Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2: Развитие системы рабочего страхования до 1905 г

 

Основным событием в плане социального страхования рабочих в Российской Империи явился закон 1912 года, когда социальное страхование рабочих стало государственным. Однако попытки урегулирования взаимоотношений между рабочими и нанимателями предпринимались и до этого времени. Острыми вопросами этого времени было принятие законодательства по врачебной помощи рабочим и выплате компенсаций за увечья и смерть рабочего.
Одним из первых законов, обеспечивающих рабочих врачебной помощью был 1741 г. закон, по которому на фабриках должны были устраиваться больницы для рабочих. В 1806 г. появляется закон, согласно которому обязательно должны были устраиваться больницы на горных заводах.
По закону 26 августа 1866 г. в обязанности хозяина входила и врачебная помощь рабочим, которая должна была оказываться бесплатно. Но ещё в то время он вызвал массу недовольства:

- в нём не было упоминаний об амбулаторном лечении больных, приёмных покоях для оказания первой медицинской помощи,

- закон не предусматривал соглашений с земскими органами в организации врачебной помощи рабочим,

- по закону 1886 г. фабрикантам была предоставлена возможность расторгать соглашения о найме вследствие двухнедельной болезни с прекращением оказания помощи,

- несмотря на то, что закон 1866 г. ввёл бесплатную врачебную помощь, через 20 лет закон 1886 г. установил взимание больничных сборов.

По существующим данным, к 1899 г. лишь 3,5 тысяч из 19 тысяч промышленных заведений (18 %), из них 1/3 – в неудовлетворительном состоянии.

Страхование от несчастных случаев в форме разного рода добровольных касс и обществ взаимопомощи существовало в Варшаве с 1814 г., в Риге с 1816 г., в Дерпте с 1819 г., в Петербурге с 1838 г., в Москве с 1869 г. – это были общества типографских рабочих, общества торговых служащих. Возникали общества взаимопомощи на профессиональной основе и в других областях труда: общество взаимопомощи немецких ремесленников "Пальмира" (1862), петербургских ремесленников и портных подмастерьев (1864), поваров и кондитеров (1870), общество комнатной прислуги (1876), общество золотых и серебряных дел подмастерьев (1892). Все они создавались на основе утверждённых Министерством внутренних дел уставов. В Северо-западном крае получили развитие профессиональные добровольные вспомогательные кассы еврейских ремесленников и рабочих (т. н. "хевры").

Ещё в XIX веке в ограниченной группе предприятий возникают и организации взаимопомощи на обязательной основе с обязательными взносами рабочих и с предоставлением им права на пособия и пенсии. Наиболее значительными из зачатков социального страхования было создание на казённых заводах горнозаводских товариществ. По закону от 8 марта 1861 г. об учреждении при казённых горных заводах введено действие особых товариществ, имеющих целью "попечение рабочих в болезни, старости и при домашних несчастиях, призрения вдов и сирот рабочих, распространение нравственности среди рабочего населения". Закон дал основания для организации горнозаводских товариществ, появившихся в 1881 г. В них входили все рабочие, и служащие по вольному найму. Товарищества принимали на себя обязанности по пенсионным, сберегательным, ссудным и вспомогательным операциям. Поступления в товарищества устанавливались в размере 50% со стороны рабочего, 50% - со стороны работодателя. Всего насчитывалось 15 товариществ с 22 тысячами членов в них.

В Польше организовывались братские кассы горнорабочих по образцу Германии и Австрии. В 1900 г. они были подчинены контролю Горного Надзора и Фабричной Инспекции. В 1906 г. в Польше насчитывалось 13 братских касс с 27 тысячами участников. Братские кассы в Польше охватывали весьма небольшую часть фабрично-заводских и горных рабочих – менее 80 000 человек из 400 000. Характерной чертой больничных касс Польши являлась полная независимость от хозяев и весьма слабое участие рабочих в их работе.

В конце XIX со стороны предпринимателей была сделана попытка решить вопрос о компенсациях рабочим за травмы, полученные на производстве. В 1881 г. Московский Биржевой комитет выработал предложение об обеспечении безопасности рабочих, а московское купечество на своём съезде изъявило готовность собрать по подписке в основной фонд для начала действий учреждений по помощи рабочим. Подобное заявление было представлено в 1886 г. Нижегородскому Промышленному Съезду.

