КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 24. Управление в области здравоохранения и социального развития
Деятельность государства по охране здоровья населения является конституционной обязанностью и важнейшей функцией государства. Ст. 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Охрана здоровья, согласно основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года, представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характеров, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи даже в случае утраты здоровья. В Российской Федерации действуют государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения, которые в совокупности призваны гарантировать реализацию прав, как всех граждан, так и отдельных их групп на охрану здоровья. К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Министерство здравоохранения субъектов Российской Федерации, государственные органы санитарно-эпидемиологического надзора. К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные медицинские учреждения.
К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья, а также в случаях, установленных законодательством, координирующим деятельность в этой области других федеральных органов исполнительной власти. Министерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам: – здравоохранения, включая организацию медицинской профилактики и медицинской помощи, фармацевтическую деятельность; – качества, эффективности и безопасности лекарственных средств; – курортного дела; – санитарно-эпидемиологического благополучия. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (в редакции от 31 декабря 2004 г. № 904). Министерство осуществляет следующие полномочия в области здравоохранения: 1) самостоятельно принимает следующие нормативно-правовые акты: – положения о территориальных органах федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных Министерству;
– квалификационные требования к работникам и номенклатура специальностей в сфере, отнесенной к компетенции Министерства; – методические рекомендации по вопросам, связанным с прохождением обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности; – порядок медицинского освидетельствования лица, в отношении которого именуются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача; – порядок выдачи разрешений для применения средств и методов диагностики наркомании и лечения больных наркоманией; – порядок организации медицинской помощи лицам задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест; – порядок допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам; – порядок допуска лиц, не имеющих законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием; – порядок деятельности семейного врача; – перечень объектов трансплантации; – номенклатуру организаций здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и её компонентов и т. п.; 2) проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности; 3) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке.
Положение о службе утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322. Служба осуществляет следующие полномочия: 1) осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: – государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; – государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношение в области защиты прав потребителей; – санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации; – выдает лицензии на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и деятельности в области использования источников ионизирующего излучения. 2) регистрирует: – впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств); – отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); – лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов; 3) устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); 4) информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 5) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства;
6) организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы; 7) готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Служба осуществляет свою деятельность на основе Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 323. Основными функциями службы являются: – организация и осуществление контроля и надзора в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, в том числе за медицинской деятельностью, деятельностью в сфере обращения лекарственных средств, за деятельностью по оказанию протезно-ортопедической помощи; – осуществление контроля качества лекарственных средств, медицинской и реабилитационной техники и изделий медицинского назначения, а также контроля за оказанием медико-социальной помощи населению и медико-социальной реабилитации инвалидов; – осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией службы; – осуществление государственной регистрации лекарственных средств, медицинской и реабилитационной техники и изделий медицинского назначения; – аккредитация медицинских организаций, организаций социального обслуживания, санаторно-курортных организаций, а также аккредитация организаций на проведение экспертизы проектов потребительской корзины. Служба осуществляет следующие полномочия: 1) надзор за фармацевтической деятельностью; соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения; контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания; 2) контроль за: – порядком производства медицинской экспертизы; – порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; – организацией и осуществлением медико-социальной экспертизы, а также реабилитацией инвалидов; – осуществлением судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз; – производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования изделий медицинского назначения; – проведением доклинических и клинических исследований лекарственных средств, а также выполнением правил лабораторной и клинической практики; – соблюдением стандартов качества медицинской помощи; 3) организует проведение экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств; 4) выдает: а) лицензии на осуществление: – медицинской деятельности; – фармацевтической деятельности, – деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи; – деятельности по производству лекарственных средств, за исключением лекарственных средств для животных и кормовых добавок; – деятельности по производству медицинской техники; б) разрешения на: – применение новых медицинских технологий; – ввоз лекарственных средств на территорию Российской Федерации в установленном порядке; – вывоз лекарственных средств с территории Российской Федерации в установленном порядке; – ввоз на территорию Российской Федерации незарегистрированных лекарственных средств с целью проведения их клинических исследований; – проведение клинических исследований лекарственных средств; в) заключения о соответствии организации производства лекарственных средств требованиям законодательства Российской Федерации при лицензировании производства лекарственных средств; 5) регистрирует предельные отпускные цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и изделия медицинского назначения; 6) ведет государственный реестр лекарственных средств, государственный реестр цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и перечень учреждений здравоохранения, имеющих право проводить клинические исследования лекарственных средств; 7) проводит аттестацию и сертификацию специалистов, занятых в сфере обращения лекарственных средств; 8) осуществляет в установленном порядке проверку деятельности организации здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, организаций осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения и социальной защиты населения и др.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |