Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, метод и принципы коммерческого права

Тема 1. Коммерческое право в системе права

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА

Коммерция (commercium с латинского переводится как торговля) это вид торгового предпринимательства или бизнеса.

Торговлей называется деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при обращении экономических благ. Ее задача заключается в том, чтобы доставить благо к тому месту и к тому времени, где и когда на него возникает спрос со стороны потребителей. Изменение благ ей чуждо.

 

Предмет коммерческого права - коммерческая деятельность.

Коммерческая деятельность - это разновидность предпринимательской деятельности, осуществляемой самостоятельно и на свой риск физическими и юридическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, направленная на систематическое получение прибыли путем продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на оптовых рынках с целью продвижения товаров от изготовителей к оптовым потребителям.

 

Торговая деятельность (также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров[1].

Методом правового регулирования любой отрасли права является совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью.

 

В коммерческом праве в качестве метода регулирования используются методы:

диспозитивный;

императивный.

Для коммерческого права, как и для гражданского, характерен преимущественно диспозитивный метод регулирования, который подразумевает:

равенство между собой участников отношений, регулируемых коммерческим правом;

возможность выбора участниками данных отношений вариантов своих действий при организации торговой деятельности.

Для некоторых отношений, регулируемых коммерческим правом (например, в сфере государственного регулирования торговой деятельности), характерен императивный метод, который предполагает:

наличие между субъектами отношений власти и подчинения;

наличие норм, обязательных для исполнения.

Принципы коммерческого права:

принцип экономической свободы, получивший свое обоснование в ст. 8, 34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»;

принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты. В соответствии со ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

принцип единого экономического пространства, то есть согласно ст. 8 Конституции РФ предполагающий «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». В соответствии с данным принципом на территории РФ ни законодательно, ни в административном порядке никто не вправе устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие экономическое пространство РФ. Встречаются случая, когда субъекты РФ принимают решения, противоречащие Конституции РФ (например, введение ограничения для сельскохозяйственных производителей вывоза зерна за пределы территории области, принуждение коммерческих организаций к обслуживанию только в определенных банках и т.п.);

принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный конституционный принцип получил развитие в целом ряде законодательных актов о защите конкуренции на товарном и финансовом рынке, о естественных монополиях. Нарушителями антимонопольного законодательства могут быть не только предприниматели, но и государственные органы (например, если они устанавливают запреты на ввоз определенных потребительских товаров и создают искусственную монополию в лице местного производителя товара);

принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом;

принцип систематического получения прибыли как цели предпринимательской деятельности. Установление данного принципа является необходимым атрибутом рыночной экономики;

принцип законности;

принцип свободы договора.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приемы исторической критики | Источники коммерческого права. Источник права – нормативный акт, содержащий правила (правовые нормы), регулирующий общественные отношения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.