Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Периодизация

План.

1. Введение. Периодизация.

2. Литература первой трети XVIII века (1700-1730гг.)

3. Понятие классицизма.

4. Период становления и господства классицизма (1730-1760гг.)

5. Поздний классицизм (1760-1780гг)

6. Возникновение сентиментализма (1790-е гг.)

Лит-ра:

- Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века. М, 2003.

- Орлов П. А. Русская литература XVIII века. М, 1900-е г.

- Буранов О. М. История русской литературы XVIIIв. Самара, 1995.

- Русская литература XVIII века: хрестоматия. Составитель: Г. П. Макогоненко. СПб, 1970.

 

XVIII столетие в России открывает новую эпоху ее государственности и культуры.1700 г. – Россия впервые в своей истории отсчитала от Рождества Христова и встретила 1 января. Это культурный знак символического рубежа, который отделяет древнюю средневековую Русь от России Петровской Эпохи Новой истории. Оптимальным критерием периодизации литературы является соотношение внутренних закономерностей литературного процесса с циклами общественно-исторической национальной жизни. Общепринятым критерием периодизации дореволюционной русской истории является смена власти.

Царствование Петра I – 1700-1725гг. В эпоху Петра закладываются основы русской государственности, политики, экономики, культуры. Россия стремительно расширяет территориальные границы, налаживает торговые и политические контакты со странами Западными Европы.

Царствование Анны Иоанновны – 1730-1740гг. Ее пребывание у власти было ознаменовано опалой культурных деятелей Петровской эпохи.

Царствование Елизаветы Петровны – 1741-1761гг. На период ее правления приходится рассвет русской дворянской культуры, активизация деятельности дворянских учебных заведений и академии наук.

Царствование Екатерины II- 1762-1796гг. Первые 10 лет своего пребывания у власти Екатерина II ознаменовала целым рядом либеральных законодательных актов. В то же время, на период ее правления приходится серьезнейший кризис русской государственности XVIII века: пугачевский бунт, гражданская война, после прекращения которой царствования Екатерины постепенно приобретает репрессивный характер.

Царствование Павла I – 1796-1801гг. Эти годы оказались ознаменованы глубоким кризисом власти.

Несмотря на то, что русская история XVIII века была насыщенной и весьма бурной, особой значимостью обладают два ее периода. Это эпоха государственных преобразований начала века и первые десятилетия царствования Екатерины II. Первое породило новый тип личности и массового эстетического сознания. Вторая – новый тип соотношения идеологии и эстетики.

 

Вышеназванным периодам русской истории соответствуют следующие стадии национального процесса: литература 1700-1730 гг.

Это момент перехода от традиций русской средневековой книжности к словесной культуре общеевропейского типа. Это время смешения культурных установок древнерусской литературы (анонимность, рукописный характер, связь с культурой церкви) и ориентаций на словесную культуру нового типа (авторскую, печатную, светскую).

В культуре Петровской эпохи господствует так называемый «панегирический стиль» (хвалебный), порожденный, с одной стороны, пропагандой культурных деятелей эпохи государственных преобразований, а с другой – стремительным усвоением образности европейского искусства. Наиболее яркая фигура этой эпохи – Феофан Прокопович, основоположник светского ораторского красноречия. К концу этого периода начинает свою деятельность К. Д. Кантемир и В. К. Тредиаковский.

На протяжении первых десятилетий были осуществлены основные нормативные акты русского классицизма, смысл которых заключался в создании стабильных упорядоченных норм литературного творчества: реформы стихосложения, регламентация жанровой системы литературы, стилевая реформа.

Одновременно с теоретическими работами русских писателей складывается и жанровая система русской классической литературы. В творчестве Кантемира и Ломоносова оформляются жанры сатира и торжественная ода. Творчество Тредиаковского дает образцы художественной прозы и стихотворного эпоса. У Сумарокова складываются жанровые модели трагедии и комедии. Центрального литературной фигурой этого периода является Сумароков, потому что с его именем связано понятие русского классицизма. Его литературная установка на жанровый универсализм творчества привела к оформлению жанровой системы русской литературы XVIII века.

