Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парижский конгресс 7 страница

В начале 90-х годов издаются законы, направленные на укрепление крестьянской общины. Такими мерами правительство стремилось еще более прикрепить крестьянина к наделу, ограничить свободу его передвижения. Однако переделы, продажа и сдача в аренду крестьянских надельных земель продолжались в обход законов, оказавшихся бессильными приостановить эти процессы в деревне. Не могли правительственные меры обеспечить и платежеспособность крестьянского двора, о чем свидетельствовали данные официальной статистики. Так, в 1891—1894 гг. за недоимки было отобрано 87,6 тыс. крестьянских наделов, подвергнуты аресту 38 тыс. недоимщиков, около 5 тыс. были отданы в принудительные работы.

Самодержавие, исходя из главной своей идеи о первенствующей роли дворянства, в аграрном вопросе провело ряд мер, направленных на поддержку дворянского землевладения и помещичьего хозяйства. С целью укрепления экономического положения дворянства 21 апреля 1885 г., по случаю 100-летия Жалованной грамоты дворянству, был учрежден Дворянский земельный банк, который давал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях. Уже в первый год своей деятельности банк выдал помещикам ссуды на сумму 69 млн. руб., а к концу XIX в. их сумма превысила 1 млрд. руб. В интересах дворян-землевладельцев 1 июня 1886 г. было издано «Положение о найме на сельские работы». Оно расширяло права нанимателя-землевладельца, который мог требовать возврата ушедших до истечения срока найма рабочих, производить вычеты из им заработной платы не только за причиненный хозяину материальный ущерб, но и «за грубость», «неповиновение» и пр., подвергать аресту и телесному наказанию. В целях обеспечения помещиков рабочей силой закон 13 июня 1889 г. существенно ограничил переселение крестьян. «Самовольного» переселенца местная администрация была обязана выслать по этапу на прежнее место жительства. И все же вопреки этому суровому закону, за десять лет после его издания количество переселенцев увеличилось в несколько раз, причем 85% из них составляли «самовольные» переселенцы.

12 июля 1889 г. было издано «Положение о земских участковых начальниках». В 40 губерниях России, на которые распространялось это «Положение» (главным образом на губернии с помещичьим землей владением), создавались 2200 земских участков (примерно по 4—5 на уезд) во главе с земскими начальниками. Необходимость введения института земских начальников объяснялась «отсутствием близкой к народу твердой правительственной власти».

Земских начальников назначал министр внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян-землевладельцев. Земский начальник должен был обладать определенным имущественным цензом (свыше 200 десятин земли или другим недвижимым имуществом на 7500 рублей), иметь высшее образование, трехлетний стаж службы в должности или мирового посредника, или мирового судьи или члена губернского по крестьянским делам присутствия. Введение института земских начальников явилось одной из наиболее реакционных мер внутриполитического курса самодержавия в 80 — начале 90-х годов и стало ярким проявлением его продворянской политики. Этот акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате реформы 1861 г. В функции земского начальника во вверенном ему участке входили: надзор и контроль за деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, всесторонняя опека не только над крестьянским, но и над всем податным населением в его участке.

Прерогативы земского начальника, осуществлявшего административные и судебно-полицейские функции на селе, были исключительно широки. Он мог подвергать телесным наказаниям, аресту до трех дней и штрафу до шести рублей любое лицо из податных сословий своего участка, устранять от должности членов крестьянских сельских учреждений, отменять любое постановление сельского и волостного сходов, навязывать им свое решение, причем он зачастую действовал по произволу, не считаясь ни с какими законами. Постановления и решения земского начальника считались окончательными и не подлежали обжалованию.

Сами крестьяне введение данного закона о земских начальниках восприняли как возвращение крепостного права.

