Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды методов деятельности исполнительной власти

Методы деятельности исполнительной власти - способы осуществ­ления управленческих функций и средства воздействия органов ис­полнительной власти на управляемые объекты.

Наиболее четким критерием классификации методов управления яв­ляется характер воздействия на объект управления. В связи с этим раз­личают методы прямого и косвенного воздействия.

Характерными признаками методов прямого воздействия являются:

  • прямое воздействие на волю;
  • приказной характер;
  • однозначность указаний;
  • широкое использование правительственных, ведомственных актов;
  • наличие административного аппарата, контролирующего выполнение указаний и применяющего принудительные меры для исполнения;
  • стимулирование выполнения указаний;
  • широкое использование внеэкономического принуждения.

Для методов косвенного воздействия присущи следующие особенности:

  • руководящее воздействие на волю осуществляется косвенно, через со­здание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении;
  • акты власти управомочивают на определенные действия;
  • у подвластных существует возможность выбора варианта поведения;
  • автоматически действующий механизм стимулирования закреплен юри­дическими нормами и обычаями;
  • наличие развитого механизма правосудия, обеспечивающего защиту интересов граждан и их объединений.

Универсальными способами воздействия на сознание и волю людей являются методы убеждения, поощрения и принуждения.

Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли под­властного или ее преобразования.

Для убеждения характерно следующее:

- оно используется постоянно и в отношении всех граждан;

- оно обеспечивает добровольное выполнение норм, указаний, предпи­саний, а в конечном итоге воспитывает убежденность, "привычку" законопослушания.

Убеждение - это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы.

- овладение вниманием;

- внушение;

- воздействие на сознание;

- оперирование эмоциями;

- формирование интереса.

Средствами убеждения являются:

- обучение;

- пропаганда;

- агитация;

- разъяснение;

- обмен опытом.

Поощрение - способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения по­ощряющего, дел. Поощрительное воздействие способствует возникно­вению интереса к совершению определенных дел, получению матери­ального, морального, иного одобрения.

Как методу деятельности исполнительной власти поощрению прису­щи следующие особенности:

- фактическим основанием для применения поощрения являются зас­луга, деяние, положительно оцениваемые субъектами власти;

- поощрение связано с оценкой уже совершенных деяний, является со­ставной частью государственного контроля;

- поощрение персонифицировано, применяется в отношении отдель­ных индивидуальных или коллективных субъектов;

- поощрение заключается в моральном одобрении, наделении определенными правами, материальными ценностями и иными благами;

- в основном поощрение урегулировано правом, во многих случаях реа­лизуется в форме правоприменения;

- поощрение косвенно воздействует на волю поощряемого, стимули­руя его.

Виды поощрений.

1) В зависимости от оснований:

А) Абсолютное поощрение, обусловленное абсолютными основаниями по­ощрения. Такими основаниями являются: добросовестное выполне­ние трудовых и служебных обязанностей; выполнение гражданского долга (помощь в задержании преступника, спасение утопающего и т. п.); поощрение матерей, родивших и воспитавших более пяти де­тей; юбилеи, заслуги иностранных граждан перед Россией в развитии науки и т. п.;

Б) относительное поощрение - регламентировано КоАП РСФСР, дисциплинарными уставами. Нормы указанных актов обязы­вают поощрять добровольный отказ от неправомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, добровольное устранение причиненного вреда. Статьей 34 КоАП РСФСР определено, что чистосердечное рас­каяние виновного, предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда являются обстоятельствами, смягчающими ответ­ственность за административное правонарушение.

2) С точки зрения правовой основы различают:

А) Формальное поощрение - поощрение, регламентированное правовыми нормами (соответствующие меры оформляются специальными правопримеиительными актами и, как правило, заносятся в трудовую книж­ку, служебную карточку);

Б) Неформальное поощрение - применение разнообразных мер воздействия, не предусмотренных юридическими нормами (например, публичная похвала).

3) По содержанию поощрение может быть:

А) моральным (благодарность, грамота);

б) материальным (премия, ценный подарок);

В) статусным (изменяющее правовой статус гражданина, например, при­своение почетного звания "Заслуженный юрист Российской Феде­рации");

Г) смешанным (часто одна.мера содержит моральное, материальное и ста­тутное поощрение, например, присвоение звания Героя Российской Федерации).

 

Принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физи­ческом воздействии на сознание и поведение людей.


Административное принуждение используется как средство обеспе­чения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, выполняет карательную функцию.Административному принуждению присущи следующие признаки:

- применяется на основе закона. Нормами права регулируется следую­щее: какие меры, при каких условиях, в каком порядке, кем могут применяться. Четкая регламентация принудительных мер необходима для соблюдения принципов неприкосновенности личности, жилища и личной собственности граждан;

- имеет своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере гос-го управления;

- осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов;

- персонифицировано - т. е. применяется только к конкретным субъектам права, нарушившим административно-правовые нормы;

- для административного принуждения характерен внесудебный порядок применения. Использование административно-принудительных мер от­несено к. компетенции соответствующих исполнительных органов (должностных лиц), которые непосредственно реализуют их без обра­щения в суд. Однако в соответствии с российским законодательством отдельные меры административного принуждения используются народными судами - это относится к случаям наложения наиболее стро­гих административных взысканий за совершение административных правонарушений;

- применяется в целях обеспечения административно-правовых норм, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ (пра­вила безопасности дорожного движения, обеспечения санитарной бе­зопасности).

Административное принуждение применяется:

  • исполнительными органами, уполномоченными на осуществление пра­воохранительных функций в сфере государственного управления (орга­нами внутренних дел, контрольно-надзорными органами);
  • исполнительными органами, которые наделены специальными пол­номочиями по осуществлению административной власти (например, федеральный антимонопольный орган вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и об устранении их последствий).

Меры административного принуждения мо­гут быть подразделены на следующие группы:

  1. административно-предупредительные меры. Меры административного предупреждения используются в целях предупреждения правонаруше­ния в сфере государственного управления, предотвращения обстоя­тельств, угрожающих общественной безопасности;
  2. административно-пресекательные меры - способы и средства прину­дительного воздействия, применяемые в целях прекращения противо­правного деяния и предотвращения наступления общественно опас­ных последствий;
  3. меры административно-процессуального обеспечения производства по делам об адм.правонарушениях – обеспечивают объективное оформление и рассмотрение адм.дел;
  4. меры административной ответственности (административные взыс­кания). Административное взыскание - это наказание, применяемое в установленном законом порядке уполномоченным органом (должнос­тным лицом) к виновному физическому и юридическому лицу. Адми­нистративное взыскание может выражаться в моральном или матери­альном воздействии на виновного или во временном лишении его специального права.

 

Тема: Государственная служба РФ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формы управления и административно-правовые формы | Глоссарий. Государственная гражданская служба РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.