 

Конец 1760-х годов ознаменовался невиданным расцветом публицистических жанров на страницах периодических изданий. В это же время устойчивая жанровая система классицизма начинает колебаться под натиском синтетических структур, соединяющих высокий и низкий литературные стили. В литературу входят Фонвизин, Крылов, Татищев.

90-не годы ознаменованы тем, что классицизм в качестве основного метода уступает место сентиментализму, разум уступает чувство, стремление внушить читателю моральную истину – сменяется стремлению взволновать и увлечь.

Ранние сентименталистские движения наблюдаются в русской литературе уже со второй половины 1760-х гг., но статус целостного литературного направления и стойкой системы эстетико-идеологических установок творчества русский сентиментализм обретает с момента литературного дебюта Н. М. Карамзина. Как эстетическое единство, русская литература XVIII века обрела свое завершение в творчестве Радищева; Карамзин своим творчеством открывал новый вех русской словесности.

 

Литература первой трети XVIII века (1700-1730гг.)

За время царствования Петра I было издано более 600 названий книг и брошюр. Это больше, чем за всю предшествующую историю русской печати. Это были учебные пособия по математике, географии, военному делу и т. д. Новое геополитическое положение России, которое Петр I стремился завоевать и упрочить, мотивировало появление светской литературы, способной внушить читателю моральные правила и воспитать из него гражданина и патриота. Наиболее наглядно практический характер культурной реформы Петровской эпохи демонстрирует «Юности честное зерцало» (1717г. – первый учебник хорошего тона, дающий правила светской морали и нормы бытового поведения в обществе). Несмотря на бурное развитие книгопечатания в эпоху Петра I, основной круг чтения массового русского читателя составляли традиционные рукописные сборники повестей или «Гистории», как их стали называть в это время. По этим сборникам можно просмотреть жанровый состав русской беллетристики начала XVIII века, в недрах которой формировался тип безавторской гистории Петровской эпохи. Гистории отличались тем, что сохранили связь с древнерусской традицией (анонимность, рукописность), а также развивали традицию западноевропейской модели жанра. Яркий образец – «Гистория о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королеве Ираклии Флоренской земли». Если в безавторских гисториях Петровской эпохи создается бытовой образ человека, то другой распространенный жанр – проповедь и светское ораторское «Слово» формирует представление о духовном облике человека. По сравнению с анонимной рукописной повестью «Слово» Феофана Прокоповича - это уже европеизированное явление русской словесной культуры. Его авторская принадлежность Феофану Прокоповичу принципиально важна для жанрово-стилевой модели.

Феофан Прокопович – 1681-1736гг. Был ярким публицистом, видным государственным и церковным деятелем, сподвижником Петра. «Слово» Феофана Прокоповича существовало не только в жанре устного публичного красноречия, но и в печатной книжной форме. Тексты его речей печатались по произнесении отдельными брошюрами. «Слово» как жанр произносилось по поводу и на случай (крупные исторические события, касающиеся государства и нации в целом). Например, «Слово похвальное о баталии Полтавской» (1717г), «Слово о власти и чести царской» (1718г) (повод – раскрытие заговора против Петра), «Слово похвальное о флоте российском» (1720г), «Слово на погребение Петра великого» (1725).

 

Понятие классицизма

Классицизм – это художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII – начала XIX века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону.

Классицизм связан со временем утверждения крепкого централизованного государства - абсолютной монархии.

Главная задача классицизма – создание значительного монументального искусства, одушевленного идеей сплочения нации. Частный интерес подчинен в классицизме государственному, чувства – долгу.

В классической литературе жанры произведений делились на высокие и низкие.

Подобно тому, как общество делится на сословия, жанры, произведения литры, по представлениям классиков, должны делиться на «высокие» и «низкие».

«Высокие» изображают великие исторические события и великих деятелей – королей, полководцев, вельмож. Жанры: трагедия, эпическая проза, ода.

«Низкие» развивают темы личной жизни. Их герои – торговцы, ремесленники, буржуа. Жанры: комедия, лирические стихотворения и романы.

Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с империей и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей светского общества: бурное выражение чувств почиталось в XVIII столетии неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно было быть подобным глубоким водам, заключенным в гранитные берега.

В драматургии господствовало требование трех единств:

- места (должно было быть одно место действия);

- времени (действие разворачивалось в течении 24 часов);

- действия (выделяется один основной сюжет, не было побочных коллизий и персонажей).

