Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое история? Предмет исторической науки




Поиски путей преодоления кризиса. Противостояние реформаторов и консерваторов. Распад союзного государства. Подготовка радикальной экономической реформы.

 

Рекомендуемая литература

ВВЕДЕНИЕ

Что такое история? Предмет исторической науки. Основные этапы изучения русской истории.

История России является частью всемирной истории, под которой понимается путь, пройденный человечеством в целом за многие тысячелетия своего существования.

В современном мире специалисты насчитывают более 2,5 тысяч наук. Их обычно делят на науки, изучающие природу (естественные) и общество (общественные или гуманитарные). Сразу же подчеркнем условность такой классификации научного знания, необходимой больше для удобства объяснения. Многие науки изучают процессы, происходящие на стыке наук как в природе, так и в обществе. Например, философия изучает наиболее общие законы как природы, так и общества.

Как объект изучения человеческое общество исследуют и экономисты, и юристы, и филологи, и социологи, и политологи, и, конечно, историки. Каждая из этих наук имеет свой предмет изучения. Экономика изучает хозяйственный механизм, юристы — правовые институты, филологи — язык и т.д. Что же изучает история?

Термин, давший название истории как одной из наук, изучающей чело­веческое общество, греческого происхождения. Он имеет несколько значе­ний. В дословном переводе он означает повествование, рассказ о том, что было узнано, исследовано. В обыденной жизни его употребляют как сино­ним слова "рассказ" или "происшествие". Употребляют этот термин и как обозначение всякого процесса в природе и обществе (все, что претерпевает изменения, развивается во времени, имеет свою историю).

Термин "история" используется также для названия одной из гумани­тарных наук, изучающих человеческое общество. История — наука, ис­следующая прошлое человеческого общества во всей пространственной его конкретности и многообразии с целью понимания настоящего и тен­денций развития в будущем История пытается воскресить прошлое, изу­чить и понять его в движении, открыть законы этого движения.

Музой-покровительницей истории называют дочь Зевса и богини памя­ти Мнемозины — Клио, которую изображают со свитком в руках. Отцом истории считают древнегреческого писателя Геродота, жившего в V в до н.э. Труд Геродота "История" был посвящен греко-персидским войнам, борьбе греческого и восточного мира. Он начинался знаменательными словами о необходимости всестороннего изучения прошлого: "Здесь Геро­дот из Фурий (город в Южной Италии, где жил историк) излагает то, что ему удалось узнать, дабы дела человеческие не были повергнуты в забве­ние временем и дабы великие, дивные деяния, совершенные как эллинами, так и варварами не утратили своей славы". "Historia est magistra vitae" ("История — наставница жизни"), — говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные перио­ды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исто­рических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непрехо­дящим человеческим ценностям.

Знание прошлого своего народа и всего человечества — необходимое условие, характеризующее человека образованного, культурного, цивили­зованного. История — фундамент гуманитарного образования, одна из важнейших форм самосознания людей.

Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие по­литические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений. Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает основания для скеп­тического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно услышать спра­ведливые слова о том, что каждое поколение, каждая партия переписывает историю заново, что это "политика, опрокинутая в прошлое".

Скептики также утверждают, что в век научно-технической революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и математиче­скую точность естественных наук. При этом обычно ссылаются на Леонар­до да Винчи, который считал, что степень научности знания соотносится с мерой ее математизации. Существует и прямо противоположное утвержде­ние: между методами истории и естественными науками нет ничего обще­го. По этой точке зрения, если естественные науки объясняют мир, то ис­торики пытаются его понять путем сопереживания и проникновения в пси­хику людей. В этом случае история понимается как субъективный взгляд на прошлое, которое не может быть достоверно научно воссоздано.

И все же большинство историков считали и считают, что история может быть познана как процесс, развивающийся в соответствии с определенными закономерностями. Несмотря на плюрализм как при ответах на глобальные вопросы развития человечества, так и при интерпретации отдельных фактов, существует объективная истина. Ее поисками и занята историческая наука. Поиски истины в истории, историческое познание — сложный, трудоемкий и интересный процесс, требующий как понимания особенностей этого познания. так и определенного профессионального мастерства.

Как специалисты изучают историю

Поиск и истолкование фактов, выяснение причин развития общества и открытие законов этого развития находятся в прямой зависимости от теоретических взглядов историка.

Роль теории в познании прошлого

Отличительной чертой научного познания является наличие теоретического (объясняющего) мышления. Так как историки являются членами того или иного общества, то выработанные в этом обществе философские концепции, теоретические представления, методология определяют характер анализа фактического материала. Они будут разными, например, у античных историков и у летописцев средневековья, у историков-марксистов и у исследователей других направлений и школ. Вот почему, читая Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского или труды совре­менных ученых, следует знать, каких теоретических взглядов придерживается тот или иной автор. Теоретические представления во многом опреде­ляют концепцию историка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.