Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода массовой информации: понятие, пределы, ответственность

 

Свобода массовой информации гарантируется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» (далее - Закон) и другими нормативными правовыми актами.

В данной статье 33 Конституции закрепляется как свобода слова, так и свобода печати, которая в свою очередь является средством выражения свободы слова.

Так, согласно ст. 3 Закона граждане Республики Беларусь имеют право беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств массовой информации, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и убеждения.

Государство рассматривает систему средств массовой информации как основу реализации конституционного права граждан Республики Беларусь на свободу слова и информации, как важную составную часть национальной культуры и определяет меры, направленные на обеспечение экономической поддержки средств массовой информации.

Одним из способов реализации свободы мнений, убеждений и их свободного выражения является использование средств массовой информации.

Как мы отмечали выше (Тема 3. «Право на информацию»), цензура является средством ограничения свободы слова и свободы СМИ. Однако, законодательство Республики Беларусь не допускает цензуру.

Свободой слова (массовой информации) нельзя злоупотреблять, она не может быть использована во вред правам и свободам других лиц. Поэтому, в некоторых случаях допускается ее ограничение.

Согласно ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах [58] пользование правом на свободное выражение своего мнения налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, а также охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Закон также устанавливает некоторые ограничения свободы массовой информации. Так, согласно статье 5 Закона не допускается использование средств массовой информации для:

-совершения действий, наказываемых в уголовном порядке;

-раскрытия сведений, составляющих государственную либо иную специально охраняемую законом тайну;

-призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности республики;

-разжигания национальной, социальной, расовой, религиозной нетерпимости либо розни;

-пропаганды войны и агрессии;

-распространения порнографической продукции;

-посягательства на нравственность, честь и достоинство граждан;

-распространения сведений, порочащих честь и достоинство Президента Республики Беларусь, руководителей государственных органов, статус которых установлен Конституцией Республики Беларусь;

-распространения информации от имени политических партий, профессиональных союзов или иных общественных объединений, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию (перерегистрацию).

Не подлежат опубликованию либо обнародованию незавершенные производством материалы дознания, предварительного следствия и судебных дел без письменного разрешения соответственно лица, производящего дознание, следователя или судьи, а также материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскной деятельности.

Ответственность, согласно Закону может наступить как за ущемление свободы массовой информации (ст. 48), за злоупотребление свободой массовой информации (ст. 49), за другие нарушения законодательства о средствах массовой информации (ст. 50).

Ущемление свободы массовой информации означает препятствие в какой-либо форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе через:

-осуществление цензуры;

-вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции;

-незаконное приостановление или прекращение деятельности средства массовой информации;

-незаконную конфискацию, а также уничтожение тиража или его части;

принуждение журналиста к распространению либо отказу от распространения информации;

-установление ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую либо иную специально охраняемую законом тайну;

-нарушение прав журналистов, установленных Законом.

Злоупотребление свободой массовой информации, проявляется в раскрытии сведений, составляющих государственную либо иную специально охраняемую законом тайну; призыве к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности республики; разжигании национальной, социальной, расовой, религиозной нетерпимости либо розни; пропаганде войны и агрессии; распространении порнографической продукции и совершении иных действий, предусмотренных статьей 5 Закона; злоупотреблении журналистом правами либо нарушении обязанностей, предусмотренных ст.ст. 39, 40 Закона.

Республиканский орган государственного управления принимает решение о приостановлении деятельности средства массовой информации не позднее трех месяцев со дня обнаружения и не позднее шести месяцев со дня совершения указанных правонарушений.

К другим нарушениям законодательства о средствах массовой информации ст. 50 Закона относит:

-учреждение средства массовой информации через подставное лицо, получении свидетельства о регистрации с нарушением законодательства, уклонении от уплаты сборов или неправомерном получении льгот, установленных для специализированных средств массовой информации;

-незаконное изготовление продукции средства массовой информации без его регистрации или после решения о приостановлении либо прекращении его деятельности, уклонении от перерегистрации;

-препятствие осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации, установлении незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания;

-незаконное распространение продукции средства массовой информации без его регистрации или после решения о приостановлении либо прекращении его деятельности либо без разрешения на выход в свет (в эфир), незаконное коммерческое распространение, осуществление вещания с нарушением законодательства Республики Беларусь о лицензировании;

-ввоз, вывоз, а также распространение на территории Республики Беларусь печатных и аудиовизуальных материалов, иных носителей информации, содержание которых не соответствует требованиям статьи 5 Закона;

-распространение на территории Республики Беларусь периодического печатного издания, зарегистрированного в Республике Беларусь, изданного за границей и незаконно ввезенного в Республику Беларусь без соответствующих таможенных документов о перемещении тиража периодического печатного издания через границу;

-распространение без разрешения органа государственного управления периодического печатного издания, зарегистрированного в иностранном государстве;

-нарушение правил распространения обязательных сообщений, рекламы, эротических изданий и программ;

-нарушение порядка оглашения выходных данных, представления обязательных экземпляров, сохранения материалов теле- и радиопередач;

-создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм.

Указанные правонарушения влекут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Субъекты средств массовой информации, а также другие физические и юридические лица несут гражданско-правовую, административную, уголовную или иную ответственность за нарушения законодательства Республики Беларусь о печати и других средствах массовой информации (ст. 46 Закона).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 5. Правовое регулирование информационных отношений в сфере массовой информации | Особенности, объекты и субъекты информационных правоотношений в сфере массовой информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.