Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хрестоматийный материал. Российское законодательство Х - ХХ вв




Российское законодательство Х - ХХ вв. Т. I. М. 1984 г.

Отечественное законодательство XI-X веков. Часть 1. М. 2000 г.

 

Дополнительная литература

Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. Л., 1980 г.

Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах. М., 1993 г.

Мартышин О.В. Вольный Новгород: общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 1992 г.

Мартысевич И.Д. Псковская судная грамота и ее время. М., 1951 г.

Момотов В.В. Берестяные грамоты - источник познания русского права ХI-ХV вв. Учебное пособие. Краснодар, 1997 г.

Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. М., 1983 г.

 

Новгородская и Псковская феодальные республики

Великий Новгород являлся наиболее древним городом России и есть основание полагать, что центром древнейшего княжества - Славии. Образовавшаяся впоследствии Новгородско-Псковская земля граничила с Полоцкой и Смоленской землями на западе, Ростово-Суздальским княжеством на юге, с севера омывалось водами Онежского и Ладожского озер, и Финского залива. Местное население эксплуатировало путем взимания дани.

Близость Новгорода к Балтийскому морю привела к тому, что в экономическом отношении он явился центром внешней и внутренней торговли. Этот же фактор усложнял внешнеполитическое положение Новгорода. Приходилось вести постоянную борьбу против агрессии немецких, шведских и датских интервентов. Несмотря на то, что на Неве (1240 г.) и на Чудском озере (1242 г.) они были разгромлены, борьба продолжалась и в XIV-XV вв.

Новгород платил дань монголо-татарам, хотя во время нашествия не был ими захвачен.

В XIII веке Новгородская феодальная республика уступает свои позиции (Яжлобинский договор 1456 г.), а после разгрома новгородского ополчения на Шелони (1471 г.) теряет самостоятельность и переходит в подчинение Московскому княжеству (1478 г.).

Псков в XII веке представлял собой значительный город с большим населением. В XIV веке вел борьбу с Новгородом за независимость, приглашал к себе князей не считаясь с мнением Новгорода.

В 1348 году Новгород признал политическую независимость Пскова.

Тенденции экономического и политического развития, внешнеполитическое положения Пскова были сходны с Новгородом. Поэтому отдельно останавливаться на особенностях становления и развития Пскова нет необходимости. Уже в XV веке Псков, как и Новгород попадает под влияние Москвы.

С 1462 года наместники великого московского князя посылаются в Псков без согласования с вече. В 1510 году Псков вошел в состав единого Русского государства.

Общественное и экономическое развитие Новгорода имело свои особенности:

* во-первых, развитие крупного боярского землевладения происходило быстрее, чем в остальных регионах. В значительной мере этому способствовала жестокая эксплуатация населения, населяющего покоренные территории. Значительную часть земли захватила церковь. Княжеский домен здесь не сложился, боярство из дружинников также не сформировалось.

* во-вторых, достаточно высокоразвитые ремесло и торговля способствовали быстрому росту городского населения. Новгород находился на торговых путях (при замораживании дороги из варяг в греки), а земля не отличалась плодородием.

Древнерусские Новгородские и Псковские феодальные республики являлись достаточно высокоразвитыми государственными образованиями, игравшими важную роль в составлении северной части Русского государства.

Новгородская республика существовала с 1136 по 1487 год, Псковская феодальная республика 1348 по 1510 год.

В 1136 г. в результате антифеодального восстания был свергнут внук Владимира Мономаха Всеволод. В 1478 г. Новгород вошел в состав Московского княжества.

В 1348 г. Новгород признал независимость Пскова. В 1510 г. Псков вошел в Московское княжество.

Новгородская вечевая республика прошла несколько периодов развития:

1) 1136 г. по I четверть XIV века в Великом Новгороде наряду с вече, посадником, архиепископом и др. существует выборная должность князя, приглашенного по традиции править "по ряду". Его власть ограничена. Наибольшую властную силу имеет вечевое собрание.

2) 1325 г. по 1478 г. князья больше в Новгород не приглашаются.

Новгородской феодальной республикой правит боярский совет под председательством владыки. Роль вечевого собрания значительно падает.

Рассматривая общественный строй Новгорода следует отметить основные социальные группы и классы.

Верхнюю ступень социальной лестницы в Новгороде и Пскове занимали своеземцы, духовенство и купцы.

Бояре были основной политической и экономической силой Новгорода.

Они занимали все высшие и значительные должности от сотского до архиепископа и посадника. Бояре владели обширными вотчинами, на которых эксплуатировали труд феодально зависимых крестьян. Бояре также владели крупными торгово-промышленными предприятиями, вели активную внешнюю и внутреннюю торговлю. С северных регионах они получали меха и другие товары, пользующиеся спросом у иноземных купцов.

Средний разряд феодалов назывался житьими людьми. Эта категория феодалов занималась торговлей, ростовщичеством, перекупкой и занимала должности, связанные с выполнением административных, судебных и дипломатических функций.

Среднее положение между мелкими феодалами и крестьянством занимали своеземцы. В Новгороде, в Пскове их называли земцами. Своеземцы владели земельной собственностью, на которой трудились сами своей семьей или привлекали крестьян. Зачастую они сдавали землю крестьянам в аренду. Земцы получали от Пскова земельные участки за несения военной службы.

Духовенство занимало то же общественное положение, что и бояре, и пользовалось большими привилегиями. Церковная власть в Новгороде и Пскове имела огромное влияние на политическую жизнь. Духовенству доверялось хранение государственной казны, владыка представительствовал на боярском совете, из числа духовенства назначались послы в иноземные государства и т.д.

Купечество Новгорода было тесно связано с житьими людьми, т.к. осуществляло сбыт продукции феодальных хозяйств, т.е. выступали торговым посредником. Купечество вело активную транзитную торговлю, т.к. Новгород и Псков находились на торговых путях Севера и других русских княжеств. В отличие от других княжеств купечество имело и земельные владения. Организационно купечество было объединено в так называемые " сотни", т.е. купеческие общины, аналогично европейским гильдиям. Высшее купечество входило в общество " Ивановское сто", названную так по названию церкви "Ивана предтечи на Опоках" - центра организации. Иноземные купцы имели свою организацию.

Вышеперечисленные социальные группы: бояре, житьи люди и купечество выступали на вече единым фронтом против трудящихся масс.

