Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система административного права




Административное право, как и любая другая отрасль, имеет свою систему, которая указывает, каким образом внутри данной отрасли группируются составляющие ее нормы права.

По масштабу действия нормы административного права делятся на две большие группы. Одна группа правовых норм действует в масштабе всей сферы реализации государственной исполнительной власти, всех отраслей и сфер государственного управления.

Другая группа административно-правовых норм действует только в отдельных конкретных отраслях и сферах реализации государственной исполнительной власти (государственного управления). Поэтому признаку (масштабу действия) административное право как отрасль права делится на Общую часть, которую составляет первая группа административно – правовых норм, масштаб действия и области применения которых охватывают все отрасли и сферы государственного управления, и Особенную часть, которую составляет вторая группа административно-правовых норм, масштаб действия которых ограничен отдельными конкретными отраслями и сферами государственного управления.

Внутри общей и особенной частей административное право как отрасль права подразделяется на административно-правовые институты, т. е. такие группы норм, которые регулируют отдельные группы однородных и взаимосвязанных отношений.

Д.Н. Бахрах включает в общую часть две группы правовых институтов. Первая группа состоит из следующих институтов:

- регулирующих административно-правовые статусы индивидуальных субъектов права;

- регулирующих административно-правовые статусы элементов государственной администрации (институт государственной службы и др.);

- регулирующих административно-правовые статусы государственных предприятий, учреждений, организаций;

- регулирующих административно-правовые статусы негосударственных организаций (муниципальных, общественных, религиозных, коммерческих и др.);

- регулирующих формы и методы властного воздействия государственной администрации на субъектов права.

Вторая группа состоит из следующих институтов:

- обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти;

- регулирующих принуждение по административному праву (институт административной ответственности);

В особенной части административного права выделяются четыре подотрасли, объединяющие нормы:

- регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность;

- регулирующие организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации;

- регулирующие социально-культурную деятельность государственной администрации, осуществление ею социальных программ;

- регулирующие деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с другими странами.[9]

Ю.А. Тихомиров предлагает отказаться от традиционного деления административного права на общую и особенную части ввиду их слабой нормативной структурированности. По его мнению, отрасль административного права можно разделить на следующие подотрасли: а) нормативно-регулятивная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, правонарушения); б) органы исполнительной власти; в) государственная служба; г) административно-правовые режимы; д) административный процесс, законность в управлении; е) организация государственного управления; ж) информационное право; з) правовое регулирование нормативов. [10]

Говоря о системе административного права, не следует смешивать ее с системой административного законодательства, еще более разрозненной и обширной. Объединяет эти две системы многое, однако автоматического «наложения» одной системы на другую не происходит. Это связано с тем, что нормы права, системно объединяемые в институты и подотрасли, закрепляются в самых разных источниках права.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.