Такой шаг был во многом продиктован необходимостью сокращения расходов на выплаты по судебным искам, затрат времени на судебные процессы, а также коммерческими проектами в области страхования. С другой стороны, обзор законодательства приводит нас к выводу, что по существующим законам для рабочего было крайне затруднительным доказать причастность нанимателя к нанесению увечья. Инициатива предпринимателей в этом случае во многом облегчила бы выплаты компенсаций. Однако чтобы защитить рабочего от возможных махинаций со стороны предпринимателя нужен был государственный закон, гарантировавший возмещение ущерба.

Съезд торгово-промышленников, не одобрив инициативы Московского Биржевого комитета, пришел к выводу, что "лучше бы страхование находилось в руках государства", а так же чтобы "промышленники озаботились созданием меж собой союзов на началах взаимства для страхования рабочих, так и обращаясь к частным страховым обществам".

Наряду с расширением операций по страхованию рабочих в частных страховых компаниях стали возникать общества взаимного страхования ответственности предпринимателя за последствия от несчастных случаев (Рижское и Одесское общества). В них страхование рабочих производились бесплатно, за счёт нанимателей, не было задержек с выплатами, права потерпевших распространялись на членов их семей. Предприниматели же получили возможность сократить расходы по сравнению с расходами на страхование в частных страховых компаниях. Так, личная выгода и собственный интерес оказался гораздо лучшим стимулом обеспечения пострадавших рабочих.

В 1903 г. появляется закон "о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности". По которому, за утрату трудоспособности на срок более трёх дней от телесного повреждения, полученного на производстве, рабочему полагалось вознаграждение в виде пособия, а в случае инвалидности или смерти – в виде пенсии, причём ответственным признавался владелец предприятия. Законом закреплялся переход ответственности владельца предприятия к страховому учреждению или обществу в случае, если владельцы предприятий страхуются в российских страховых обществах и учреждениях. Законом был определён точный порядок получения пособий и установлен контроль за его исполнением. С июля 1904 г. законом охватывались рабочие и служащие военных ведомств, с 1905 г. - рабочие и служащие государственных типографий, с 1906 г. рабочие и служащие морского ведомства и казённых предприятий торговых портов.

Согласно отчётам крупнейших страховых компаний России, действующих на основании закона 1903 г., по коллективному страхованию в обществах "Россия", "Помощь", "Заботливость", "Якорь", "Саламандра" было застраховано в 1904 г. 534 369 человек, а в обществах взаимного страхования – Рижском, Иваново-Вознесенском, Киевском – 148 934 человека (5,3 % от общего числа лиц, живущих наёмным трудом).

Таким образом, к 1905 г. в Российской Империи была создана база для системы социального страхования в сфере обеспечения рабочих пострадавших от несчастных случаев медицинской помощью, пособиями по инвалидности и пенсиями по случаю утраты трудоспособности, которые впоследствии легли в основу концепции государственного страхования. Однако она была недостаточна. Оставался чрезвычайно низким процент застрахованных рабочих. Обеспечение врачебной помощью оставалось на низком уровне. Помимо закона о государственном страховании от несчастных случаев рабочим требовались законы о пенсиях, инвалидности, безработице и т.д.
Решения этих проблем потребовали рабочие, в ходе революции 1905 г.


Вопрос 3: Развитие рабочего страхования в России (закон 1912 г.)

В начале ХХ века право на обеспечение врачебной помощью и пособиями на случай болезни стали частыми требованиями забастовочного движения рабочих. Это движение достигло высшего напряжения в 1905-1906 гг., когда под его давлением состоялось заключение ряда коллективных договоров между рабочими и хозяевами.

Первое подобное соглашение подписано в Бакинской губернии в декабре 1904 г. Оно устанавливало выдачу денежных пособий на промышленных предприятиях Чёрного и Белого городов. Позднее сюда вошли нефтепромышленные заведения, химические заводы, ремонтно-механические мастерские, электростанции, а с февраля 1905 г. соглашение было распространено на рабочих типографий, литографий, пивоваренных заводов и мастерских по ремонту судов. 13 июля – соглашение между владельцами и рабочими Грозненских нефтепромыслов, 1905 г. – договор в Самаре, 1906 г. - в Архангельске и Оренбурге.

В министерской записке к законопроекту об обеспечении рабочих на случай болезни, внесённой в третью Думу в 1908 г., отмечается наличие 54 соглашений во Владимирской губернии, 29 в Самарской, 45 в Херсонской.

По сведениям Фабричной Инспекции на 1907 г., выдача денежных пособий рабочим во время болезни наблюдалась в 51 губернии (из 64, на которые распространялся надзор инспекции); ими было охвачено 15 % предприятий и 1/3 общего числа рабочих.