Городское население Новгорода и Пскова состояло из городской "верхушки" и "старейшин" и основной массы, или городских низов, называемых "молодшими" или "черными". Последние подвергались жестокой эксплуатации как со стороны городских верхов, так и государства. Они платили налоги, несли повинности по ремонту дорог и мостов, городских укреплений, призывались в ополчение. Хоть они участвовали в вече, не должностные лица из их числа не избегались.

Крестьянство в Новгороде и Пскове было представлено такими категориями, как смерды- общинники, закладчики, половники.

Положение смердов в Новгороде и Пскове в разное время было неодинаковым. На начальном этапе развития Новгорода они имели собственное хозяйство и платили дань государству. С развитием феодализма смерды превращались в феодально-зависимое население. Таким образом, этот процесс привел к образованию двух разрядов смердов.

Смердов-общинников, выплачивающих налоги государству ("тянувших судом и данью" к Новгороду).

Смердов - феодально зависимых, которые делились на закладников и половников. Закладники - это смерды, вышедшие из общины и поступившие в подчинение к феодалам. Половники - это крестьяне, лишенные земли и орудий труда, получающие ссуду от феодалов и работающие на его земле за исполу (долга продуктов). Они платили подати и работали только в пользу своего господина. Половники делились на: "изорников" - земледельцев, пахарей- " огородников" и " кочевников" - рыболовов.

Половник мог уйти от своего господина только один раз в году в установленный срок - Филиппово заговенье (14 ноября по новому стилю), предварительно погасив свой долг феодалу.

Формой эксплуатации крестьянства в Новгородско-Псковской земле был натуральный оброк, а в XV веке наряду с этим видом появилась денежная рента.

Государственный строй

Государственный строй Великого Новгорода складывался постепенно. Более чем 300-летнюю историю становления и развития государственного строя, как уже было отмечено, можно разделить на два периода:

1. феодальная республика с номинальной властью великого князя;

2. феодальная республика под управлением феодальной олигархии.

В I период (1136-1325 гг.) в Новгород имеются все основные органы республиканской власти:

* высшие органы власти - вече и боярский совет -"оспода";

* исполнительные органы - князь, посадник, княжеский суд, тысячный суд, управление волостелями - волостели, староста.

Новгородское вече, как высший орган государственной власти, в жизни Новгорода в XII- XIII веках имело огромное значение. Противоборствующие политические силы не могли без поддержки вече, т.е. городского ремесленно- торгового люда, одержать победу. Сила вече заключалась в том, что ремесленники как основной элемент городского населения всегда были готовы поддержать свои права с оружием в руках, ибо составляли основной состав ополчения.

Юридически вече было верховным органом власти и имело несравненно большую силу, чем в других княжествах.

Вече решало вопросы в области законодательства, внутренней и внешней политики:

* избирало или изгоняло князя;

* избирало посадского, должностных лиц городской администрации;

* решало вопросы войны и мира;

* ведало раскладкой налогов и повинностей, чеканной монеты, постройкой оборонительных сооружений, храмов, мостов и т.д.;

* выступало в качестве высшей судебной инстанции по делам государственной важности.

Состав участников вечевого собрания был обширен. Из дошедших до нас грамот известно, что на вече присутствовали:

* должностные лица городского управления (владыка, князь, посадский, тысяцкий);

* представители важнейших групп населения (бояре и житье люди);

* городских низов ("весь Новгород").

Таким образом, на вече могли присутствовать все жители города и близлежащих деревень.

Существование в этот период вечевой администрации (вечевые дьяки, баричи) свидетельствуют о том, что вече являлось органом власти со строго определенными полномочиями.

Боярский совет ("оспода") являлся реальным носителем власти великого Новгорода. Он сосредотачивал в своих руках всю государственную систему управления, решал через вече все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.

В состав боярского совета входили:

* князь,

* архиепископ,

* посадники,

* тысяцкие "старые" посадники и тысяцкие,

* сотские кончанские старосты,

* именитые бояре.

В начальный период развития Новгорода председателям "осподы" был посадник. Впоследствии председательствовал архиепископ и совет созывался во владычном дворе.

Княжеская власть была существенно ограничена в объеме и функциях, хотя номинально занимала главенствующее место среди республиканских институтов управления.

Князь приглашался в Новгород после того, как его кандидатура обговаривалась на совете "осподы" для того, чтобы внести на обсуждение вече. Еще до прибытия в Новгород князь должен был подписать с "господином Великим Новгородом" договорную грамоту, в которой регламентировались его государственный и правовой статус, а также обязанности новгородских властей по отношению к князю. Договор закреплялся крестным целованием.

Поскольку ограничение княжеской власти является отличительной особенностью Новгорода от других княжеств, небезынтересно рассмотреть суть этих положений.

1. Ограничение права князя на приобретение земельных владений в Новгороде на правах собственности. Земля отводилась для временного владения с правом получения феодальной ренты и других доходов. Администрация этих владений формировалась в смешанном составе из княжеских слуг и новгородских мужей.

Что касается всей новгородской земли, то князь должен был поддерживать порядок и управление на всей территории, но через новгородскую администрацию, без права назначать должностных лиц на свое усмотрение. Новгородцы представляли князю право взимать доходы только с тех земель, которые не входили в состав коренных, принадлежащих Великому Новгороду. По договору запрещалось скупать земли не только князю, но и его боярам и слугам или даже принимать в качестве подарков. Все земли считались землями св. Софии и Великого Новгорода.

2. Представляло князю право возглавлять вооруженные силы и поддерживать феодальный порядок, договоры ограничивают влияния князя на вечевые порядки. Так, грамота новгородцев с тверским князем на вечевые порядки. Так, грамота новгородцев с тверским князем Ярославом Ярославовичем (1270 г.) состоит из бесчисленных оговорок, чтобы князь, используя свой военный талант и административные способности, не смог занять прочное общественное положение.

3. Ограничивалась судебная власть князя. Боясь князя, как знатока судебных дел, способного завоевать популярность у городского населения, было закреплено положение, что судопроизводство князь осуществляет только с новгородским посадником.

Такая важная отрасль суда, как тяжба между боярами и купцами из юрисдикции князя изымалось. Князь не производил так называемый проезжий суд.

