров), которые он обязан исполнять в соответствии с Законом о прокуратуре, иными федеральными законами.

Требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Предметом надзора прокуратуры РФ являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, органами представительной и исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и помещения вышеуказанных органов, иметь доступ к их материалам и документам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

- вызывать должностных лиц и граждан для объяснения по поводу нарушений законов.

Объективная сторона охватывает все случаи неисполнения законных требований следователя, дознавателя (неявка свидетеля по вызову следователя).

Оконченным является с момента совершения. Чаще всего совершается путем бездействия, но в ряде случаев в форме действия (например, если лицо предоставляет не все требуемые материалы по делу).

Субъектами являются вменяемые физические лица, достигшие 16 лет и должностные лица.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями судов общей юрисдикции (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы составляются прокурорами, следователями, дознавателями или должностными лицами органов внутренних дел (полиции) и иных государственных органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (п.1 ч.2, ч.3 ст.28. 3, ст.28.4).

Ст. 17.12 – Незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов.

Непосредственным объектом являются правила ношения форменной одежды.

Объективная сторона состоит в том, что виновный незаконно (т.е. в противоречии с положениями Закона о полиции, Закона о ФСБ и др. федеральных законов) носит (т.е. одевает, использует в качестве повседневной одежды либо одевается в это обмундирование для участия в приеме, торжественном собрании) форменную одежду со знаками различия (погонами, нарукавными нашивками, петлицами), с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных, контролирующих органов.

Оконченным данное правонарушение считается с момента совершения (хотя бы одноразового одевания форменной одежды).

Совершается только в форме действия.

Субъектами административного правонарушения могут быть только вменяемые физические лица, достигшие 16 лет. Даже если административное правонарушение совершается сотрудниками частных детективных и охранных организаций, к административной ответственности привлекается сам гражданин, который неправомерно носит упомянутую выше форменную одежду.

Субъективная сторона характеризуется либо прямым, либо косвенным умыслом.

Виновному назначается не только основное административное наказание (в виде административного штрафа), но и дополнительное в виде конфискации форменной одежды, знаков различия, символики.

Меры административного наказания назначаются судьей.

 

Глава 19 КоАП РФ содержит 31 статью, включающие 75 составов административных правонарушений против порядка управления в практике органов исполнительной власти.

Особенность данных административных правонарушений заключается в том, что их общим объектом являются урегулированные нормами права общественные отношения, в которых государством установлен определенный порядок реализации прав и обязанностей гражданами, должностными и юридическими лицами.

Указанные права, обязанности и полномочия регламентируются Федеральными Законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Установленный порядок исполнения органами государственной власти своих полномочий в различных сферах общественной жизни обеспечивает нормальное функционирование государственных и общественных институтов. Административные правонарушения против порядка управления ослабляют авторитет власти и приводят к нарушению прав и законных интересов граждан.

С объективной стороны большинство рассматриваемых административных правонарушений совершается в форме активных действий, например, самоуправство, неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника уголовно-исполнительной системы, умышленная порча паспорта, заведомо ложный вызов специализированных служб.

Составы административных правонарушений, посягающих на установленный порядок управления, сформулированы как формальные, то есть для признания их оконченными достаточно установить факт противоправных действий (бездействия) и не требуется наличия каких-либо вредных последствий.

Субъектами административных правонарушений являются вменяемые физические лица, достигшие 16-ти летнего возраста. За административные правонарушения, предусмотренные частью 2 ст. 19.3., ст. 19.13, 19.16, 19.24 и др., КоАП РФ несут ответственность физические лица (граждане); по ч.2 ст. 19.4, по ч.2 ст. 19.5 и др составам КоАП РФ могут быть привлечены к ответственности должностные лица (или должностные и юридические лица); юридическое лицо может быть субъектом правонарушения по ст. 19.23, 19.26 и др. составам КоАП РФ.

С субъективной стороны данные административные правонарушения совершаются, как правило, умышленно.

Основные видом наказания по нормам рассматриваемой главы являются административный штраф, размер которого установлен от 100 до 5000 руб. для граждан; от. 100 до 50000 руб. - для должностных лиц; максимальная сумма штрафа для юридических лиц - 700000 руб. (за правонарушения в области финансовых рынков).

С применением штрафа законодатель предусмотрел случаи безусловной конфискации предметов, веществ или продуктов питания, запрещенных законом для передачи в учреждения уголовно-исполнительной системы (ст.19.12. КоАП РФ), и конфискации предметов административного правонарушения, связанного с нарушением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений (ч.1, ч.2 и ч.3 ст. 19.19).

Предупреждение как наиболее мягкая мера административного наказания предусмотрена в качестве основного наказания в десяти составах административных правонарушений.

Наиболее суровое наказание - административный арест - может быть назначено за деяния, в которых выражено осознанное, умышленное неповиновение нарушителя представителям власти, которые выполняют определенные обязанности в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, воспрепятствование осуществлению ими таковой деятельности, либо за невыполнение установленных судом ограничений в отношении лица освобожденного из мест лишения свободы (ст. 19.3 и 19.24 КоАП РФ). Административный арест может быть назначен судьями на срок до 15 суток.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных в главе 19 КоАП РФ, полномочны рассматривать: органы внутренних дел; органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; органы и войска пограничной службы; военные комиссары; органы государственного горного и промышленного надзора; органы осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии; органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; органы российской транспортной инспекции; федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы; органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; органы стандартизации, метрологии и сертификации; органы, осуществляющие федеральный приборный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных камней и драгоценных металлов; органы, осуществляющие государственный геодезический надзор, а также контроль в области наименования географических объектов; органы регулирования естественных монополий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.