В начале 90-х годов были проведены земская и городская контрреформы, предприняты шаги к изменению Судебных уставов

Утвержденное 12 июня 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» формально сохраняло принципы бессословности и выборности земств, однако эти принципы были сильно урезаны, в чем и заключался смысл земской контрреформы. Крестьяне фактически лишались выборной представительства. Лишалось избирательных прав духовенство. Резко повышался избирательный ценз для городской курии, вследствие чего более половины избирателей по этой курии утрачивало право участвовать в выборах в земства. В результате этого удельный вес дворян по сравнению с 60-ми годами повысился в уездных земских собраниях с 42 до 55%, в губернских — с 82 до 90%. В уездных земских управах удельный вес дворян повысился с 55 до 724 а в губернских — с 90 до 94%.

Губернатор фактически полностью контролировал деятельность земских учреждений. Он мог отменить любое постановление земств и поставить на обсуждение их любой вопрос. Вводилось новое административное звено - губернское по земским делам присутствие. Оно рассматривало «правильность» выборов в земства, проверяло «законность» и «целесообразность» постановлений земств. Председатели и члены земских yпpaв отныне стали считаться состоявшими на государственной службе. Taким путем был введен «государственный элемент» в земства.

Те же цели преследовало новое «Городовое положение», принятое 11 июня 1892 г., по которому еще более урезывались избирательные права городского населения. От участия в городском самоуправлении теперь устранялись не только трудящиеся массы города, но и мелкая буржуазия — мелкие торговцы, приказчики и пр. Это достигалось путем значительного повышения имущественного ценза. Преимущество отдавалось дворянам-домовладельцам и крупной торговой, промышленной и финансовой буржуазия. В результате резко сократилось число избирателей в городские думы. Еще более усиливалась система опеки и административного вмешательства в дела городского самоуправления. Губернатор не только контролировал, но и направлял всю деятельность городских дум и городских управ. Городские думы не могли сделать ни шагу без надлежащего «соизволения, разрешения и утверждения» административных властей.

Были предприняты шаги для проведения судебной контрреформы. В связи с введением 14 августа 1881 г. мер по чрезвычайной охране существенно ограничивалась гласность в судопроизводстве по политическим делам. Прекратилась публикация отчетов о политических процессах. Указом 12 февраля 1887 г. министру юстиции предоставлялось право запрещать, если он сочтет необходимым «в видах ограждения достоинства государственной власти», публичное рассмотрение любого дела в суде. Стал систематически нарушаться принцип несменяемости судей: указом 20 мая 1885 г. учреждалось Высшее дисциплинарное присутствие Сената, правомочное по представлению министра юстиции перемещать и даже смещать судей. Указом 7 июля 1889 г. ограничивалась роль присяжных заседателей в суде путем изъятия из их юрисдикции ряда дел. В 1894 г. новым министром юстиции Н. В. Муравьевым, сменившим на этом посту либерального Д. Н. Набокова, был предпринят по согласованию с царем пересмотр судебных уставов 1864 г. Однако правительство, встретив сопротивление со стороны различных общественных кругов, не решилось провести судебную контрреформу.

В 80-е — начале 90-х годов был принят ряд важных мер, способствовавших укреплению финансов и экономическому развитию страны.

В апреле 1881 г. после отставки А. А. Абазы министром финансов был назначен выдающийся экономист, профессор статистики и политэкономии Киевского университета Н. X. Бунге. При вступлении его управление министерством финансы страны находились в тяжелом состоянии. Бюджет сводился с хроническим дефицитом. Ценность рубля упала почти наполовину. Бунге поставил себе сложную задачу — упорядочить финансы, но без отягощения трудовых слоев населения. Более того, именно при Бунге были уменьшены выкупные платежи и сложены накопившиеся по ним недоимки, отменены подушная подать и налог с занятий мещан (который они платили вместо подушной подати). Бунге изыскивал иные средства для увеличения доходов казны.