Князь не имел права ослаблять налоговую политику или осуществлять раздачи от своего имени. В случае возникновении конфликта между боярством и народом, князь не имел права вмешиваться.

4. Распорядок жизнедеятельности князя составлялся так, чтобы он максимально был изолирован от городских жителей и народа. Князь жил в предместье Новгорода со своим двором. Подворье называлось городищем.

Князь лишался права суда за пределами Новгорода, не имел права издавать законы, объявлять войну и мир. Вооруженными силами в случае войны он командовал вместе с посадником.

Таким образом, имеющиеся ограничения княжеской власти в Новгороде не давали возможности кому-либо из князей закрепиться в этом городе и ставили князя в подконтрольное боярской верхушке положение.

Несколько иначе, чем в Новгороде, выглядела княжеская власть в Пскове. До 1348 года на княжение в Псков назначались князья новгородскими властями с согласия псковского вече. Они были сильно ограничены во власти и их обязанностью было прежде всего укрепить военную силу Пскова, как оплата у северных границ Новгорода.

После признания Новгорода особым договором независимости Пскова (1348 г.) князья приглашались по решению псковского городского вече. Псковское вече, руководимое боярством, контролировало князя почти во всех отраслях его деятельности.

Посадник, архиепископ (он же глаза боярского совета) и вече являлась теми республиканскими органами, которые осуществляли контроль за деятельностью князя.

Посадник был носителем исполнительной власти. Он избирался городским вече сроком не более чем на 2 года.

В XII-XIII вв. все "рядные" (договорные) грамоты Великого Новгорода с князьями, приглашенными на престол, писались от имени владыки, посадника, тысяцкого и от всего Новгорода, скреплялись печатью посадника и архиепископа.

Договоры с Готландом и немецкими городами также заключались от имени князя и посадника. Печатью посадника скреплялись все грамоты, начиная с проезжих, купеческих до судебных постановлений.

Посадники выбирались из числа членов "посадничих" семей- немногих знатнейших боярских фамилий. Ближайшим помощником посадника был тысяцкий, в обязанность которого входило - организация войсковых сборов и командование городским ополчением.

Новгородский тысяцкий также следил за соблюдением правил торговли русских купцов с иноземцами и возглавлял особый суд по торговым делам.

Архиепископ (владыка) как глава церкви играл большую роль в жизни Новгорода. Церковь сама по себе во всех русских княжествах периода раннефеодальной монархии являлась мощной частью государственного механизма крупным землевладельцем.

Огромное политическое влияние архиепископа подтверждается тем, что в XII-XIII веке многие договоры с князьями (1264, 1304, 1305 гг.), международные договора Новгорода скреплены его печатью.

Он выбирался из Среды игуменов монастырей, настоятелей церквей и соборов путем вытягивания жребия в соборе св. Софии. Народ созванный со всего города по этому случаю, ожидал результатов жеребьевки. Он получал после избрания благословение Киевского, а позднее Московского митрополита. Резиденцией владыки был собор св. Софии.

Архиепископ:

* участвовал в работе боярского совета,

* скреплял печатью все важнейшие государственные документы,

* содержал за свой счет владычный полк,

* представлял республику во внешнеполитических целях,

* обновлял за счет церкви кремль, городские укрепления и т. д.

Во второй период с XIV века (после 1325 г.) в государственном строе Новгорода произошли существенные изменения.

Крупные землевладельцы начали осваивать земли по Северной Двине и Обонежье, что сопровождалось ростом их политического влияния. Изменилась политическая обстановка на Руси с связи с монголо-татарским нашествием.

Все это выдвигает на первый план в системе государственной власти боярский совет или "совет Осподы". Совет регулярно начинает собираться в епископском подворье под представительством Архиепископа. Все вопросы внутренней политики, обсуждаемые на вече (выборы посадника, тысяцкого, наместников, строительство городских укреплений, жалованье во владение земель) и внешней политики (посылка посольств, военные вопросы), предварительно решались на " совете Осподы". Постепенно сформировался постоянный совет боярского совета: архиепископ (представитель), настоятель Юрьевского монастыря - архимандрит (зам. председателя), "степенный" (действующий) посадник, "старые посадники", тысяцкий, "старые тысяцкие", кончанские старосты и знатные представители городских верхов.

Новгород более не приглашает князей на новгородский престол.

С XIV века неизмеримо возрастает роль архиепископа, владельца огромных земельных угодий и денежных богатств в Софийском соборе. Растет роль владыческого суда, влияние владыки на всю политическую жизнь Новгорода.

Вечевые собрания в Новгороде и Киеве в XIV-XV вв. имеют определенный порядок созыва, строго очерченную компетенцию и установившийся порядок оформления вечевых грамот. Они скреплялись печатями архиепископа, посадника, тысяцкого и старост всех пяти концов.

Республиканские порядки укрепляются. На вечевых собраниях этого периода были приняты такие замечательные источники права, как Новгородские и Псковские судные грамоты. Дошедшие до нас Псковская судная грамота и часть Новгородской судной грамоты свидетельствуют о развитой системе права в этих государствах.

С конца XIV века роль веча падает, а значение боярского совета возрастает.

Постепенно с падением роли веча феодальная демократия начинает вырождаться в боярскую олигархию. В 60-80-х годах XV века боярская знать установила свое господство и, подавив значение вече, раздираемая междоусобными противоречиями, привела Новгородскую феодальную республику к упадку.

Упадок Новгорода начался с 1459г., когда после победы Москвы над новгородским войском под Руссой по Яжлобинскому договору были отменены вечевые грамоты и т.д.

В 1478 году во время стояния Ивана III под Новгородом в ожидании ключа от Новгорода, обманутый боярами народ, как и в битве при Шилом, не стал биться с войском московского князя.

Вооруженные силы Новгорода состояли из 3-х частей:

* княжеской дружины - профессиональных воинов, приходивших вместе с князем, живших на его городище и выступавшего под стягом святых князей Бориса и Глеба;

* владычного конного полка, содержащегося на средства храма св. Софии;

* городского ополчения, возглавляемого тысяцким.

* Суд в Новгороде и Пскове не отделялся от администрации. Носителями светской судебной власти были

* вече,

* боярский совет,

* князь с посадником,

* сотские,

* старосты,

* братчины и т.д.

