Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и особенности норм административного права

Как и всякая правовая норма, административно – правовая норма представляет собой установленное или санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанное на многократное применение. Общность административно – правовых норм с нормами других отраслей права обусловлена тем, что административное право – одна из фундаментальных базовых отраслей российского права, а составляющие ее нормы, естественно, отвечают всем общетеоретическим характеристикам и критериям с точки зрения их социально – политической сущности, роли и общественного предназначения.

Наряду с общностью, имеются и определенные особенности административно – правовых норм по сравнению с нормами других отраслей права. Главная особенность заключается в их собственном предмете регулирования, в тех общественных отношениях, которые регулируются нормами административного права, о чем говорилось ранее.

Ю.М. Козлов указывает на наличие следующих особенностей норм административного права:

- нормы предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционных прав и свобод граждан в сфере государственного управления;

- имеют целью упорядочение организации и функционирования всей системы исполнительной власти;

- определяют порядок должного поведения в сфере государственного управления;

- выражают собой сущность исполнительной ветви власти;

- служат интересам установления режима законности и государственной дисциплины;

- имеют свои собственные средства юридической защиты (в виде институтов административной и дисциплинарной ответственности);

- регулируют не только собственно управленческие, но также земельные, финансовые и другие отношения;

- характеризуются созданием в процессе правоприменительного правотворчества;

- являются вторичными, подзаконными по отношению к нормам законодательства.[11]

Особенностью является также императивный (повелительный) характер административно – правовых норм, в отличие, например, от гражданско- правовых норм, отражающих и закрепляющих равенство и автономию воли участников регулируемых отношений. При этом императивный характер административно – правовых норм отнюдь не всегда связан с реализацией государственно – властных полномочий субъектами административной власти. Императивный характер этих норм нередко заключается в предоставлении права гражданам требовать от властных государственных структур должного, в интересах данного гражданина образа действий и поведения.

К числу особенностей административно-правовых норм следует отнести также то, что они в отличие от норм многих других отраслей права имеют собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется ввиду административная ответственность, наступающая, как правило, во внесудебном, т.е. административном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности за нарушение норм, регламентирующих служебные отношения.

Особенностью административно-правовых норм является также и то, что во многих случаях они регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права. Ими обеспечивается регулирование определенной части финансовых, земельных, налоговых, таможенных, трудовых и иных отношений. С их помощью осуществляется и защита норм названных отраслей права.

Наконец, несомненной особенностью административно-правовых норм является то, что они нередко устанавливаются непосредственно самими субъектами исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности и в ее целях (например, нормативные постановления Правительства РФ).

В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права, проявляющаяся в следующем:

а) административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти, так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;

б) административно-правовые нормы определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления. Должное поведение предполагает, какие действия можно совершать (дозволения), от каких следует воздержаться (запеты), какие совершать необходимо (предписания);

в) административно-правовые нормы, действуя в сфере государственного управления, прежде всего и главным образом предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований законов Российской Федерации.

г) административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

д) административно-правовые нормы в отличие от многих других отраслей российского права имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.);

Стало традицией выделять в структуре правовых норм три самостоятельные части – гипотезу, диспозицию, присущие нормам положительного регулирования, и диспозицию и санкцию, свойственные нормам правоохранительным. Традиционная «триада» элементов правовой нормы применима и к нормам административного права.

Гипотеза как условие применения нормы далеко не всегда выражена в ней

самой и может находиться в структуре преамбулы, вводной части или общих положений, в иных нормах данного акта. Она может быть общей для ряда или многих других норм. Гипотезу административно-правовой нормы можно обнаружить в других, смежных или однородных актах.

Диспозиция как ядро административно-правовой нормы выражается в определении прав и обязанностей субъекта права. Установленные ею правила поведения предписывающего, дозволяющего и запрещающего характера могут содержаться в одной или нескольких статьях акта. Дело в том, что подобные правила нередко обладают операционными свойствами, т.е. регулируют целый ряд последовательно совершаемых действий, их трудно свести к одному и тому же простому, правомерному действию. Формулирование диспозиции нормы имеет очень важное значение с двух точек зрения. Ее обоснованность служит прежде всего эффективному выбору способа решения социальной, экономической или иной задачи, метода регулирования отношений субъектов административного права. Нечеткость диспозиции или пассивность е применения ведут к ожиданиям, бездействию или ошибочных решений.

Санкция административно-правовой нормы содержит предусмотренную ею меру ответственности за нарушение или игнорирование правил, установленных диспозицией. Санкции неоднородны по своему характеру и определены кодексом об административных правонарушениях РФ,

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие механизма административно – правового регулирования | Виды административно-правовых норм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.