Существенно были повышены другие прямые и косвенные налоги: поземельный, с недвижимости в городах, с золотодобывающей промышленности, раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий, с доходов от денежных капиталов; он ввел налоги на наследство и на заграничные паспорта. На 30% были увеличены таможенные сборы (эта мера преследовала также и протекционистские цели). На посту министра финансов Бунге много сделал для поощрения частного предпринимательства. Однако ликвидировать бюджетный дефицит ему все же не удалось.

Под давлением реакционных кругов Бунге под видом «повышения в должности» (1 января 1887 г. Александр III назначил eго председателем Комитета министров) был уволен с поста министре финансов, который занял профессор Петербургского технологического института И. А. Вышнеградский. Выходец из семьи провинциального священника, обладавший большими дарованиями, неистощимой энергией и невероятной работоспособностью, он стал ученым с мировым именем. Но особенно развернулись его таланты как крупного предпринимателя и биржевика, руководителя акционерного общества Юго-Западной железной дороги и многих других акционерных компаний, что позволило ему составить миллионное состояние. Вышнеградский был тесно связан с видными денежными тузами и предпринимательскими кругами. Невероятно честолюбивый и изворотливый карьерист Вышнеградский сумел понравиться всем: К. П. Победоносцеву, М. Н. Каткову, самому Александру III и многим либералам. Перед назначением Вышнеградского министром финансов Министерство внутренних дел представило на него досье с большим перечнем его биржевых и прочих проделок, но Александр III оставил это без внимания.

Поставленный во главе Министерства финансов Вышнеградский в первую очередь энергично принялся за ликвидацию бюджетного дефицита. По существу, он действовал в том же направлении, что и Бунге, но иными методами, идя на жесткие и тягостные для народных масс меры, вплоть до беспощадного выколачивания с крестьян платежей и недоимок и значительного повышения косвенных налогов на предметы первой необходимости. Он еще более, чем Бунге, увеличил пошлины на импортные товары. Изданный в 1891 г. таможенный тариф повышал их еще на одну треть. Вышнеградский добился значил тельного превышения экспорта над импортом за счет увеличения вывоза хлеба и другой сельскохозяйственной продукции. При Бунге было заключено 7 иностранных займов. Вышнеградскому удалось конвертировать их в один заем с понижением учетной ставки с 5 до 4%. Всеми этими мерами он смог увеличить доходную часть бюджете с 958 млн до 1167 млн руб. и не только ликвидировать дефицит, но и добиться некоторого превышения доходов над расходами.

В целях упорядочения железнодорожного хозяйства и унификации тарифов начался выкуп ряда частных дорог казной. К 1894 г. в казенном управлении находилось уже 52% всех железных дорог. При Вышнеградском был создан золотой запас в размере свыше 500 млн. руб., что позволило сменившему (в 1892 г.) его на посту министра финансов С. Ю. Витте в 1897 г. провести денежную реформу.

Таким образом, внутренняя политика самодержавия в эти годы была довольно противоречива. Общее направление ее выражалось в откате к реакции путем «пересмотра» и «исправления» реформ 60 — 70-х годов. Самодержавию удалось провести серию контрреформ в сословном вопросе, в области просвещения и печати, в сфере местного управления. Главная его задача заключалась в том, чтобы укрепить свою социальную опору — дворянство, позиции которого были заметно ослаблены из-за объективных процессов социально-экономического развития России в течение двух «переломных» пореформенных десятилетий. Отсюда четко выраженная продворянская направленность внутренней политики в 80-е — начале 90-х годов.

Однако это был временный откат к политической реакции. Реакционным силам не удалось осуществить программу контрреформ в полном объеме. Власти так и не смогли, например, провести судебную контрреформу, проект которой был уже готов и одобрен императором, пересмотреть общее законодательство о крестьянах — вопрос о нем был поставлен на обсуждение в высших правительственных учреждениях в 1892 г. В самих «верхах» в то время не было единства: наряду с реакционным направлением, требовавшим решительного пересмотра реформ 60—70-х годов, было и оппозиционное, выступавшее за «уступки духу времени». Наиболее дальновидные среди консерваторов понимали, что восстановить старые порядки невозможно. Да и само правительство не могло не считаться с новыми веяниями и проводило противоречивую политику: наряду с контрреформами оно принимало меры, направленные на развитие экономики страны, делало уступки в крестьянском вопросе, завершало реформы в армии.

