Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика культуры нового времени

Тема: Культурная жизнь нового времени

Период с середины ХVІІ века до конца второго десятилетия ХХ века (1917 г.) называют новым временем. В культурном плане это был период угасания феодальной культуры и утверждения культуры буржуазной. Центр культурного развития в Западной Европе переместился в Англию и Голландию, где произошли ранние буржуазные революции, и сложился новый общественный строй. В Италии, где в ходе контрреформации победила католическая реакция, а также в Испании и Германии преобладала феодальная культура. Во Франции соотношение этих культур отличалось относительным равновесием. Установление нового общественного строя привело к радикальным изменениям во всех сферах общественной жизни: в экономике господствующей стала капиталистическая форма собственности; власть в обществе перешла в руки буржуазии, и стали преобладать тенденции к демократизации; в сфере общественного сознания ведущей доктриной становится рационализм.

В европейской культуре нового времени проявились черты, которые можно охарактеризовать следующим образом:

1) Антропоцентризм европейской культуры. Антропоцентризм – это воззрение, согласно которому человек есть центр всей Вселенной и конечная цель всего мироздания. "Человек есть мера всех вещей" – этот тезис древнегреческого философа Протагора выражает суть всей европейской культуры. Во главу угла ставится отдельная личность и ее притязания. Это привело к рождению такого феномена европейской культуры как гуманизм. Гуманизм нового времени включал в себя следующие ценности: уважение к личности; доверие его "естественным" наклонностям и силам; права человека на удовлетворение "естественных" интересов, на удовольствия и радости; право на свободу. Свобода личности стала исходным символом и основной ценностью западной культуры.

2) Инновационный (букв. "нововведение") характер европейской буржуазной культуры. Это означает ее общую ориентацию на изменение привычного образа жизни и мыслей. Данная черта способствовала формированию в новое время цивилизации техногенного типа. Ее характерная особенность – быстрое изменение техники и технологии, благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; это способность к умножению знаний и изобретению новой техники.

3) Полицентризм властей, характерный для европейской цивилизации, заключается в рассредоточении власти в обществе. Он включает относительную самостоятельность различных форм власти. Заслуживает особого внимания разделения власти на политическую и духовную, выразителями которых были, с одной стороны, - государство, а с другой стороны, - церковь. Политическая власть не смогла подчинить себе духовную власть, т.е. по большому счету в то время сферу человеческой нравственности. Поэтому свобода личности, а также другие права человека складывались под влиянием разделения политической и духовной власти. Благодаря этому личность стала независимой, суверенной в вопросах выбора между добром и злом. Именно духовная свобода личности, которая включает в себя и интеллектуальную свободу, способствовала прогрессу культуры, науки, поиску объективного знания о природе, обществе и человеке.

4) Европеизм – это направление европейской политической философии, для которой характерно рассмотрение любой проблемы в контексте европейских интересов. Европеизм имеет глубокие корни в истории Европы и европейской культуры. Как явление христианской культуры нашел самое широкое отражение в культуре нового и новейшего времени.

5) Христианские корни европейской культуры. Христианская церковь как институт объединяла Европу "сверху": путем распространения папской власти, она создавала в Европе транснациональную структуру, что способствовало созданию единой европейской культуры. Христианская вера объединяла Европу "снизу" формируя "общеевропейское сознание".

В развитии культуры нового времени выделяют два этапа:

- сер. XVII - XVIII в.в. – эпоха Просвещения

- XIX - XX в. в. - время появления новых идей и идеологий

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие художественной культуры. Развитие народного творчества украинцев происходило на основе древнерусских фольклорных традиций, в условиях борьбы крестьянства и городского населения против | Основные принципы европейского Просвещения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.