Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 6. Государственные служащие как субъекты административного права

 

§ 1. Понятие и система государственной службы

Государственная служба Российской Федерации представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

лиц, замещающих должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов.

Современное российское законодательство исходит из трактовки понятия «государственная служба» в узком смысле. Работа в государственных организациях уже не рассматривается как государственная служба. Это обычная наемная работа, не имеющая ничего общего с государственной службой. Статус лиц, которые ее выполняют (учителя, врачи, профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений высшего профессионального образования и др.), определяется главным образом трудовым законодательством. Специальное законодательство о государственной службе на них не распространяется. В советский период государственного строительства в России государственными служащими считались все те, кто, во-первых, занимался нефизическим трудом, а во-вторых, получал свое вознаграждение из бюджетных средств. Нужно отметить, что в рамках работы по реформированию государственной службы в России до сих пор продолжаются дискуссии о перспективах распространения на работников государственных учреждений бюджетной сферы статуса государственных служащих. Речь идет прежде всего о придании соответствующего статуса врачам и учителям.

Критериями государственной службы по Закону «О системе государственной службы»[15] являются:

а) ее осуществление на профессиональной основе, т.е. признается профессией граждан, состоящих на государственной службе;

б) признание такой деятельности служебной, т.е. подчиненной обеспечению полномочий определенных в законе субъектов;

в) разнородность субъектов, на обеспечение исполнения полномочий которых направлена служебная деятельность. Это Российская Федерация и ее субъекты в целом, их государственные органы;

г) признание государственными служащими всех лиц, занимающих государственные должности государственной службы;

д) дифференциация должностей в государственных органах.

Указанный выше закон классифицирует государственную службу на следующие виды, составляющие ее единую систему:

1. государственная гражданская служба;

2. военная служба;

3. правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется, в свою очередь, на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Государственная гражданская служба – это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан, занимающих должности государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов. В правовом статусе государственных гражданских служащих не устанавливаются ярко выраженные задачи по осуществлению функции правоохраны, военной деятельности и военного управления. Можно считать, что служебная деятельность граждан России в рамках государственной гражданской службы исключает: во-первых, их деятельность на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, выполняющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, а во-вторых, служебную деятельность на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина.

Исходя из характера государственной гражданской службы, она осуществляется в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, аппаратах палат Федерального собрания РФ, других органах государственной власти РФ и субъектов РФ.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. При этом выделяются следующие категории:

руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок или без ограничения срока полномочий;

помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Кроме того, должности гражданской службы подразделяются на группы – высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы.

Военная служба – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. Военная служба осуществляется в Вооруженных Силах РФ, во внутренних войсках МВД России, в органах ФСБ и пограничных войсках, в воинских формированиях МЧС России и в иных воинских формированиях нашей страны.

Правовую основу военной службы составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 28 марта 1998г. «О воинской обязанности и военной службе», иные федеральные законы, указы Президента РФ.

Прохождение военной службы осуществляется:

гражданами РФ – по призыву или добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами – по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Правоохранительная служба – вид государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и

учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Специальный законодательный акт, который предусматривал бы общую регламентацию правоотношений, связанных с прохождением правоохранительной службы, - единую для всех субъектов ее осуществления – на сегодняшний день отсутствует. Действующие в данной области правовые нормы рассредоточены по различным отраслевым законам и подзаконным актам. Среди законодательных органов, определяющих порядок правоохранительной деятельности, и в частности порядок прохождения службы в российских правоохранительных органах можно назвать Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», Федеральный закон РФ от 21 июля 1997г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 21 июля 1997г. «О судебных приставах» и другие акты.

Несмотря на определенные различия в правовом регулировании правоохранительной деятельности и правоохранительной службы, которые осуществляются различными уполномоченными органами, все виды этих органов объединены рядом общих родовых признаков.

Во-первых, органы и учреждения, осуществляющие правоохранительные функции, преследуют своей деятельностью одну цель – обеспечит безопасность, законность и правопорядок, вести борьбу с преступностью, защищать права и свободы человека и гражданина.

Во-вторых, должностные лица, состоящие на правоохранительной службе, наделяются весьма широким кругом специальных полномочий, сопряженных с реализацией мер принудительного характера, которые выражаются в возможности применения физической силы, оружия, в использовании специальных систем связи и техники, с производством контрольно – надзорных мероприятий, с применением мер уголовной, административной, должностной ответственности и т.п.

В-третьих, правоохранительным органам присуще наличие атрибутики и системы специальных званий.