Чаще всего пособия выдавались в размере половины заработка (47 % предприятий), но встречались и выплаты полного заработка (37 %). Право па получение пособий зависело от срока службы (от 6 до 2-х месяцев). Сроки, в течение которых выдавались пособия, варьировали от 1,5-3 недель (36 %) до выздоровления (27 %), а так же 1 месяца. Выдача пособий роженицам предусматривалась 153 промышленными предприятиями.

Общая сумма расходов промышленников на выдачу денежных пособий по случаю болезни, родов и на погребение составляла, по министерскому подсчёту, около 3 миллионов рублей в год. В эту сумму не входят денежные пособия служащим, на которые так же распространялось страхование.

Так, к 1907 г. всего лишь 7% предприятий оказывали полную врачебную помощь в фабричных больницах, 28% - обеспечивали амбулаторную помощь и помощь при земских больницах, 3% - лечили рабочих неудовлетворительно, 64% - не оказывали помощи вовсе. Общая сумма расходов в год составляла около 12,6 миллионов рублей (5 рублей на рабочего).
Под влиянием событий революции правительством было дано обещание о введении государственного страхования рабочих. Согласно именному Высочайшему указу, Правительствующему Сенату от 12 декабря 1904 г. было повелено: "…в дальнейшем развитии принятых уже мер по обеспечению участия рабочих на фабриках, заводах и промыслах озаботиться введением государственного страхования". Была создана комиссия под руководством министра торговли и финансов В.И. Тимирязева для разработки соответствующих законопроектов. Ею были рассмотрены материалы действующих законопроектов по страхованию рабочих в европейских странах (Германии, Австрии, Швейцарии, Франции). Отчасти европейские системы страхования рабочих легли в основу будущей системы страхования рабочих в России.
Мы опускаем процесс подготовки и принятия страховых законов, продолжавшийся с 1904 г. по 1912 г. Необходимо заметить, что было подготовлено 8 проектов законов в разных сферах рабочего страхования, но принят был только один.

Действие закона 23 июня 1912 г. распространялось на рабочих и служащих, занятых в предприятиях фабрично-заводских, горных, судоходных по внутренним водам, на трамваях и железных дорогах. Исключались все предприятия, принадлежавшие казне, а так же мелкие предприятия с числом занятых лиц менее 20. Общее число рабочих и служащих, подлежащих страхованию, было около 3 миллионов человек (13 миллионов лиц живших наёмным трудом). Для сравнения – в Германии 31 %, в Англии 33 %.

Но и "облагодетельствованным" закон давал очень мало. Размеры предусмотренных пособий по случаю болезни, трудового увечья, родов, на погребение составляли в среднем? заработка и выплачивались в течение двух недель.

Закон обязывал обеспечить лишь первоначальную врачебную помощь, устанавливая сроки лечения больного за счёт хозяина – 4 месяца. При более длительном сроке болезни это равносильно выбрасыванию рабочего на мостовую.

По германскому образцу российский закон предусматривал осуществление страхования через больничные кассы с участием в них рабочих и хозяев. Управление больничными кассами предусматривалось собранием и правлением. Устанавливался один тип касс – фабричные. Только при невысоком числе рабочих предприятия был возможен общий тип кассы, т. к. в управлении делами такой кассы гораздо сильнее можно проявить хозяйскую волю, влияние и давление на рабочих.

Отмечается, что земские и заводские рабочие были обеспечены врачебной помощью лучше, чем фабричные и горнозаводские. Судоходные рабочие были в целом почти не обеспечены врачебной помощью. Отметим и ещё один немаловажный момент: сами рабочие в управлении кассами не участвовали.

Общая стоимость обеспечения в России на случай болезни составляла 40 миллионов рублей, в Германии – 225, в Англии 200.

Таким образом, в отношении врачебной помощи рабочим закон 1912 г. является шагом назад по сравнению с предыдущими годами. Обеспечение же рабочих денежными пособиями являлось шагом вперёд лишь в отношении тех рабочих, которые до введения обязательного страхования пособиями не пользовались, для тех, кто получал их – шаг назад (рабочие и служащие земств и городов, служащие фабрик и заводов, "содержание" которых обычно сохранялось за ними в период болезни). Это делало его чрезвычайно непопулярным в рабочих кругах.
Таким образом, закон 1912 г. не смог решить существующие противоречия даже ухудшил положение рабочих. В дальнейшем нерешённые проблемы с области социальной политики привели к дальнейшему росту рабочего движения.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 1: Фабрично-заводское законодательство в России, как основа социальной защиты | Вопрос 4: Становление и развитие медицинского страхования в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.