Во второй половине 90-х годов складывалась иная социально- политическая обстановка в стране, которая не позволила правительству на практике полностью реализовать принятые им ранее реакционные законодательные акты. В конечном счете реакции не удалось повернуть вспять исторический процесс.

2. Характер и направление социально-экономического развития пореформенной России были, безусловно, капиталистическими. Однако темпы и степень этого развития в различных отраслях народного хозяйства и в разных регионах страны были далеко неодинаковыми. Быстрее и интенсивнее капитализм развивался в промышленности – медленнее – в сельском хозяйстве. Капиталистическое развитие быстрее и интенсивнее происходило в центре страны, слабее – на окраинах. Для пореформенной России характерно было развитие капитализма вширь, то есть распространение его но новые, еще неосвоенные территории.

Экономике пореформенной России присуща многоукладность – сосуществование наряду с капитализмом мелкотоварного и патриархально-натурального производства. В экономическом, социальном, политическом строе сохранилась масса пережитков: господство помещичьего землевладения, сословная неполноправность крестьян.

Большое значение имели и такие особенности экономики и социальных отношений в России, как активное государственное вмешательство в экономику и слабое развитие частной собственности. Внушительное государственное хозяйство в виде казенных предприятий, банков, железных дорог, огромный массив разного рода казенных угодий и т. д. использовались самодержавием для влияния на дворянство и предоставляли широкие материальные возможности для влияния на буржуазию.

В России частная собственность на землю была представлена преимущественно дворянским, по существу феодальным землевладением. Хотя она и была значительно подорвана пореформенными рыночными процессами, но сохраняла свои господствующие позиции в землевладении вплоть до 1917 г. Буржуазная земельная собственность только начинала складываться и еще не получила широкого развития.

Вследствие недостаточного развития в России частной собственности было слабо развито «третье сословие». Однако действовал и другой фактор – антисобственнический менталитет большинства населения, неуважение к частной собственности.

Отмена крепостного права в 1861 г. открыла дорогу для интенсивного проникновения капитализма во все сферы экономики России. Процессу развития России по капиталистическому пути были присущи и закономерности, характерные для западноевропейских стран, и свои особенности: рост всех отраслей экономики, индустриализация страны и техническая модернизация ее производства; периоды подъема и спада в экономике (вплоть до финансовых и хозяйственных кризисов).

Эти особенности обусловили «догоняющий» характер капиталистической модернизации России по отношению к передовым капиталистическим странам того времени. Она вызвала глубокие социальные противоречия в обществе, которые в России приобрели особую остроту.

Как отмечалось выше, сельское хозяйство продолжало занимать господствующее положение в экономике России. Его состояние определяло степень развития капитализма. Однако из-за крепостнических пережитков становление капиталистических отношений в сельском хозяйстве шло наиболее медленными темпами.

Большая (77%) и лучшая по качеству часть земли принадлежала помещикам. Поэтому основной показатель буржуазной эволюции аграрного сектора — состояние помещичьего хозяйства, в котором сложилось три типа.

Отработочный представлял собой полукрепостническую форму эксплуатации и состоял в обработке помещичьей земли крестьянами своим инвентарем. Он был характерен для черноземных районов центра и Поволжья, где раньше преобладала барщина.