 

Трагедия («высокий» жанр) была призвана вызвать ужас и сострадание путем изображения борьбы между долгом и страстью в душах сильных людей, грандиозного столкновения страстей, государственных переворотов.

Задача комедии («низкого» жанра) – исправление нравов при помощи осуждения бытовых пороков, одному из которых и посвящалась пьеса. Так, великий французский писатель Мольер осмеял скупость в комедии «Скупой», лицемерие в «Тартюфе», развращенность – в «Дон-Жуане». Соответственно и внутри комедии каждый персонаж являлся воплощением какой-нибудь одной черты.

Русский классицизм пережил три периода:
1) 30-50-е гг. XVIII в.
Усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка. Эта задача будет окончательно решена в творчестве А. С. Пушкина.

2) 60-е гг. – конец XVIII в.
На первый план выдвигаются задачи воспитания человека – гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государство.

3) конец XVIII в. – начало XIX в.

 

Русский классицизм изначально ставил перед собой просветительские задачи, стремясь воспитать своих читателей и наставить монархов на путь общественного блага; приобрел статус ведущего направления в русской литературе к середине XVIII века.

Русский классицизм принял политико-дидактическое направление и отразил в качестве основной проблемы века несоответствие властителя обязанностям самодержца, конфликт переживания власти как эгоистической личной страсти с переживанием о власти. Положительный герой русского классицизма не смиряет свою индивидуальную страсть во имя общего блага, но настаивает на своих естественных правах, защищая свой персонализм от тиранических посягательств.

Особенность русского классицизма хорошо осознавалась самими писателями: так, Сумароков писал свои трагедии на сюжеты русских летописей и события русской истории. Специфической чертой русского классицизма было то, что он не опирался на богатую традицию национальной литературы, как другая национальная европейская разновидность этого направления. Ко времени возникновении теории классицизма в русской литературе не было еще упорядоченной стилевой системы, принципов стихосложения, системы литературных жанров. В русском классицизме литературная теория определила литературную практику.

 

Период становления и господства классицизма (1730-1760гг.)

У истоков классицизма находится творчество Антиоха Дмитриевича Кантемира (1709-1744гг). Высокообразованный человек Кантемир входил в созданную Феофаном Прокоповичем «Ученую дружину», объединявшую передовых людей России, защитников дела Петра I. Творческий путь Кантемира проходил в атмосфере острой политической борьбы с противниками Петровских преобразований. Первая сатира «На хулящих учение к уму своему», написанная в 1729 году, имела открытую политическую направленность.

Вслед за ними были написаны еще четыре сатиры. Объектами обличения были противники Петровских реформ: ненавистники просвещения, «злонравные» дворяне, церковники. Метод построения сатир единый – после зачина-обращения следуют живые примеры из действительности, портреты-обличения ненавистных поэту врагов просвещения.

Кантемир перевел 55 од Анакреона, две книги-послания Горация, написал еще три сатиры, переработал сатиры, написанные в России, в 1743 году Кантемир подготовил сборник своих стихотворений, куда были включены сатиры, эпиграммы, басни.

В России его сатиры увидели свет лишь в 1762 году.

 

 

Период становления и господства классицизма (1730-1760гг.)

Ярким представителем периода становления и расцвета классицизма является поэт и ученый Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1767).

Русская поэзия обязана Тредиаковскому новыми введениями и преобразованиями. Главная из них – реформа стихосложения. Феофан Прокопович, Кантемир (да и сам Тредиаковский до 1735 года) писали силлабическим (слоговым) стихом польского образца, занесенным в Россию киевскими стихотворцами во второй половине XVII века. Равное количество слогов в строке (от 7 до 13) создавала некоторое подобие ритма, но система, силлабическая рассчитанная на постоянное ударение на предпоследний слог в польском языке, не могла сообщить русскому стиху четкого звучания и не выявляла его богатства и силы. Историческая заслуга Тредиаковского состояла в том, что он понял необходимость реформы стиха и предложил силлабо-тоническую (слогоударную) систему.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нейропсихология — отрасль психологии, изучающая мозговую основу психи­ческих процессов и их связь с отдельными системами головного мозга | Лев Николаевич Толстой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.