В Пскове верховный суд осуществлял вече. Княжеский верховный суд был коллегиальным, в него входили князь, два выборных посадника и сотские. При вступлении в должность выборные приносили присягу на кресте ("крестное целование").

Кроме светского суда существовал церковный суд, который осуществлял в Новгороде - архиепископ-владыка, в Пскове - наместник владыки.

Купеческие союзы - братчины - производили суд в отношении своих руководителей братчины (пирровых старост) и членов братчины (пивцов).

При судебных органах назначались исполнительные лица правосудия:

* дьяки,

* приставы,

* писцы-секретари,

* межники,

* подверники и др., присутствующие при судебное разбирательстве и охранявшие порядок на суде.

3. Феодальное право по псковской судной грамоте

Как и во всех русских раннефеодальных государствах-княжествах этого периода основными источниками светского права Новгорода и Пскова являлась "Русская правда" и обычное право.

Вместе с тем существенные изменения в общественно-политической и экономической жизни государств требовали дополнительных актов, регулирующих правовые отношения. В Новгородской и Псковской феодальной республиках важную роль в качестве источников права сыграли новгородское и псковское вечевое законодательство, договора Новгорода с князьями, местная судебная практика, торговые договора с другими государствами.

В начале XV века в Новгороде и Пскове происходило упорядочение республиканских законов, в т.ч. была проведена кодификация права. Результатом этого процесса явились создания Новгородской и Псковской судных грамот, утвержденных "всем государем Великим Новгородом на вече на Ярославом дворе" и "всем Псковом на вече".

Новгородская судная грамота дошла до нас в отрывках в московской редакции 70-х годов XV века и в основном содержит только процессуальные нормы.

Псковская судная грамота состоит из 120 статей и, предположительно, мало чем отличается от Новгородской. По мнению исследователей она утверждена на вече в Пскове в 1467 году.

Источниками Псковской судной грамоты явились " Русская правда", обычное право, вечевое законодательство, грамоты боярского совета и псковских князей, а также судебная практика.

Псковская Судная грамота - источник права более высокого уровня, чем "Русская правда", свидетельствующая о более развитых феодальных отношениях и обострении классовой борьбы. В ней содержатся более развитые нормы гражданского, уголовного, судебного и процессуального права, встречаются сведения о государственном строе, положении различных социальных групп.

Гражданское право

В отрасли гражданского права, определяя право собственности Псковская судная грамота четко выделяет недвижимое имущество ("отчина") и движимое ("живот").

К недвижимости относятся земли, воды, пчельники (борты). При этом особое внимание удаляется охране феодальных земельных прав (см. ст. 9-13).

Движимое имущество делится на 2 вида:

* "животное" (скот),

* и "незрячее" (все остальное).

Поскольку недвижимое имущество являлось основой экономического господства класса феодалов, для приобретения и отчуждения его требовалось больше формальностей, сем для движимого.

Грамота предусматривает основные способы приобретения права собственности:

* по договору,

* по наследству,

* по давности владения,

* путем получения приклада,

* находки.

Кроме наследственной вотчины Грамота регулирует и условное владение землей ("кормля") и рыболовными участками. Продажа "кормли" запрещалась". Правом "кормли" пользовался переживший супруг при условии, если он не вступит в новый брак, в противном случае имущество переходило к родственникам умершего супруга.

Грамота гласит: " А у которого человека померит жена без рукописания, а у неи останица вотчина, ино мужу ся владети тою отчиною до своего живота только не оженится, а оженится ино кормли ему нет" (ст. 88).

Обязательственное право

По сравнению с " Русской правдой" Псковская судная грамота содержит более развитую систему обязательного права, которой посвящено более 40 статей.

Обязательства по Псковской судной грамоте возникали из договора, причем существовали 3 способа заключения договоров:

* устный договор,

* расписка (частный документ, написанный на доске),

* "запись" (официальный документ, заверенный государственным органом).

Предусмотрены 2 способа обеспечивания (гарантирования) договора.

Прежде всего- это залог. При займе свыше 1 рубля залог был обязателен: "А кто имет дават серебро в заим, - имо дати до рубля без заклада и без записи" (ст.30).

Таким образом, без записи и заклада признавались иски только до одного рубля. При залоге движимого имущества ("заклад") должных отдавал свою вещь во владения кредитора вплоть до уплаты долга. При залоге недвижимого имущества оно не переходило во владение залогодержателя, а оставалось во владении собственника (залогодателя). Этим залогом в Пскове отличался от залога по " Русской правде". Другим видом обеспечения обязательства была порука (поручительство) со стороны 3 лица.

Порукой обеспечивался заем до рубля.

В грамоте различались следующие виды договоров:

Договор купли-продажи недвижимости, который заключался только в письменной форме (ст. 10-13). Купля-продажа, заключенная " во время пирушек" могла быть призвана недействительной при рассуждении ее одной из сторон.

Договор дарения заключался в письменной или устной форме и считался действительным, если осуществлен в присутствии священника и свидетелей.

Договор займа. 1) Займ на сумму свыше одного рубля должен был заключен только в письменной форме и обеспечен закладом "записью и закладом" (ст. 30). 2) Займ на сумму до одного рубля должен был обеспечен поручительством.

Грамота регулирует процент по займу, т.е. ростовщические отношения (см. ст. 73- 74). Если должник просрочил выплату по договору, то кредитор (заимодавец) имел право взыскать проценты, лишь своевременно известив о неуплате "осподу".

Договор поклажи, т.е. хранение имущества. Действительным считался лишь договор, подкопленный и заверенный по форме "записями", ссылка на "доски" (неофициальные записи на бересте) не считались действительными.

Договор найма имущества (складских помещений, амбаров, квартир для иноземных купцов (ст. 103) был широко распространен, т.к. Новгород и Псков были крупными торговыми городами.

Залог разделяется на:

* залог недвижимого имущества,

* залог движимого имущества ("заклад").

Также, как и при договоре займа без записи признавались иски по залогу на сумму до 1 рубля при условии предъявления "досок". При ссудах на сумму свыше 1 рубля необходимо было составлять запись по форме, либо принимать заклад, зарегистрировать в особых закладных досках. Договор личного займа заключался между хозяевами и различного рода "наймитами", плотниками, ремесленниками и т.д. (ст. 41).

Договор изорничества по Псковской судной грамоте схож с договором о закупничестве по "Русской правде".