В-четвертых, для сотрудников правоохранительных служб устанавливается особая персональная ответственность, жесткая дисциплинарная система и особые правила отчетности.

 

§ 2. Прохождение государственной службы

После осуществления в 2004 году мероприятий по оптимизации структуры и упорядочению функций федеральных органов исполнительной власти примерно на 20% сокращена численность центральных аппаратов федеральных министерств,[16] которая по состоянию на 2002г. составляла 28,8 тыс. чел.[17] Мероприятия по сокращению численности государственного аппарата затронули не только органы исполнительной власти.

Федеральный закон РФ от 27 мая 2003г. «О системе государственной службы» нормативно закрепил понятие прохождения государственной службы. Прохождение государственной службы включает в себя: назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского или специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие мероприятия в соответствии с данным Федеральным законом, федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Это могут быть, например, повышение квалификации и профессиональная переподготовка государственного служащего, привлечение его к дисциплинарной ответственности и поощрение и др.

Прохождение государственной службы отражается в личном деле государственного служащего. Личное дело ведется кадровой службой соответствующего государственного органа. В отдельных случаях предусмотрен иной порядок. Например, личные дела заместителей федерального министра, назначаемых Правительством РФ, ведет не кадровая служба министерства, а соответствующее подразделение Департамента Управления делами Правительства РФ. Порядок ведения личных дел государственных гражданских служащих определен в Указе Президента от 30 мая 2005г. №609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»[18] Сведения, содержащиеся в личном деле государственного служащего, за исключением тех, что по законодательству могут быть опубликованы, например сведения о доходах и имуществе, которое является объектом налогообложения, являются конфиденциальными. За их разглашение виновные могут привлекаться к дисциплинарной или иной ответственности. Ознакомление государственного гражданского служащего с документами личного дела осуществляется кадровой службой государственного органа не реже одного раза в год. Личное дело ведется в одном экземпляре. При переводе гражданского служащего на должность гражданской службы в другом государственном органе его личное дело передается в государственный орган по новому месту службы. В случае увольнения государственного служащего личное дело служащего продолжает храниться кадровой службой органа в течение 10 лет со дня увольнения с гражданской службы, после чего передается в архив.

Эффективность государственной службы в немалой степени зависит от существующих способов замещения государственных должностей. В настоящее время в Российской Федерации существуют два способа замещения должностей государственной службы: 1) назначение; 2) конкурс.

Назначение является наиболее упрощенным и распространенным на практике способом замещения должности государственной службы. Например, на государственной гражданской службе путем назначения замещаются все должности государственной службы категории «помощники (советники)». По сравнению с другими способами замещения государственных должностей назначение имеет упрощенную форму. В государственном аппарате назначение является доминирующим способом замещения должностей государственной

службы. В рамках реформы государственной службы были расширены возможности замещения должностей государственной службы, прежде всего гражданской службы, путем назначения.

Конкурс является наиболее эффективным из известных в мире способов замещения должностей на государственной, главным образом государственной гражданской, службе.

Конкурс на замещение вакантной должности обеспечивает право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе. Это право предусмотрено непосредственно в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ. На федеральном уровне конкурсная процедура, имея в виду ее организацию и порядок проведения, долгое время определялась в Положении, утвержденном Указом Президента РФ от 29 апреля 1996г. №604 «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы»[19]. В результате реформы государственной службы конкурс хотя и сохранился в качестве способа замещения должностей гражданской службы, но были значительно ограничены случаи, когда его по закону необходимо проводить. В Федеральном законе от 27 июля 2004 г. №79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляется возможность поступления на гражданскую службу и замещения должности по конкурсу. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к этой должности.

Одним из серьезных препятствий для утверждения конкурсного порядка замещения государственных должностей следует назвать закрытость для потенциальных участников конкурса, претендующих на государственную должность, сведений о вакансиях.

По результатам отбора конкурсная комиссия большинством голосов принимает решение в пользу того или иного кандидата на должность, которое является основанием для издания руководителем государственного органа акта о назначении на государственную должность. В соответствии с требованиями ст.22 Закона о государственной гражданской службе Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственно гражданской службы РФ.

При поступлении на государственную гражданскую службу гражданин предъявляет:

- заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

- анкету, установленной формы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. № 667;

- паспорт;

- трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением вышеуказанного случая;

- свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

- документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

- документ об образовании;

- сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В отдельных случаях с учетом условий прохождения гражданской службы может предусматриваться необходимость предъявления иных документов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура | Права и обязанности государственного служащего
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.