Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 21. Управление в области образования и науки

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается достижением обучающимся определенных государственных стандартов. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального процесса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

В понятие системы образования входит совокупность взаимосвязанных элементов:

– преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности;

– сеть образовательных учреждений, реализующих государственные образовательные программы и стандарты, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

– органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным программам относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.

К профессиональным образовательным программам, направленным на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации, относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования.

Государственные образовательные стандарты в Российской Федерации включают в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты. Государственные образовательные стандарты могут устанавливаться по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определенном федеральным законом. Они утверждаются не реже одного раза в десять лет и являются основой объективной оценки уровня образования выпускников независимо от форм получения образования.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения различаются по организационно-правовым формам (государственные, муниципальные, негосударственные: частные; образовательные учреждения общественных и религиозных организаций), а также своей типовой принадлежностью и видовым особенностям.

Образовательные учреждения бывают следующих типов:

1) дошкольные;

2) образовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительно образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

7) учреждения дополнительного образования;

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие учебный процесс.

Целью начального профессионального образования является подготовка работников квалификационного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических училищах, профессиональных лицеях, учебных центрах и учебных пунктах.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Академия – высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт – высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а так же, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников для определенной области деятельности; ведет фундаментальные и прикладные научные исследования.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность профессионального образования. К образовательным учреждениям среднего профессионального образования относятся: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Действующее законодательство устанавливает три ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «бакалавр», квалификации «дипломированный специалист» или квалификации «магистр».

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют: для получения квалификации «бакалавр» – не менее 4 лет; для получения квалификации «дипломированный специалист» – не менее 5 лет; для получения квалификации «магистр» – не менее 6 лет.

В Российской Федерации установлены следующие виды и наименования высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Университет – высшее учебное заведение повышение уровня образования научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

В Российской Федерации создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием: федеральные (центральные) государственные органы; федеральные ведомственные органы, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Федеральными отраслевыми органами образованием являются:

– Министерство Образования и науки РФ;

– Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;

– Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

– Федеральное агентство по науке и инновациям;

– Федеральное агентство по образованию.

Министерство образования и науки РФ осуществляет деятельность на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г.

Министерство образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной пошлины и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Министерство осуществляет следующие полномочия:

1) вносит в правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов президента РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ;

2) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам:

– порядка подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая профессиональное образование, подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов в федеральных образовательных учреждениях;

– перечня профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональное образование профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

– положения и порядка создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования;

– формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, порядка их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

– федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях;

– положения об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных организациях независимо от ведомственной принадлежности;

– положения об итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;

– положения о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медалей;

– номенклатуры должностей научных работников;

– порядка аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также установления образовательных центров для педагогических работников и др.;

3) осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

 

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области образования и науки.

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 300.

Федеральная служба в установленной сфере деятельности осуществляет:

– контроль и надзор за исполнением законодательства в области образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров;

– государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях самостоятельно и совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации;

– лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования);

– рассмотрение вопросов, связанных с подтверждением, признанием и установлением эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации;

– рассмотрение вопросов присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, а также лишения (восстановления) указанных ученых званий, вопросов присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук и выдачу соответствующих дипломов установленного образца.

– создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), установление их компетентности.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 299.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки.

Основными функциями службы являются:

– обеспечение установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другими нормативно-правовыми актами порядка предоставления в РФ правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, а также порядка их использования;

– осуществление контроля и надзора за проведением экспертизы заявок на объекты интеллектуальной собственности и выдача охранных документов в установленном законодательством РФ порядке;

– регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности, а также лицензионных договоров и договоров уступки прав в сфере интеллектуальной собственности и публикация сведений о зарегистрированных субъектах интеллектуальной собственности;

– осуществление контроля и надзора за соблюдением порядка уплаты патентных пошлин и регистрационных сборов;

– проведение аттестации и регистрации патентных поверенных РФ и осуществление контроля за выполнением ими требований, предусмотренных законодательством РФ.

 

Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства от 16 июня 2004 г. № 281.

Федеральное агентство по науке и инновациям является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Агентство по науке и инновациям:

– организует разработку прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ;

– выдает иностранным и российским заявителям разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе;

– ведет: единый реестр результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета; реестр отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

– от имени Российской Федерации осуществляет распоряжение правами на объекты индивидуальной собственности и другие научно-технические результаты, созданные за счет средств федерального бюджета;

– осуществляет в установленном порядке финансирование закупки образцов приборов, оборудования, комплектующих изделий, научно-технической литературы и лицензий;

– осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

 

Федеральное агентство по образованию осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 288.

Федеральное агентство по образованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики.

Федеральное агентство по образованию осуществляет:

– организацию деятельности образовательных учреждений общего профессионального и дополнительного образования по оказанию государственных услуг в области образования;

– организацию повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования;

– функции государственного заказчика федеральных целевых программ;

– функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций;

– организацию повышения квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных учреждений, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования;

– определение для образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в ведении Агентства, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квот по целевому приему;

– размещение на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, в том числе инженерных и научных кадров для оборонных отраслей промышленности;

– распределение между образовательными учреждениями квот на стипендии Президента РФ, Правительства РФ, иные именные стипендии и назначение их в установленном порядке;

– открытие аспирантур и докторантур в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях;

– осуществляет иные функции и полномочия по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 20. Управление иностранными делами | Лекция № 22. Управление в области культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.