Договор мены заключался на тех же установках Кодекса, что и купля-продажа.

Наследственное право

Наследственное право знало оба вида наследования: наследованные по завещанию ("приказное") и наследованное по закону ("отморщина").

Завещание составлялось в письменной форме. Для утверждения достаточно было сдать его на хранение в "ларь", т.е. псковский государственный архив при Троицком соборе. Наследниками по закону считались прямые и боковые родственники: отец, мать, сын, брат, сестра и т.д.. Правом наследования пользовался и переживший супруг до смерти или до вступления в новый брак.

Статьи 94 и 95 посвящены разделу имущества, полученного от отца по наследству сыновьями умершего.

Уголовное право

В Псковской судной грамоте получила развитие такая отрасль права, как уголовное право.

Нормы уголовного права грамоты в сравнении с нормами "Русского права" более ужесточены, что свидетельствует об обострении классовой борьбы (или социальных противоречии). В "Русской правде" преступления именовались общим термином " обидой". Псковская грамота не имеет специального термина для его обозначения, но по разработке понятия преступления она находится на порядок выше.

Под преступлением понималось не только нанесение какого-либо вреда частным лицам, но и причинения ущерба государству и его органам. В ст. 7 упоминается такой вид преступления как "перевет", т.е. государственная измена.

"Перевет" считался особо опасным преступлением против государства и карался смертной казнью.

Преступлением против судебных органов считались:

* вынесение неправосудного приговора ("правого не погубите, а виноватого не жаловати, ст. 3);

* тайный посул или тайная взятка ("а тайных посулов не имати ни князю ни посаднику, ст. 4);

* нанесение ударов судебно-административному лицу ("кто подверника ударит", ст. 58);

* насильственное вторжение в помещение суда (" кто силой в судебную полезет", ст. 58).

Виновные в перечисленных преступлениях наказывались тюремным заключением ("всадить в цибу") и высокой княжеской "продажей" (штрафом), а также денежными взысканием в пользу пострадавшего подверника (ст. 58).

Псковская судная грамота регулирует и имущественные преступления, усиленно охраняя собственность имущих классов и социальных групп от покушения.

В грамоте предусматривалась кража "татьба", причем она различалась на простую и квалифицированную.

Простая кража - это кража в первый раз (по Грамоте и во второй), которая производилась из кладовой, саней, с вода, из лодки, зерна из ямы, кража скота, сена. Эти виды кражи наказывались штрафом в размере 9 денег (ст. 8).

В памятнике есть статья, которая устанавливает денежные взыскания в пользу потерпевшего от 2 до 10 денег и судебные пошлины от 3 до 6 денег за кражу домашних животных.

Квалифицированная кража - это кража, сопровождавшаяся отягчающими обстоятельствами. Это прежде всего профессиональное конокрадство кража в третий раз, кража из Псковского Кремля, где хранилась государственная казна ("кромская" татьба). За квалифицированную кражу назначалась смертная казнь.

Грамота различает "татьбу" (тайное похищение чужого имущества) и грабеж и разбой (насильственный, открытый захват чужого имущества). Понятием "наход" грамота выделяет разбой, произведенный шайкой (ст. 1). За грабеж, разбой и наход взыскивался высокий штраф.

К преступлениям против личности относились:

* убийство ("головщина"),

* нанесение побоев,

* оскорбление действием.

За убийство назначалась княжеская "продажа" в размере 1 рубля и денежное взыскание семье убитого. При отказе выдачи убийц властью или общиной взыскивалась "дикая вира", как и по "Русской правде".

Особым составом преступлений выделены отцеубийство и братоубийство.

Население побоев и выравнивание бороды квалифицировалось как оскорбление действием. Если избиение происходило в публичном месте, то виновник карался денежным штрафом в пользу князя и денежным взысканием в пользу потерпевшего. За вырванные бороды взимался высокий штраф 1 рубль.

Поскольку о нанесении увечий (отнятие руки, пальцев, выбитые зубов и т.д.) в грамоте не упоминается, то следует предположить, что в этих случаях действовали нормы "Русского права".

Существование в Пскове более развитой и суровой системы наказанный свидетельствует о наличии в обществе острых социальных противоречии.

Государственная измена, церковная кража, конокрадство, профессиональное воровство (более 3 раз), поджигательство карались смертной казнью через отсечение головы, сожжение и повешение. Большинство преступлений наказывались "продажей" в пользу князя и денежным взысканием в пользу потерпевшего или его семьи.

Судебный процесс

Судебный процесс в Новгороде и Пскове носил состязательный характер, но роль суда существенно усиливается. Вызов на суд производился по повестке ("позовнице"). Уклонение от явки на суд означало проигрыш дела. В случае принудительного привода ответчика в суд и оказанием им при этом вооруженного сопротивления следовало наказание как за убийство (ст. 26).

Доказательствами при рассмотрении дела могли быть:

* собственное признание обвиняемого,

* показания свидетелей, послухов,

* судебный поединок,

* письменные документы и извод.

Важное значения имели присяга ("рота"), письменные документы ("грамота"), судебный поединок ("поле"). Различались 2 вида письменных документов - доказательств:

* "доска" - частный документ, расписка на бересте:

* "запись" - официальный документ, заверенный по закону в установленной форме. Источник дает явное предназначение "записи" перед "доской".

Свидетели были 2-х категорий:

* очевидцы (видоки) - свидетели факта;

* послухи - свидетели доброй славы ответчика.

Некоторые статьи Псковской судной грамоты содержат постановление о таком судебном представительстве, как пособничество, неизвестном "Русской правде", которое в ранний период применялось для женщин, подростков, монахов, старых и глухих людей (ст. 58).

Ответчик мог выставить на поединок с послухом противной стороны "наймита" (ст. 21,36). Женщины же в тяжбах между собой не имели права выставлять вместо себя бойцов (ст. 119).

При поединке побежденный проигрывал процесс.

Своеобразной формой процесса был "извод", в "Русской правде" - "свод". Суть процесса заключалась в том, что добросовестный приобретатель, чтобы снять с себя подозрение в незаконном присвоении чужой вещи, должен был указать лицо, у которого он купил имущество (ст. 54).