При капиталистическом типе использовался труд вольнонаемных крестьян-батраков, обрабатывавших землю помещика его инвентарем. Именно в таких хозяйствах шире внедрялась сельскохозяйственная техника, накапливались опыт и агрономические знания. Все это обусловливало быстрый рост товарности производства и его эффективность (рентабельность). Предпринимательское помещичье хозяйство развивалось вокруг крупных городов (в первую очередь, вокруг столиц — Петербурга и Москвы), а также в районах, близких к балтийским и черноморским портам (Прибалтика, Западная Белоруссия, Украина). Высокая товарность хозяйств, основанных на вольнонаемном труде, обеспечивала внутренний рынок и давала возможность вывозить зерно за границу.

Оба типа — отработочный и капиталистический — часто переплетались причудливым образом. Одна часть земли обрабатывалась ее владельцами собственным инвентарем с помощью наемных батраков, другая — сдавалась крестьянам в аренду за отработки.

Капиталистическое хозяйство не могло сразу возникнуть, а барщинное — исчезнуть. Поэтому возник смешанный тип хозяйствования, при котором использовались и вольнонаемный труд, и отработки. Он был распространен на Левобережной Украине, в восточной Белоруссии и некоторых западных русских губерниях.

К концу 1870-х гг. капиталистическая система ведения хозяйства постепенно вытесняла отработочную. Помещики, не сумевшие перестроить свое хозяйство на новый, капиталистический лад, постепенно разорялись и продавали свои имения. В стране шел процесс буржуазного перераспределения земли.

Крестьяне еще медленнее, чем помещики, приспосабливались к капиталистическим отношениям. Это, в первую очередь, вызывалось их малоземельем. Надельной земли было недостаточно для создания товарного хозяйства крестьянина и едва обеспечивало ему прожиточный минимум.

Развитие хозяйства крестьян тормозилось их безденежьем. Как податное сословие они были задавлены налогами (государственными податями) и высокими выкупными платежами. Это приводило к нехватке денежных средств, необходимых для развития хозяйства, и постепенному обнищанию основной массы крестьянства. Лишь отдельным крестьянам удавалось создать рентабельные хозяйства, ориентированные на рынок.

Сельское хозяйство продолжало развиваться по экстенсивному пути. Рост сельскохозяйственной продукции осуществлялся за счет расширения посевных площадей и освоения земли в новых районах. Во второй половине XIX в. посевные площади в целом по стране увеличились на 30%.

Однако в сельском хозяйстве были достигнуты некоторые успехи: применение вольнонаемного труда, использование сельскохозяйственных машин, улучшение агротехнических приемов — интенсивный путь — привели к подъему аграрного сектора. Из кризисного и застойного он превратился во второй половине

XIX в. в развивающийся и товарный. По производству зерновых культур на душу населения Россия в конце XIX в. стала занимать шестое место в мире.

Вместе с тем сохранение помещичьего землевладения и малоземелья крестьян означали незавершенность буржуазной эволюции сельского хозяйства. Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса создавала основу для будущих революционных потрясений в России.

Для развития промышленности отмена крепостного права имела особо важное значение:

— появилась свободная рабочая сила;

— активизировался процесс накопления капиталов;

— постепенно расширялся внутренний рынок и росла его связь с мировым.

Бурный темп производства сократил в России дорогу к развитому капитализму. Путь, который в Западной Европе занял два столетия, Россия прошла всего за несколько десятилетий.

Итак, в качестве особенностей развития промышленности России во второй половине XIX в. можно назвать:

— многоукладность как пережиток затянувшегося крепостного права и следствие переходного характера пореформенного периода: крупная машинная индустрия соседствовала с мануфактурным (ручным) и мелкотоварным, (кустарным) производством;

— неравномерное размещение промышленных предприятий по территории России. Наряду с высокоразвитыми районами (северо-западный — Петербург и Прибалтика, центральный — вокруг Москвы, южный — Украина) оставались неосвоенными в промышленном отношении Сибирь, Дальний Восток и Средняя Азия;

— неравномерное развитие по отраслям. Ведущую роль играла легкая (особенно текстильная и пищевая). Отечественное машиностроение было развито слабо. В тяжелой промышленности постепенно наращивали успехи металлургическая и добывающая (в том числе нефтяная) отрасли;

