Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание и деятельность украинских политических партий в Приднепровской Украине в конце 19 — начале 20 в

Роль Киево-Могилянской академии в культурно-образовательном развитии украинского народа

Киево-Могиляискую академию основали Киевская братская школа и Лаврская школа, объединившиеся в 1632 г. Её руководителем и опекуном стал киевский митрополит Пётр Могила. Признательная память об основателе закрепилась в названии коллегии, которую ещё при жизни митрополита стали называть Киево-Могилянской. Что же касается статуса академии, то именно так воспринимали новообразованное учреждение современники. Хотя формально академией его признали в 1658 г. в Гадячском трактате. Академию материально поддерживал гетман Б. Хмельницкий (универсалами 1651 г. и 1656 г.). Опекуном и меценатом академии был и гетман Мазепа, который выстроил для неё новое здание, новый Братский собор, часто посещал академию, бывал на диспутах и спектаклях.

Академия была всесословным учебным заведением, здесь училась молодёжь со всех земель Украины и других славянских стран. В КМА насчитывалось восемь классов, курс которых изучался на протяжении 12 лет. Студенты Киевской академии (до 2000 чел.) изучали славяно-русский (тогдашний литературный украинский язык), церковно-славянский, польский, латинский, греческий, древнееврейский, немецкий и французский языки, историю, географию, математику, астрономию, пиитику, риторику и диалектику, философию.

В КМА формировалась собственная, а вместе с тем — киевская поэтическая школа. Известными поэтами, вышедшими из стен Киево-Могилянской академии, были: ректор Касьян Сакович, черниговский архиепископ Лазарь Баранович, профессора Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Георгий Конисский, хорошо известный Григорий Сковорода и др.

КМА была центром философской мысли в Украине. Особое место среди философов в Киево-Могилянской академии принадлежало профессору И. Гизелю, И. Кононовичу-Горбацкому, С. Яворскому, Ф. Прокоповичу. В КМА началось преподавание естественных наук — астрономии, биологии, минералогии, зоологии и др.

В академии формировалась историческая наука. Достаточно вспомнить, что здесь учились летописцы Роман Ракушка-Романовский (Самовидец), Самойло Величко, Григорий Грабянка. Их казацкие летописи были прообразом современных исторических трудов. Киево-Могилянская академия дала и таких известных историков, как Пётр Симоновский, Николай Бантыш-Каменский, Максим Берлинский и многих других.

В КМА студентов учили рисованию, графике и живописи. Именно здесь сложилась одна из наиболее значительных художественных и гравёрных школ в Украине. Видными гравёрами Украины, учившимися в академии, были Иван Мигура, Иван Щирский, Леонтии Тарасович, Григорий Левицкий.

Незаурядное развитие в КМА получило музыкальное искусство. Академия выпустила многих профессиональных композиторов. Наиболее талантливыми среди них были Максим Березовский и Артемий Ведель.

Воспитанниками КМА были будущие гетманы Юрий Хмельницкий, Иван Виговский, Пётр Дорошенко, Павел Тетеря, Иван Брюховецкий, Михаил Ханенко, Иван Самойлович, Иван Мазепа, Филипп Орлик, Даниил Апостол, Иван Скоропадский, наказной гетман Павел Полуботок.

Из стен КМА вышло немало иерархов — епископов, митрополитов, архимандритов, духовных писателей, в частности Дмитрий Туптало, митрополит ростовский (1651—1709 гг.).

Следовательно, с Киево-Могилянской академией, заложившей основы высшего образования в нашей стране, связан чрезвычайно важный этап в развитии образования, науки, философии, изобразительного искусства, в формировании мировоззрения украинского народа. Распространение КМА образования, идеи гуманизма и просвещения способствовало общественному прогрессу, воспитанию в народе чувства человечности, национального достоинства, духовности и уважения к другим народам, их культуре, истории.

Конец 19 в. ознаменовался значительным подъёмом национального самосознания украинцев, ростом их общественной активности, усилением социальной напряжённости. Это привело и к появлению стойких групп активных поборников интересов своего народа, которые стали объединяться в политические партии с более чётко выраженными стремлениями к политической борьбе за восстановление украинской государственности. Первой политической партией в Украине стала Революционная украинская партия (РУП). Она была создана в 1900 г. в Харькове группой студенческой молодежи. У её истоков стояли Д. Антонович, В. Винниченко, Н. Порш, А. Жук, М. Русов. Политическим манифестом партии стала написанная Н. Михновским и изданная во Львове брошюра “Самостоятельная Украина”. Форма государственности для Украины признавалась как “... одна, единая, неделимая, свободная, самостоятельная Украина от гор Карпатских вплоть до Кавказских”. Но уже первый опыт работы в массах показал, что такие требования нереальны, Украина к самостоятельности не готова. РУП отказалась от“Самостоятельной Украины” как программного документа. И в 1903 г. Киевская свободная громада РУП создала “Очерк программы”. В ней указывалось, что государственным устройством, которое обеспечит интересы всего народа, должен быть демократический республиканский строй. Социальные требования сводились к охране труда рабочих, 8-часовому рабочему дню, социальному обеспечению. Провозглашалось также о предоставлении Украине автономии, с отдельным представительским собранием (сеймом); последнему принадлежит право законодательства в тех внутренних делах, которые касаются только населения, проживающего на территории Украины. В РУП постоянно существовали различные течения. Борьба между ними длилась до 1905 г., когда многие члены на очередном съезде официально признали программу социал-демократии. Появилось новое название — Украинская социал-демократическая рабочая партия (УСДРП). В её программе было записано: добиваться национально-территориальной автономии Украины в составе Российской Республики. Лидером её стал Николай Порш. Ещё в 1902 г. от РУП отошли наиболее радикальные члены во главе с Н. Михновским, которые образовали Украинскую народную партию (УНП). Главную задачу партия усматривала в достижении самостоятельности Украины. Решение социальных вопросов считалось второстепенным делом. Левое крыло РУП приняло название Украинская социал-демократия (УСД). Впоследствии она объединилась с Российской социал-демократической рабочей партией (РСДРП) как её национально-автономная краевая организация, сменив название на Украинский социал-демократический союз. По инициативе ряда членов украинских громад (Б. Гринченко, И. Стешенко, С. Ефремова и др.) в 1905 г. возникла Украинская демократическая партия (УДП). Программа партии признавала, что государственное устройство в России должно базироваться на принципах самой широкой местной национальной автономии. Выйдя из УДП, часть её членов во главе с Б. Гринченко, М. Левицким, Ф. Матушевским, которые придерживались более радикальных взглядов, создали Украинскую радикальную партию (УРП). Будущая государственность Украины, согласно платформе УРП, тоже связывалась с принципами автономии. Программные документы политических партий, действовавших в Украине с начала века, свидетельствуют: идея украинской государственности в большинстве своём воплощалась в форму национально-территориальной автономии Украины в составе федеративной России. Несмотря на то, что РУП раскололась на различные политические партии, именно она стала школой массовой украинской работы. Многие ведущие деятели украинской революции прошли политическую школу в РУП, и это подготовило их к активному участию в борьбе за украинскую государственность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Монгольское нашествие и его последствия для украинских земель | Особенности политического положения украинских земель в составе Великого княжества Литовского
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.