Различались "вольная рота" и "судебная рота". "Вольная рота" - это принесение добровольной присяги по требованию истца (ст. 116), причем ответчик по "татьбе" "вольную роту" давал на том месте, где произошла кража (ст. 34,35). "Судебная рота" - присяга на суде по требованию суда (сторона, не явившаяся на суд для присяги, проигрывала процесс (ст. 99).

Ряд статей регламентирует порядок взимания и размеры судебных пошлин в пользу князя и других представителей судебной власти.

Грамота не предусматривает пересмотр уже разрешенных судом дел, если не возникало подозрений о подлинности документов, служивших доказательствами.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные источники права Новгорода и Пскова. Что такое «псковская пошлина»?

2. Как договоры определяют основные права и обязанности новгородских князей?

3. В чем состояли особенности правового положения изорников по ПСГ?

4. Существует ли в ПСГ классификация объектов вещных прав?

5. Что такое «кормля»?

6. Какие виды договора займа предусматривает ПСГ?

7. Каков порядок оформления договора хранения по ПСГ?

8. Назовите основные черты наследственного права по ПСГ?

9. Какие процессуальные действия осуществляли судебные приставы?

10. Какие способы выявления истины использовались в псковском суде?

11. Как выглядит институт судебного представительства в Пскове?

 

 

ТЕМА 6. ТАТАРО-МОНГОЛЬСКИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ (XIII-XV)

1. Золотая Орда как военно-феодальная монархия особенности феодальных отношений.

2. Государственный строй (власть хана; феодальные советы; центральная и местная администрация).

3. Ярлыки на великое княжение.

4. Источники татаро-монгольского права.

5. Влияние на политическую и правовую культуру Руси.

 

Дополнительная литература

Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Учебник. Часть 1,2. М.,2002 г.

Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. СПб., 2000 г.

Чиберяева С.А. История государства и права России. Учебное пособие. М., 2005 г.

Шатковская Т.В.. История отечественного государства и права: Учебник М., 2007 г.

 

Золотая Орда не имела четко определенных границ. Ее власть рас­пространялась не столько на территорию, сколько на народы и пле­мена, находившиеся на разных стадиях социально-экономического и культурного развития, исповедовавшие различные религии. Столицей этого государства стал сначала Сарай-Бату, а затем Сарай-Берке в нижнем течении Волги. Постепенно монголы смешались с тюркскими народами и племенами, официальным стал тюркский язык. Сами мон­голы у покоренных народов получили двойное название — монголо-татары (от названия одного из самых многочисленных монгольских племен — татар). Впоследствии татарами стали называть некоторые не монгольского происхождения народы Сибири, Поволжья, Кавказа, Крыма. Оно стало их национальным наименованием. Со временем монголо-татары приняли ислам.

Общественный строй. Социальная структура Золотой Орды была сложной и отражала пестрый классовый и национальный состав это­го разбойничьего государства. Четкой сословной организации общест­ва, подобной той, что существовала на Руси и в западноевропейских феодальных государствах и в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, здесь не было. Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. В воен­но-феодальной иерархии Золотой Орды господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингиз-хана и его сына Джучи. Этот многочисленный род владел всей землей государства, ему принадлежали огромные стада, дворцы, множество слуг и рабов, неисчислимые богатства, военная добыча, государственная казна и т. д. Впоследствии джучиды и иные потомки Чингиз-хана еще целые столетия сохраняли привилегированное положение в среднеазиатских ханствах и в Казахстане, закрепили за собой монопольное право но­сить звание султанов, занимать ханский престол. Сам хан имел самый богатый и большой улус типа домена. Джучиды имели преимущественное право на занятие высших государственных постов. В русских источниках их называли царевичами. Им присваивались государствен­ные и военные титулы и звания.

Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (в восточных источниках — беки). Не являясь чле­нами рода Джучидов, они тем не менее вели свои родословные от спод­вижников Чингиз-хана и их сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада. Они часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханны­ми грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы.

Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукеры — дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности — сотников, десятников и др. Эти должности позволяли извлекать значительные доходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности.

Из среды нукеров и других привилегированных людей в Золотой Орде выдвинулся небольшой слой тарханов, получивших от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых их об­ладателям предоставлялись различные привилегии.

К господствующим классам относились также и многочисленное духовенство, прежде всего мусульманское, купцы и богатые ремеслен­ники, местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Сред­ней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма.

Трудящиеся — крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуги — находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой Орды составляли карачу — кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена и вынуждены были беспре­кословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Вы­полняя все хозяйственные обязанности, карачу вместе с тем должны были служить в войске.

В земледельческих районах Орды трудились феодально зависимые крестьяне. Одни из них — сабанчи — жили сельскими общинами и обрабатывали помимо выделенных для них участков земли феодалов, несли натуральные и другие повинности. Другие — уртакчи (издоль­щики) — кабальные люди, обрабатывали землю государства и мест­ных феодалов за половину урожая, несли другие повинности.

В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги также зави­сели от произвола властей и своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленники уплачивали городским властям по­дати и несли различные повинности.

Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было раб­ство. Рабами становились прежде всего пленники и жители завоеван­ных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, стро­ительстве, в качестве слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становились феодаль­но зависимыми или получали свободу.

Государственный строй. Государственный механизм Золотой Орды обеспечивал эксплуатацию своих трудящихся, ограбление покоренных народов. Это достигалось установлением террористического режима, при котором подчинение младших старшим было безусловным и без­думным. При этом использовались как пережитки прежней родоплеменной организации, так и новые военно-феодальные принципы.

Верховная, деспотическая по существу, власть в государстве при­надлежала хану, возводимому на престол курултаем. Как правило, им становился старший сын предшествующего хана или другой ближай­ший родственник из чингисидов. Часто борьба за ханский престол носила ожесточенный характер, сопровождалась интригами, тайны­ми или открытыми убийствами претендентов.

Хан прежде всего являлся верховным собственником и распоря­дителем всех земель в государстве, которые раздавал родичам и долж­ностным лицам. Он был главой вооруженных сил, производил назна­чения и смещения всех высших должностных лиц. Самим ханом или от его имени осуществлялись внешнеполитические акции, в том числе объявление войны и заключение мира. Был он верховным судьей, его воля считалась законом.