— сильное государственное вмешательство, характерное как для экономики в целом, так и для промышленности. Оно осуществлялось путем предоставления предпринимателям кредитов, правительственных субсидий, казенных заказов, а также финансовой и таможенной политики. Так была заложена основа для формирования системы государственного капитализма;

— затянувшийся процесс первоначального накопления капитала. Недостаток отечественных капиталов открыл дорогу для широкого проникновения иностранных средств. Иностранный капитал поступал из Бельгии, Франции, Германии и Англии. Во второй половине XIX в. в каменноугольной, металлургической, машиностроительной отраслях промышленности он занял господствующее положение.

Этапы утверждения капитализма в промышленности:

· первый — 1860—1870-е гг. — перестройка производства, спад в тяжелой промышленности. Особенно замедлились темпы производства в традиционных промышленных районах, в первую очередь, на Урале. В начале пореформенного периода наиболее успешно» развивалась легкая промышленность. Текстильное производство было самым передовым в техническом оснащении. Здесь было занято свыше У2 промышленных рабочих;

· второй — 1880—1890-е гг. — бурный экономический подъем. Это было следствием завершения промышленного переворота. Быстро росло количество новых заводов и фабрик. К концу XIX в. их число увеличилось более чем в 5 раз. Основная промышленная продукция России производилась на предприятиях, оборудованных паровыми и электрическими машинами.

Интенсивно развивались угольная, нефтедобывающая, химическая и машиностроительная отрасли промышленности. В связи с этим резко возросла роль Донецкого угольно-металлургического бассейна. К концу 1890-х гг. здесь действовало 17 крупных металлургических предприятий. Возник новый Бакинский район, связанный с добычей нефти. Увеличилось количество машиностроительных центров: сталелитейный завод в Петербурге (Путиловский), паровозо- и пароходостроительный в Нижнем Новгороде (Сормово) и др.

За 40 пореформенных лет общий объем промышленной продукции в России увеличился в 7 раз (в Германии — в 5 раз, Англии — в 2, Франции — в 2,5 раза). Однако, несмотря на высокие темпы развития, Россия по-прежнему отставала от передовых государств как по объему производства, так и по производству продукции на душу населения.

Важный показатель — в конце XIX в. машиностроение и добывающие отрасли по темпам развитии стали обгонять легкую промышленность. Это свидетельствовало о том, что создана основа для превращения России из аграрной в аграрно-индустриальную страну.

Финансы России к середине XIX в. были значительно истощены. Тяжелым бременем стали Крымская 1853—1856 гг. и Кавказская 1830—1864 гг. войны. Поэтому одной из важнейших задач правительства стало укрепление финансовой системы страны.

Был создан Государственный банк, получивший право выпуска денежных знаков. Министерство финансов стало единственным распорядителем государственных средств. Благодаря политике министров финансов (Н. X. Бунге и И. А. Вышнеградского) в 1880-е годы был преодолен дефицит государственного бюджета.

Во второй половине XIX в. сложилась новая государственная и частная кредитная система. Она способствовала развитию важнейших отраслей промышленности и, главным образом, железнодорожного строительства.

Появились первые акционерные коммерческие банки в Петербурге, Москве, Киеве и Харькове. К концу XIX в. их было более 40. Наряду с крупными финансовыми учреждениями развивалась сеть мелких городских банков, обществ взаимного кредита и др.

Заметную роль в финансовой жизни России играл иностранный капитал, вложение которого в банковское дело, промышленность и железнодорожное строительство к концу XIX в. достигло 900 млн руб.

Особое значение имела денежная реформа 1897 г. Ее провел министр финансов С. Ю. Витте. Рубль был приведен к золотому эквиваленту. Были выпущены новые золотые монеты. На них свободно обменивались бумажные деньги — кредитные билеты. К началу XX в. банковская система Российской империи оказалась одной из наиболее динамично развивающихся в Европе. Золотой рубль превратился в самую стабильную мировую валюту и высоко котировался на международном финансовом рынке.

