Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны

 

Фашизм явился отражением и результатом развития главных противоречий западной цивилизации. Его идеология вобрала в себя (доведя до гротеска) идеи расизма и социального равенства, технократические и этатистские концепции. Эклектическое переплетение различных идей и теорий вылилось в форму доступной популистской доктрины и демагогической политики. Национал-социалистская рабочая партия Германии выросла из «Свободного рабочего комитета за достижение доброго мира» – кружка, основанного в 1915 г. рабочим Антоном Дрекслером. В начале 1919 г. в Германии создаются другие организации национал-социалистского толка. В ноябре 1921 г. создается фашистская партия в Италии, насчитывающая 300 тысяч членов, из них 40% рабочих. Признавая эту политическую силу, король Италии поручил в 1922 г. лидеру этой партии Бенито Муссолини (1883-1945) сформировать кабинет министров, который с 1925 г. становится фашистским.

По тому же сценарию и в Германии фашисты приходят к власти в 1933 г. Руководитель партии Адольф Гитлер (1889-1945) получает должность рейхсканцлера из рук президента Германии Пауля фон Гинденбурга (1847-1934).

С первых шагов фашисты зарекомендовали себя непримиримыми антикоммунистами, антисемитами, хорошими организаторами, способными охватить все слои населения, и реваншистами. Их деятельность едва ли могла быть столь стремительно успешной без поддержки реваншистских монополистических кругов своих стран. Наличие прямых их связей с фашистами не вызывает сомнения хотя бы потому, что рядом на скамье подсудимых в Нюрнберге в 1945 г. оказались главари преступного режима и крупнейшие, хозяйственные магнаты фашистской Германии (Г.Шахт, Г.Крупп). Можно утверждать, что финансовые средства монополий способствовали фашизации стран, укреплению фашизма, призванного не только уничтожить коммунистический режим в СССР (антикоммунистическая идея), неполноценные народы (идея расизма), но и перекроить карту мира, уничтожив Версальскую систему послевоенного устройства (реваншистская идея).

Феномен фашизации ряда европейских стран еще более отчетливо продемонстрировал критическое состояние всей западной цивилизации. По существу это политическое и идейное течение представляло альтернативу ее основам путем сворачивания демократии, рыночных отношений и замены их политикой этатизма, строительства общества социального равенства для избранных народов, культивирования коллективистских форм жизни, антигуманного отношения к неарийцам и т. п. Правда, фашизм не предполагал полное уничтожение Западной цивилизации. Может быть, это в известной мере объясняет относительно лояльное в течение длительного времени отношение правящих кругов демократических стран к этому грозному феномену. Кроме того, фашизм можно отнести к одной из разновидностей тоталитаризма. Западные политологи предложили определение тоталитаризма на основе нескольких критериев, получивших признание и дальнейшее развитие в политологии. Тоталитаризм характеризуется: 1) наличием официальной идеологии, охватывающей наиболее жизненно важные сферы жизни человека и общества и поддерживаемой подавляющим большинством граждан. Эта идеология основана на неприятии существовавшего доселе порядка и преследует задачу сплочения общества для создания нового уклада, не исключая применения насильственных методов; 2) господством массовой партии, построенной на строго иерархическом принципе управления, как правило, с вождем во главе. Партии – выполняющей функции контроля за бюрократическим государственным аппаратом или растворяющейся в нем; 3) наличием развитой системы полицейского контроля, пронизывающего все общественные стороны жизни страны; 4) практически полным контролем партии над средствами массовой информации; 5) полным контролем партии над силовыми структурами, прежде всего армией; 6) руководством центральной власти хозяйственной жизнью страны.

Подобная характеристика тоталитаризма применима как к режиму, сложившемуся в Германии, Италии и других фашистских странах, так и во многом к сталинскому режиму, сложившемуся в 30-е годы в СССР. Не исключено и то, что подобная схожесть различных обличий тоталитаризма затрудняла осознание опасности, исходящей от этого чудовищного явления, политиками, находившимися во главе демократических стран в тот драматический период новейшей истории.

Уже в 1935 г. Германия отказалась от выполнения военных статей Версальского договора, за которым последовала оккупация Рейнской демилитаризованной зоны, выход из Лиги Наций, помощь Италии в оккупации Эфиопии (1935-1936), интервенция в Испании (1936-1939), аншлюсс (или присоединение) Австрии (1938), расчленение Чехословакии (1938-1939) в соответствии с Мюнхенским соглашением и т. п. Наконец в апреле 1939 г. Германия в одностороннем порядке расторгает англо-германское морское соглашение и договор о ненападении с Польшей, так возник casus belli (повод к войне).

 

Всемирная история

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.