Существовал в Золотой Орде и коллегиальный орган — курул­тай, в котором участвовали сыновья хана, его ближайшие родствен­ники (царевичи), вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники и др. На ку­рултае решались вопросы войны и мира, наиболее важные споры и распри между представителями феодальной верхушки, пересматри­вались границы улусов, объявлялись решения хана по другим вопро­сам. Воля хана, его решение на курултае являлись окончательными и неоспоримыми. Курултаи созывались эпизодически и проходили в торжественной обстановке.

В Золотой Орде постепенно сложилась своеобразная система цен­тральных органов управления, многие черты которой были заимст­вованы от восточных деспотических государств (Китая, Персии, среднеазиатских ханств). Так, в конце XIII в. появились диваны (канцелярии) для ведения дел по различным отраслям управления. В них работали многочисленные секретари и переписчики (битакчи). Диваны находились в подчинении высших должностных лиц, назна­чаемых ханом, выполняли их поручения, давали им различные сведе­ния о положении дел в той или иной отрасли управления или на мес­тах. Четкого разграничения компетенции диванов по отраслям управления не было.

К высшим должностным лицам относился прежде всего визирь, в ведении которого находились ханская казна и общее управление де­лами государства от имени и по поручению хана. Визирь назначал на должности баскаков, секретарей диванов и других чиновников. Воен­ное управление в государстве было сосредоточено в руках бекляри-бека, который направлял военную деятельность эмиров, темников и тысячников. Бекляри-бек в источниках часто называется старшим, главным эмиром при хане. Кроме того, в столице находились еще два эмира, выполнявших поручения хана и его визиря, и букаул, ведав­ший снабжением, вооружением, довольствием воинских подразделе­ний и гарнизонов, учетом военной добычи и ее доставкой и распреде­лением по указаниям хана и высших должностных лиц.

В центральном аппарате постоянно находились и другие чинов­ники и представители местной власти, выполнявшие поручения цен­тра по учету населения, сбору податей, подавлению сопротивления под­данных и зависимых народов, организации военных походов и т. д. К числу подобных должностей относились даруги, баскаки, темники, сотники и др.

Улусами управляли члены ханской фамилии, джучиды-царевичи, наиболее авторитетные нойоны (их часто называли эмирами). В от­дельные области, города, поселения назначались даруги, тысячники и сотники. В подчинении всех этих правителей находилось множество чиновников, занимавшихся переписью населения, сбором податей и налогов, привлечением населения к выполнению различных повиннос­тей (поставке лошадей, перевозочных средств, снабжению чиновни­ков и воинских подразделений различным довольствием, раскварти­рованию войск и т. д.). Каждый местный правитель всегда опирался на гарнизоны или мобильные войска.

Военная организация Золотой Орды была основой ее государствен­ности. Многие носители государственной власти являлись команди­рами соответствующих воинских подразделений.

Многочисленная конница, состоявшая из монголо-татар, кыпчаков и других кочевых племен и народов, составляла основу военной мощи Золотой Орды. В отдельные периоды своей истории Золотая Орда могла выставить 150 и более тысяч конников. Построенная по десятичной системе, подвижная конница могла быстро собираться в указанном ханом или его командованием месте в огромную армию для наступательных операций или же мгновенно рассредоточиваться на обширных пространствах, перебрасываться из одной местности в другую, совершать внезапные налеты и набеги, держа в постоянном страхе подданных Золотой Орды и подвластные народы.

Высший командный состав — темники, тысячники — состоял из представителей рода джучидов-царевичей и знатных нойонов. Сотни­ками и десятниками назначались обычно нукеры и другие представи­тели родоплеменной знати. Все командиры были связаны между со­бой своеобразными сеньорально-вассальными отношениями. Поэто­му строжайше запрещался переход из одной тьмы, тысячи или сотни в другую. Подобный переход рассматривался как измена своему под­разделению и его командиру. В войске поддерживалась жесточайшая дисциплина. За любое ослушание, невыполнение приказа грозила су­ровая кара, вплоть до смертной казни.

Еще Чингиз-хан, придавая исключительное значение добыванию всевозможных сведений о предполагаемом противнике, организовал разведывательную службу. Ханы Золотой Орды — Бату, Берке и их преемники обязывали своих воинских начальников вести разведку через лазутчиков, изменников, купцов, добывать сведения о числен­ности и вооружении противника, его командирах, настроениях, расп­рях и т.п. Впоследствии секретная служба была учреждена и для соб­ственного государственного аппарата, охватила значительные слои населения, в том числе феодальную верхушку. Все секретные сведе­ния доставлялись бекляри-беку, визирю и докладывались хану.

Судебная власть в Золотой Орде, как и в других государствах, не была отделена от административной. Хан, другие государственные органы и должностные лица сами осуществляли правосудие по всем делам — уголовным, гражданским и пр. Однако в связи с неуклонной исламизацией Золотой Орды в конце XIII — начале XIV в. были уч­реждены исламские суды кадиев во главе с верховным кадием госу­дарства. Эти суды рассматривали главным образом дела, связанные с нарушением требований Корана, т.е. религиозные и брачно-семейные. Кроме того, в городах для разбора гражданских дел назначались спе­циальные судьи-яргучи. Кадии и яргучи взимали со спорящих сторон официальные пошлины, а также прибегали к произвольным поборам.

У кочевых народов Золотой Орды существовали традиционные суды родовых старейшин-биев.

Судебный и административный произвол, внесудебная расправа являлись характерными чертами судебной системы военно-феодаль­ного государства Золотой Орды.

Отношения с Русью. После опустошительных завоеваний ханов Бату и Берке русские княжества на длительный срок попали в вассаль­ную зависимость от золотоордынского хана. Установилось жесточай­шее монгольское иго. Отношения вассалитета не были закреплены каким-либо договором, а были просто продиктованы завоевателем. Русские князья должны были утверждаться на княжение в Орде, полу­чая от хана ярлык. Князья владимирские получали от хана особый ярлык. Сажали на престол великого князя специальные уполномочен­ные золотоордынского хана. Получение ханских ярлыков в Орде, а также при вызовах князей в Орду обязательно сопровождалось под­несением богатых подарков. Одной из главных вассальных обязанностей русских княжеств являлась уплата хану дани — десятой части всех доходов с населения княжества. От этого побора была освобож­дена только русская православная церковь. Кроме того, население дол­жно было предоставлять лошадей и повозки, уплачивать особые тор­говые и ремесленные пошлины, предоставлять корм (пропитание), удовлетворять требования Орды, ее чиновников.