Торговля расширялась в результате развития сельского хозяйства и промышленности. Внутренний товарооборот по сравнению с серединой XIX в. к концу века вырос в 17 раз. Параллельно с оптовой сезонной (ярмарочной) укрепилась и розничная постоянная магазинная торговля.

Главным товаром оставалась сельскохозяйственная продукция, в первую очередь, хлеб. Он поставлялся и на внутренний, и на внешний рынок. Быстро росла торговля промышленной продукцией. Большим спросом пользовааись ткани, орудия труда и утварь, кровельное железо, керосин. Широкое распространение получила продажа сырья, необходимого для развития промышленности и транспорта, — железной руды, угля, леса, нефти и т. д.

Главный итог развития внутренней торговли во второй половине XIX в. — завершение складывания всероссийского рынка.

В пореформенный период Россия все больше втягивалась в мировой рынок. Неуклонно возрастал объем ее внешней торговли —к концу века почти в 3 раза по сравнению с серединой.

В структуре вывоза продолжала преобладать продукция сельского хозяйства (зерно, лен, шерсть и т. п.). Промышленные товары (особенно текстиль) постепенно занимали заметное место в российском экспорте.

Изменилась структура ввоза: в Россию шли не только предметы роскоши и колониальные товары (чай, кофе, пряности), как в первой половине века, но и промышленное оборудование и сельскохозяйственные машины.

Основные внешнеторговые партнеры России — европейские страны, особенно Германия и Англия. Попытки освоения азиатских рынков (Турция, Иран, Китай) для массового сбыта российской промышленной продукции наталкивались на европейскую конкуренцию.

Во внешней торговле устойчиво сохранялся активный баланс. Это достигалось в основном за счет вывоза хлеба. Даже в годы неурожаев, когда голодали миллионы крестьян, Россия продолжала вывозить хлеб.

Развитие транспорта сыграло огромную роль в индустриализации России. Создание сети железных дорог имело хозяйственное, стратегическое и социальное значение. «Железнодорожный бум» («горячка»), обеспечивая спрос на строительные материалы, топливо, металл и оборудование, способствовал интенсивному развитию многих отраслей промышленности (лесной и угледобывающей, металлургической и машиностроительной).

Железные дороги строились с широким привлечением частного (в том числе иностранного) капитала. Однако уже к середине 1890-х гг. большая часть железных дорог находилась в государственном ведении — одно из характерных проявлений дарственного капитализма. Железнодорожная сеть наиболее интенсивно создавалась в европейской части России. Ее центром была Москва. К концу XIX в. железные дороги появились в Закавказье, Средней Азии, Урале и Сибири. В 1860-е гг. в России протяженность железных дорог составляла 2 тыс. верст, к концу XIX в. она увеличилась до 53 тыс. Основные хозяйственные перевозки осуществлялись теперь по железным дорогам.

Железные дороги теснее связали Россию с Европой. Транссибирская магистраль (начало строительства — 1891 г.) способствовала освоению Сибири и приблизила к центру страны Дальний Восток.

Одновременно совершенствовался и водный транспорт. Речное пароходство развивалось на Волге, Днепре, Дону, Оби и Енисее. К концу XIX в. на реках России насчитывалось 2,5 тыс. пароходов. Численность морских пароходов во второй половине XIX в. возросла в 10 раз.

Интенсивное строительство железных дорог и парового водного транспорта было одним из ярких показателей высокой степени индустриализации России.

Таким образом, экономика России во второй половине XIX в. успешно развивалась по капиталистическому пути.

Аграрный сектор обеспечивал потребности городского и сельского населения и поставлял товары на внешний рынок.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Парижский конгресс 6 страница | Парижский конгресс 8 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.