Дани и поборы с русских княжеств Золотая Орда поручала произ­водить специально уполномоченным даругам и баскакам, наезжавшим в княжества с большой свитой счетчиков, весовщиков и охранными конными отрядами. Во Владимире находился главный баскак, кото­рому подчинялись баскаки других княжеств — Рязани, Мурома, Смо­ленска, Твери, Курска и др. Время от времени даруги и баскаки произ­водили перепись населения княжества, чтобы полностью обеспечить сбор дани.

Для устрашения русского населения, а также для дополнительно­го обогащения Орды монголо-татары систематически совершали на­беги на княжества. При этом множество людей уводились в плен, ра­зорялись и сжигались города и селения.

Русский народ никогда не мирился с монголо-татарским игом и вместе с другими народами оказывал захватчикам упорное сопротивление. С возвышением Московского княжества русский народ под руководством великого князя Дмитрия нанес в 1380 г. первый сокру­шительный удар полчищам Золотой Орды в великой битве на Куликовом поле. Окончательного освобождения от захватчиков русский народ добился в XV в.

Монголо-татарские завоевания на столетия задержали социаль­но-экономическое и культурное развитие русского общества.

Право. Слабая из-за недостатка источников изученность права Золотой Орды ограничивает возможность его сколько-нибудь обсто­ятельного изложения. Источником права в Орде являлась прежде все­го Великая Яса Чингиз-хана, составленная в 1206 г. в качестве назида­ния его преемникам, состоявшая из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной орга­низации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступ­ления, но и за проступки. Источниками права были также нормы обычного права кочевых народов. По мере исламизации Золотой Орды в ней начал действовать шариат. Он применялся главным обра­зом в городах и в местностях с оседлым населением.

Устные и письменные распоряжения и предписания ханов явля­лись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим зако­ном, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.

Право Золотой Орды характеризуют крайняя жестокость, узако­ненный произвол феодалов и должностных лиц государства, архаич­ность и формальная неопределенность. Даже Яса Чингиз-хана стала нам известна не как единый писаный акт, а из отдельных упоминаний и выдержек, содержащихся в различных неправовых источниках. Толь­ко нормы шариата были письменными и в этом отношении выгодно отличались от других правовых источников.

Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обыч­ным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к зе­мельным отношениям — основе феодального общества. Право соб­ственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хо­зяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. Владель­цы поместий, естественно, должны были нести различные вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю.

В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын. По монголь­скому праву младший сын вообще имел приоритет в наследовании.

Семейно-брачное право монголо-татар и подвластных им коче­вых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей сте­пени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, состав­лявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено. У мусульман законных жен могло быть не более четырех. Дети жен и наложниц юридически были в равном положе­нии при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и закон­ных жен у мусульман. После смерти мужа управление всеми делами семьи переходило в руки старшей жены. Так продолжалось до тех пор, пока сыновья не становились взрослыми воинами.

Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, од­ной из форм которого являлось действительное или обрядовое похи­щение невесты. При заключении брака семья или род жениха выкупа­ли невесту из семьи или рода последней. В свою очередь родственники невесты обязаны были выделить ей приданое. Размер выкупа и прида­ного, расходы на брачные торжества определялись общественным и имущественным положением родичей брачащихся.

Уголовное право Золотой Орды отличалось исключительной жес­токостью. Это проистекало из самой природы военно-феодального строя Золотой Орды, деспотической власти Чингиз-хана и его преем­ников, суровости отношений, низкой общей культуры, присущей ко­чевому скотоводческому обществу, находящемуся в самой начальной стадии феодализма. Жестокость, организованный террор являлись одним из условий установления и охранения длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясе смертная казнь полага­лась за измену, неповиновение хану и другим феодалам и должност­ным лицам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде ока­зания ему помощи пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сто­рон в поединке, ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника. Она полагалась также в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным спосо­бом, мочеиспускание в костер и пепел; казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь, как правило, производилась пуб­лично и способами, характерными для кочевого образа жизни, — по­средством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми. Можно было также зарезать человека «как барана».

Применялись и другие виды наказаний, например за бытовое убий­ство допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выку­па определялся социальным положением убитого. У кочевников за кражу лошадей, баранов требовался выкуп в десятикратном размере. Если виновный был несостоятельным, он обязан был продать своих детей и таким образом уплатить выкуп. При этом вора, как правило, нещадно били плетьми.

В уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, про­износились клятвы, применялись жестокие пытки. В военно-феодаль­ной организации розыск необнаруженного или скрывшегося преступ­ника возлагался на десяток или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня.

Время монголо-татарских завоеваний составляет крупный период в истории нашей страны. Это период тяжких испытаний для попав­ших под иноземное иго народов. Монголо-татарское нашествие на­долго приостановило и отбросило назад экономическое, политичес­кое, культурное развитие Средней Азии, Закавказья, Руси.

Громадная империя Чингиз-хана недолго оставалась единой. Не­умолимые законы развития феодализма привели ее сначала к распаду на крупные государства, а со временем к все большему дроблению, что и предопределило в конце концов крушение всех монголо-татар­ских государств.

Монголо-татары, покоряя народы нашей страны, устанавливали различные формы их политической зависимости. Часто они сохраня­ли существующую государственную организацию, ставя лишь мест­ных князей в положение своих вассалов. Так было в Закавказье, на Руси, в некоторых других местах.

Правовая система, принесенная Чингиз-ханом и его преемника­ми, была архаичной и примитивной. Принятие ислама обогатило ее, поскольку шариат был примером развитого феодального права. У покоренных народов завоеватели сохраняли их собственные право­вые системы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы особенности феодальных отношений в Золотой Орде?

2. Какие права давал ярлык на великое княжение?

3. Какие источники татаро-монгольского права вам известны? Охарактеризуйте их.

4. Как повлияло на политическую и правовую культуру Руси монголо-татарское нашествие?

 

ТЕМА 7. МОСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО В XII – XV ВВ.

1. Образование единого русского государства вокруг Москвы.

2. Государственная централизация.

3. Преобразования политической системы и административных органов, кормления,

4. Формирование сословно-представительных учреждений.

5. Судебник 1497 года.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.254 сек.